Соучаствующее проектирование городских объектов с подростками: особенности взаимодействий. Опыт Пермского края

Авторы

  • Дарья Александровна Попова Владивостокский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-3-207-215

Ключевые слова:

соучаствующее проектирование, подростки, городская среда, социальное взаимодействие, ребенок-взрослый, методы коммуникации, партисипативные отношения

Аннотация

На протяжении всей мировой истории детей не выделяли как категорию, нуждающуюся в особых правах и защите. Лишь в середине XX века на мировом уровне были закреплены права ребенка, принятые генеральной ассамблеей ООН. Таким образом, феномен детства, в том числе и права детей на свободу самовыражения, самореализацию и участие в социальных процессах являются достаточно молодыми с точки зрения их научного изучения. Рассматривать ребенка не как безынициативного потребителя, а как социального актора, способного активно участвовать в конструировании социальной реальности, стали только в конце XX века, но до сих пор подобное мнение не имеет особой популярности в муниципальных образовательных учреждениях, найдя отражение только в частных организациях, направленных на развитие потенциала каждого ребенка и реализующим индивидуальный подход в образовании. Одной из таких организаций является НКО «Улица детства» (Пермский край), включающая детей в активную деятельность через соучаствующее проектирование городской среды. В статье рассмотрен опыт реализации архитектурных проектов с подростковой аудиторией НКО «Улица детства». Автор раскрывает проблему коммуникации детей и взрослых на примере работы этой организации. В рамках исследования были проведены восемь фокус-групп (43 участника) и экспертные интервью (17 участников), позволившие сравнить типы взаимодействия разных категорий взрослых: учителей, кураторов архитектурных воркшопов и др. с детьми. Взаимодействие детей и взрослых также было проанализировано с помощью «Лестницы участия» Р. Харта. Анализ помог выявить, на какой ступени участия находятся дети при взаимодействии с разными категориями взрослых людей.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 05.11.2022).

Майорова-Щеглова, С. Н. (ред.). (2018) Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус. М.: Изд-во РОС, 638 с.

Монтгомери, Ч. (2019) Счастливый город: как городское планирование меняет нашу жизнь. М.: Манн, Иванов и Фербер, 365 с.

Санофф, Г. (2015) Соучаствующее проектирование: практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов. Вологда: Проектная группа 8, 169 с.

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902349880 (дата обращения 06.11.2022).

Участие. (2008) В кн.: Н. Флауэрс (ред.). Компасито: пособие по обучению детей правам человека. Страсбург: Изд-во Совета Европы, с. 298–304.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (последняя редакция) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/12706/page/1 (дата обращения 06.11.2022).

Филипова, А. Г., Лебедева, Е. В. (2019) Дружественность городской среды к детям и молодежи: от теоретических подходов к экспертным интерпретациям. Ойкумена. Регионоведческие исследования, № 2 (49), с. 101–112. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2019-2/101-112

Филипова, А. Г., Прямикова, Е. В., Волкова, О. А. и др. (2020) Технологии вовлечения детей в решение вопросов, затрагивающих их интересы. СПб.: Астерион, 200 с.

Филипова, А. Г., Скрыпникова, Е. М. (2019) Особенности участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: по материалам экспертных интервью. Социальная педагогика, № 4, с. 89–96.

Филипова, А. Г., Скрыпникова, Е. М. (2022) Практики и ресурсы включения подростков в жизнь города: экспертный взгляд. Социодинамика, № 7, с. 11–23. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2022.7.38201

Численность постоянного населения в среднем за 2015–2020. (2020) Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/kWrhHU (дата обращения 06.11.2022).

Hart, R. A. (1992) Children’s participation. From tokenism to citizenship. Florence: United Nations Children’s Fund International Child Development Centre Publ., 44 p.

