Возрастные особенности веры в сверхъестественные явления

Авторы

  • Полина Адимановна Васильева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0003-4742-2035

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-4-296-310

Ключевые слова:

паранормальные явления, вера, возрастные особенности, сверхъестественные силы, подростки, молодежь

Аннотация

В статье представлены результаты исследования на тему отношения современного человека к сверхъестественным явлениям. Актуальность исследования обусловлена представленными в обзоре литературы данными о широком распространении веры в паранормальные явления у современных людей. Также уделено особое внимание возрастным особенностям этого феномена. В исследовании приняли участие 570 человек в возрасте от 12 до 60 лет. Участие в исследовании было добровольным. Все испытуемые были разделены по возрастным группам: группа подростков (11–15 лет) составила 24 человека, молодежь (16–19 лет) — 195 человек, возрастная группа от 20 до 30 лет включала 237 человек, группа в возрасте от 30 до 40 лет — 70 человек, от 40 до 60 — 44 человека. Опрос проводился с помощью Google-форму. На многие вопросы достаточно часто были даны скептические ответы. На вопрос о том, во что из предложенного вы верите, ответ: «Я не верю», встречается во всех возрастных категориях, но наиболее популярным он оказался у людей в возрасте от 20 до 30 лет. Второе место занял этот ответ у молодежи и в группе от 30 до 40 лет. У подростков и у людей в возрасте от 40 до 60 лет он не попал в топ-3 популярных ответов. Однако в каждой группе есть определенный процент верующих в сверхъестественные явления. Более верующими в отношении некоторых проблем оказались подростки и люди в возрасте от 40 до 60 лет.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Байрамова, Э. Э., Ениколопов, С. Н. (2016) Адаптация методики определения уровня магического мышления М. Экблада и Л. Дж. Чапмана на русскоязычной выборке. Психиатрия, № 1, с. 40–46.

Бессонова, Л. А. (2012a) Наука и паранаука. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, № 2, с. 4–7.

Бессонова, Л. А. (2012b) Смелость ученого. Вестник экономики, права и социологии, № 1, с. 376–377.

Булейко, Н. А., Гаджиахмедов, З. Т. (2019) Пропаганда экстрасенсорики на современном экране. Мир науки, культуры, образования, № 2 (75), с. 351–353.

Вера в необъяснимое: мониторинг. (2019) ВЦИОМ Новости, 2 июля. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vera-v-neobyasnimoe-monitoring (дата обращения 25.10.22).

Карташова, И. А. (2016) Наука и паранаука. Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки, № 3, с. 153–155.

Понукалин, А. А. (2019) Современная парадигма рационального знания: парафизика и парапсихология. Вестник Саратовского государственного технического университета, № 37, с. 285–296.

Смит, Дж. (2020) Псевдонаука и паранормальные явления. Критический взгляд. М.: Альпина, 566 с.

Субботский, Е. В. (2013) Магическое мышление и вера в магию как резерв психического развития и обучения. Образование и саморазвитие, № 4 (38), с. 211–216.

Юревич, А. В., Юревич, М. А. (2013) Легковерие и скептицизм в студенческой среде. Социология науки и технологий, т. 4, № 3, с. 127–137.

Badcock, C. (2011) The imprinted brain: How genes set the balance between autism and psychosis. Epigenomics, vol. 3, no. 3, pp. 345–359. https://doi.org/10.2217/epi.11.19

Barber, J. (2014) Believing in a purpose of events: Cross-cultural evidence of confusions in core knowledge. Applied Cognitive Psychology, no. 28, no. 3, pp. 432–437. https://doi.org/10.1002/acp.3003

Lindeman, M., Svedholm-Häkkinen, A. M. (2016) Does poor understanding of physical world predict religious and paranormal beliefs? Applied Cognitive Psychology, vol. 30, no. 5, pp. 736–742. https://doi.org/10.1002/acp.3248

