Особенности представлений дошкольников о художественной культуре разных стран
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-4-271-282Ключевые слова:
представления дошкольников о культуре разных стран, формирование представлений о художественной культуре, особенности представлений, диагностика, дошкольный возраст, художественная культура странАннотация
Статья посвящена описанию особенностей диагностики, формирования и наполнения представлений у детей дошкольного возраста (6–7 лет) о художественной культуре разных стран в целом. Мировые глобальные процессы, динамика современного мира приводят к сосуществованию и интеграции в одном жизненном пространстве разнородных культурных групп, тем самым делая поликультурное общество естественной средой жизни и развития современного ребенка. Дошкольный возраст — это возраст активного наполнения и формирования представлений об окружающем мире, а также возраст воспитания нравственных чувств ребенка и вхождения его в культуру. Результативность занятий, направленных на наполнение и формирование представлений о художественной культуре других стран у детей дошкольного возраста, рассматривается в индивидуальной динамике и оценивается по критериям: полнота, яркость, детальность, точность образов. В основе занятий, направленных на формирование и наполнение представлений, лежит анализ сходств и стилевых отличий отдельных элементов культуры разных стран (скульптура, музыка, декоративно-прикладное творчество). В статье автор отмечает целесообразность и эффективность использования электронных образовательных ресурсов на занятиях, направленных на развитие и формирование представлений о художественной культуре стран.
Подчеркивается значимость занятий, направленных на развитие представлений о художественной культуре других стран, в ходе которых формируется положительный эмоциональный фон для восприятия традиций и культуры других стран. Эмоционально-познавательный опыт общения с мировым культурным наследием, приобретенный в дошкольном детстве, положительно сказывается на развитии личности ребенка, наполняя представления более точными и детальными образами культуры разных стран, стимулирует способность к эстетическому, толерантному восприятию мира.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Бойко, А. Г. (2007) Информационно-коммуникативное видение современного человека и педагогика художественного музея. В кн.: Т. А. Барышева, В. А. Шекалов (ред.). Художественное образование ребенка: история и современность. Материалы I Международной научно-практической конференции. СПб.: Наука: САГА, с. 72–77.
Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Дорофеева, Э. М. (ред.). (2019) От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-Синтез, 336 с.
Вербенец, А. М. (2013) Педагогическое сопровождение использования электронных образовательных ресурсов в процессе приобщения старших дошкольников к изобразительному искусству. Письма в Эмиссия.Оффлайн, ART 2105. [Электронный ресурс]. URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2105. htm (дата обращения 10.12.2018).
Докукина, А. А. (2020) Использование электронных образовательных ресурсов как средства развития представлений старших дошкольников о художественной культуре разных стран. Выпускная квалификационная работа (магистратура). СПб., Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 99 с.
Лыкова, И. А. (2015) Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях реализации ФГОС ДО. М.: Цветной мир, 144 с.
Некрасова-Каратеева, О. Л., Осорина, М. В. (1998) Психологические особенности восприятия картины зрителем-ребенком в музее. В кн.: Б. А. Столяров (ред.). Художественный музей в образовательном процессе. СПб.: Специальная литература, с. 127–169.
Обухова, Л. Ф. (2019) Возрастная психология. М.: Юрайт, 460 с.
Поляк, Т. Ф., Торшилова, Е. М. (2017) Возрастная динамика особенностей художественного восприятия детей 4–8 лет. Педагогика искусства, № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education.ru/ electronic-journal/vozrastnaya-dinamika-osobennostey-hudozhestvennogo-vospriyatiya-detey-4-8-let (дата обращения 23.01.2020).
Протасова, Е. Ю., Лыкова, И. А., Родина, Н. М. (2012) О своеобразии художественной культуры дошкольника (по материалам зарубежных изданий). Педагогика искусства, № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/protasova_18_mart.pdf (дата обращения 15.12.2019).
Савинова, Л. Ю., Докукина, А. А. (2020) Особенности представлений дошкольников о художественной культуре разных стран. Герценовские чтения. Художественное образование ребенка: стратегии будущего. VI Всероссийская научно-практическая конференция «Художественное образование ребенка: стратегии будущего». 14 февраля 2020 г. Т. 6. Вып. 1. СПб.: Изд-во ВВМ, с. 174–180.
Суслова, Э. К. (1994) Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». М.: Ассоциация «Проф. образование», 80 с.
Флиер, А. Я. (1998) Художественная культура. В кн.: С. Я. Левит (ред.). Культурология. ХХ век. Энциклопедия: в 2 т. Т. 1. М.: Университетская книга; OOO “Алетейя”, 446 с. [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/culturology/Художественная_культура (дата обращения 15.12.2019).
