О готовности выпускников социальных учреждений Приморского края к самостоятельной жизни
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-2-83-93Ключевые слова:
социализация, первичная социализация, вторичная социализация, социальная адаптация, адекватная самооценка, базовое доверие, самостоятельная жизнь, сироты, форсайт-сессия, образ будущегоАннотация
Яркий пример научной проблемы: противоречие между первичной и вторичной социализациями у детей, воспитывающихся в семьях и детских домах. Дети из семей проходят первичную социализацию дома посредством таких агентов социализации, как значимые взрослые, члены семьи. Воспитанники детских домов вынуждены социализироваться посредством институциональных агентов социализации — преподавателей и сверстников. Таким образом, дети из детских домов проходят только этап вторичной социализации. И прохождение этого этапа не всегда бывает удачным. Нередко детские дома своим воспитанникам прививают позицию сироты, заниженную самооценку, искажают понятие «забота». У детей появляется недоверие к миру. Воспитанникам социальных учреждений сложно формировать представление о своем будущем, ведь они не видят возможностей реализации своих целей, что мешает им полноценно социализироваться после выпуска. Отсутствие базовых навыков также отяжеляет адаптацию к социуму. Под базовыми навыками подразумевается недостаточный уровень знаний, навыков и умений в области самообслуживания, низкий уровень финансовой грамотности, отсутствие представления о нормальной модели семьи и брака. В статье представлены результаты исследования, проведенного посредством форсайт-сессии для изучения готовности выпускников социальных учреждений к самостоятельной жизни. Форсайт-сессия — это инновационный мозговой штурм, позволяющий максимально эффективно понять достоинства и недостатки прошлого и учесть это в создании новых технологий. Форсайт-сессия проводилась в двух учреждениях: КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних “Парус надежды”» и КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 2 г. Владивостока». Всего в исследовании приняли участие 19 подростков в возрасте от 12 до 17 лет. По завершении данной форсайт-сессии были сделаны выводы о несформированности образа будущего у воспитанников социальных учреждений, доминировании материальных ценностей над духовными, о превалировании преимущественно физиологических потребностей, неспособности и/или боязни подростков представить свое будущее, точно назвать свои желания и цели, наметить действия по их осуществлению.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Аванесян, И. Д. (2014) Педагогика общей заботы — ресурс воспитания XXI века. Непрерывное образование: XXI век, № 1 (5), с. 48–59.
Аймагамбетова, Р. Х., Асылбекова, М. П. (2018) Особенности социализации выпускников детских домов к жизнедеятельности в современном обществе. Социальные отношения, № 1 (24), с. 54–56.
Бондарева, Т. В. (2017) Решение проблем социальной адаптации детей-сирот в контексте профессиональной деятельности социального педагога. Академия профессионального образования, № 3, с. 68–71.
Герцик, В. В. (2019) Технологии, основанные на отношениях заботы и педагогической поддержки в постинтернатном сопровождении детей-сирот. Мир науки, культуры, образования, № 5 (78), с. 179–180. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-00073
Расчетина, С. А. (1998) Социальная педагогика — развивающаяся область образования. Псков: Псковский государственный педагогический университет им. С. М. Кирова, 170 с.
Терешкина, И. Б., Шляхто, М. С. (2017) Образ будущего у воспитанников детских домов. В кн.: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 145–153.
Щетинина, Е. Б. (2017) Особенности адаптации ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, в условиях социально-реабилитационного центра. Вестник Саратовского областного института развития образования, № 4 (12), с. 25–29.
REFERENCES
Ajmagambetova, R. Kh., Asylbekova, M. P. (2018) Osobennosti sotsializatsii vypusknikov detskikh domov k zhiznedeyatel’nosti v sovremennom obshchestve [The socialisation features of orphanage graduates to life in a modern society]. Sotsial’nyye otnosheniya — Social Relations, no. 1 (24), pp. 54–56. (In Russian)
Avanesyan, I. D. (2014) Pedagogika obshchej zaboty — resurs vospitaniya XXI veka [The pedagogy of common care as an educational resource of the XXI century]. Nepreryvnoye obrazovaniye: XXI vek — Lifelong Education: 21st Century, no. 1 (5), pp. 48–59. (In Russian)
Bondareva, T. V. (2017) Resheniye problem sotsial’noj adaptatsii detej-sirot v kontekste professional’noj deyatel’nosti sotsial’nogo pedagoga [The solving of the problems of social adaptation of orphans in the context of a professional activity of a social teacher]. Akademiya professional’nogo obrazovaniya — Academy of Professional Education, no. 3, pp. 68–71. (In Russian)
Gertsik, V. V. (2019) Tekhnologii, osnovannyye na otnosheniyakh zaboty i pedagogicheskoj podderzhki v postinternatnom soprovozhdenii detej-sirot [Echnologies of pedagogical support based on the attitude of care in the postboarding support of orphans]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya — The World of Science, Culture, Education, no. 5(78), pp. 179–180. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-00073 (In Russian)
Raschetina, S. A. (1998) Sotsial’naya pedagogika — razvivayushchayasya oblast’ obrazovaniya [Social pedagogy is a developing field of education]. Pskov: Pskov State Pedagogical University named after S. M. Kirova Publ., 170 p. (In Russian)
Shchetinina, E. B. (2017) Osobennosti adaptatsii rebenka, popavshego v trudnuyu zhiznennuyu situatsiyu, v usloviyakh sotsial’no-reabilitatsionnogo tsentra [Peculiarities of social adaptation of a child suffering to a difficult life situation in conditions of social rehabilitation center]. Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya, no. 4 (12), pp. 25–29. (In Russian)
Tereshkina, I. B., Shlyakhto, M. S. (2017) Obraz budushchego u vospitannikov detskikh domov [The image of the future for the children of orphanages]. In: Integrativnyj podkhod k psikhologii cheloveka i sotsial’nomu vzaimodejstviyu lyudej: Vektory razvitiya sovremennoj psikhologicheskoj nauki. Materialy VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Integrative approach to human psychology and social interaction of people: Vectors of development of modern psychological science. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., pp. 145–153. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Попова Дарья Александровна, Казанцева Валерия Евгеньевна, Саутина Ксения Алексеевна, Горяченко Екатерина Андреевна
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.