Shtulman, A., Harrington, K. (2016) Tensions between science and intuition across the lifespan. Topics in Cognitive Science, vol. 8, no. 1, pp. 118–137. https://doi.org/10.1111/tops.12174

REFERENCES

Badcock, C. (2011) The imprinted brain: How genes set the balance between autism and psychosis. Epigenomics, vol. 3, no. 3, pp. 345–359. https://doi.org/10.2217/epi.11.19 (In English)

Bajramova, E. E., Enikolopov, S. N. (2016) Adaptatsiya metodiki opredeleniya urovnya magicheskogo myshleniya M. Ekblada i L. Dzh. Chapmana na russkoyazychnoj vyborke [Adaptation of the methods of determining the level of magical thinking M. Eckblad and L. J. Chapman on Russian sample]. Psikhiatriya — Psychiatry, no. 1, pp. 40–46. (In Russian)

Barber, J. (2014) Believing in a purpose of events: Cross-cultural evidence of confusions in core knowledge. Applied Cognitive Psychology, no. 28, no. 3, pp. 432–437. https://doi.org/10.1002/acp.3003 (In English)

Bessonova, L. A. (2012a) Nauka i paranauka [Science and Parascience]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv — Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts, no. 2, pp. 4–7. (In Russian)

Bessonova, L. A. (2012b) Smelost’ uchenogo [Courage of a scientist]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii, no. 1, pp. 376–377. (In Russian)

Bulejko, N. A., Gadzhiakhmedov, Z. T. (2019) Propaganda ekstrasensoriki na sovremennom ekrane [Promotion of extrasensory perception on the modern screen]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya — The World of Science, Culture and Education, no. 2 (75), pp. 351–353. (In Russian)

Kartashova, I. A. (2016) Nauka i paranauka [Science and parascience]. Obrazovanie i nauka bez granits: sotsial’no-gumanitarnye nauki, no. 3, pp. 153–155. (In Russian)

Lindeman, M., Svedholm-Häkkinen, A. M. (2016) Does poor understanding of physical world predict religious and paranormal beliefs? Applied Cognitive Psychology, vol. 30, no. 5, pp. 736–742. https://doi.org/10.1002/acp.3248 (In English)

Ponukalin, A. A. (2019) Sovremennaya paradigma ratsional’nogo znaniya: parafizika i parapsikhologiya [The modern paradigm of the rational knowledge: A paraphysics and a parapsychology]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta — Vestnik Saratov State Technical University, no. 37, pp. 285–296. (In Russian)

Shtulman, A., Harrington, K. (2016) Tensions between science and intuition across the lifespan. Topics in Cognitive Science, vol. 8, no. 1, pp. 118–137. https://doi.org/10.1111/tops.12174 (In English)

Smith, J. (2020) Psevdonauka i paranormal’nye yavleniya. Kriticheskij vzglyad [Pseudoscience and Extraordinary Claims of the Paranormal]. Moscow: Alpina Publ., 566 p. (in English)

Subbotskij, E. V. (2013) Magicheskoe myshlenie i vera v magiyu kak rezerv psikhicheskogo razvitiya i obucheniya [Magical thinking and belief in magic as a reserve for mental development and learning]. Obrazovanie i samorazvitie — Education and Self-Development, no. 4 (38), pp. 211–216. (In Russian)

Vera v neob’yasnimoe: monitoring [Belief in the inexplicable: Monitoring] (2019). VTSIOM Novosti [VCIOM News], 2 July. [Online]. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vera-v-neobyasnimoe-monitoring (accessed 25.10.22). (In Russian)

Yurevich, A. V., Yurevich, M. A. (2013) Legkoverie i skeptitsizm v studencheskoj srede [Credulity and skepticism among students]. Sotsiologiya nauki i tekhnologij — Sociology of Science and Technology, vol. 4, no. 3, pp. 127–137. (In Russian)

Опубликован

30.12.2022

Выпуск

Раздел

Статьи