REFERENCES
Bojko, A. G. (2007) Informatsionno-kommunikativnoe videnie sovremennogo cheloveka i pedagogika khudozhestvennogo muzeya [Information and communication vision of a modern person and pedagogy of an art museum]. In: T. A. Barysheva, V. A. Shekalov (eds.). Khudozhestvennoe obrazovanie rebenka: istoriya i sovremennost’. Materialy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Art education of a child: history and modernity. Materials of the I International scientific and practical conference]. Saint Petersburg: Nauka Publ.; SAGA Publ., pр. 72–77. (In Russian)
Dokukina, A. A. (2020) Ispol’zovanie elektronnykh obrazovatel’nykh resursov kak sredstva razvitiya predstavlenij starshikh doshkol’nikov o khudozhestvennoj kul’ture raznykh stran [Use of electronic educational resources as a means of developing the ideas of older preschoolers about the artistic culture of different countries]. Master’s thesis. Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 99 p. (In Russian)
Flier, A. Ya. (1996) Khudozhestvennaya kul’tura [Artistic culture]. In: S. Ya. Levit (ed.). Kul’turologiya. XX vek. Entsiklopediya [Cultural studies. 20th century. Encyclopedia]: In 2 vols. Vol. 1. Moscow: Universitetskaya kniga Publ.; OOO “Aletejya” Publ., 446 p. [Online]. Available at: https://gufo.me/dict/culturology/Художественная_ культура (accessed 15.12.2019). (In Russian)
Lykova, I. A. (2015) Proektirovanie obrazovatel’noj oblasti “Khudozhestvenno-esteticheskoe razvitie”. Novye podkhody v usloviyakh realizatsii FGOS DO [Design of the educational area “Artistic and aesthetic development”. New approaches in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard for Preschool Education]. Moscow: Tsvetnoj mir Publ., 144 p. (In Russian)
Nekrasova-Karateeva, O. L., Osorina, M. V. (1998) Psikhologicheskie osobennosti vospriyatiya kartiny zritelem-rebenkom v muzee [Psychological features of the perception of the picture by the child viewer in the museum]. In: B. A. Stolyarov (ed.). Khudozhestvennyj muzej v obrazovatel’nom protsesse [Art Museum in the educational process].Saint Petersburg: Spetsial’naya literatura Publ., pр. 127–169. (In Russian)
Obuhova, L. F. (2019) Vozrastnaya psikhologiya [Age psychology]. Moscow: Yurajt Publ., 460 p. (In Russian)
Polyak, T. F., Torshilova, E. M. (2017) Vozrastnaya dinamika osobennostej khudozhestvennogo vospriyatiya detej 4–8 let [Age dynamics of features of artistic perception of children aged 4–8]. Pedagogika iskusstva — Pedagogy of Art, no. 3. [Online]. Available at: http://www.art-education.ru/electronic-journal/vozrastnaya-dinamika-osobennostey-hudozhestvennogo-vospriyatiya-detey-4-8-let (accessed 23.01.2020). (In Russian)
Protasova, E. Yu., Lykova, I. A., Rodina, N. M. (2012) O svoeobrazii khudozhestvennoj kul’tury doshkol’nika (po materialam zarubezhnykh izdanij) [About the originality of the art culture of preschool children (based on materials from foreign publications)]. Pedagogika iskusstva — Pedagogy of Art, no. 1. [Online]. Available at: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/protasova_18_mart.pdf (accessed 15.12.2019). (In Russian)
Savinova, L. Yu., Dokukina, A. A. (2020) Osobennosti predstavlenij doshkol’nikov o khudozhestvennoj kul’ture raznykh stran [Features of the ideas of preschoolers about the artistic culture of different countries]. In: Gertsenovskie chteniya. Khudozhestvennoe obrazovanie rebenka: strategii budushchego. VI Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Khudozhestvennoe obrazovanie rebenka: strategii budushchego». 14 fevralya 2020 g. [Herzen readings. Art education of the child: strategies for the future. VI all-Russian scientific and practical conference “Art education of the child: strategies of the future”]. Vol. 6. Iss. 1. Saint Petersburg: VVM Publ., pp. 174–180. (In Russian)
Suslova, E. K. (1994) Spetskurs “Vospitanie u detej etiki mezhnatsional’nogo obshcheniya” [Special course “Education in children of ethics of interethnic communication”]. Moscow: Assotsiatsiya “Prof. Obrazovanie” Publ., 80 p. (In Russian)
Veraksa, N. E., Komarova, T. S., Dorofeeva, E. M. (eds.). (2019) Ot rozhdeniya do shkoly. Innovatsionnaya programma doshkol’nogo obrazovaniya [From birth to school. Innovative preschool education program]. Moscow: Mozaika- Sintez Publ., 336 p. (In Russian)
Verbenets, A. M. (2013) Pedagogicheskoe soprovozhdenie ispol’zovaniya elektronnykh obrazovatel’nykh resursov v protsesse priobshcheniya starshikh doshkol’nikov k izobrazitel’nomu iskusstvu [Originality of pedagogical support in the process use of information and communication technologies in the process of familiarizing of the senior preschool children to the visual arts]. The Emissia. Offline Letters, ART 2105. [Online]. Available at: http://www.emissia.org/offline/2013/2105.htm (accessed 10.12.2018). (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Анастасия Александровна Докукина, Людмила Юрьевна Савинова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.