Hill, M., Davis, J., Prout, A., Tisdall, K. (2004) Moving the participation agenda forward. Children and Society, vol. 18, no. 2, рр. 77–96. https://doi.org/10.1002/chi.819

Kelleher, C., Seymour, M., Halpenny, A. M. (2014) Promoting the participation of seldom heard young people: A review of the literature on best practice principles. Dublin: Dublin Institute of Technology Publ., 71 p.

REFERENCES

Chislennost’ postoyannogo naseleniya v srednem za 2015–2020 [Average resident population for 2015–2020]. (2020) Federal’naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal State Statistics Service]. [Online]. Available at: https://goo.su/kWrhHU (accessed 06.11.2022). (In Russian)

Federal’nyj zakon ot 24 iyulya 1998 g. № 124-FZ (poslednyaya redaktsiya) “Ob osnovnykh garantiyakh prav rebenka v Rossijskoj Federatsii” [Federal Law dated July 24, 1998 No. 124-FZ (last edition) “On basic guarantees of the rights of the child in the Russian Federation”]. [Online]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/12706/page/1 (accessed 06.11.2022). (In Russian)

Filipova, A. G., Lebedeva, E. V. (2019) Druzhestvennost’ gorodskoj sredy k detyam i molodezhi: ot teoreticheskikh podkhodov k ekspertnym interpretatsiyam [Child and youth friendliness of the urban environment: From theoretical approaches to expert interpretations]. Ojkumena. Regionovedcheskie issledovaniya — Ojkumena. Regional Researches, no. 2 (49), pp. 101–112. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2019-2/101-112 (In Russian)

Filipova, A. G., Pryamikova, E. V., Volkova, O. A. et al. (2020) Tekhnologii vovlecheniya detej v reshenie voprosov, zatragivayushchikh ikh interesy [Technologies for involving children in resolving issues affecting their interests]. Saint Petersburg: Asterion Publ., 200 p. (In Russian)

Filipova, A. G., Skrypnikova, E. M. (2019) Osobennosti uchastiya detej v reshenii voprosov, zatragivayushchikh ikh interesy: po materialam ekspertnykh interv’yu [Peculiarities of children’s participation in resolving issues affecting their interests: Based on expert interviews]. Sotsial’naya pedagogika, no. 4, pp. 89–96. (In Russian)

Filipova, A. G., Skrypnikova, E. M. (2022) Praktiki i resursy vklyucheniya podrostkov v zhizn’ goroda: ekspertnyj vzglyad [Practices and resources for the inclusion of teenagers in the life of the city: An expert view]. Sotsiodinamika — Sociodynamics, no. 7, pp. 11–23. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2022.7.38201 (In Russian)

Hart, R. A. (1992) Children’s participation. From tokenism to citizenship. Florence: United Nations Children’s Fund International Child Development Centre Publ., 44 p. (In English)

Hill, M., Davis, J., Prout, A., Tisdall, K. (2004) Moving the participation agenda forward. Children and Society, vol. 18, no. 2, рр. 77–96. https://doi.org/10.1002/chi.819 (In English)

Kelleher, C., Seymour, M., Halpenny, A. M. (2014) Promoting the participation of seldom heard young people: A review of the literature on best practice principles. Dublin: Dublin Institute of Technology Publ., 71 p. (In English)

Konventsiya o pravakh rebenka (odobrena General’noj Assambleej OON 20 noyabrya 1989 g.) [Convention on the rights of the child (approved by the UN General Assembly dated November 11, 1989)]. [Online]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (accessed 05.11.2022). (In Russian)

Mayorova-Shcheglova, S. N. (ed.). (2018) Detstvo XXI veka: sotsiogumanitarnyj tezaurus [Childhood of the XXI century: A socio-humanitarian thesaurus]. Moscow: ROS Publ., 638 p. (In Russian)

Montgomery, Ch. (2019) Schastlivyj gorod: kak gorodskoe planirovanie menyaet nashu zhizn’ [Happy city. Transforming our lives through urban design]. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber Publ., 365 p. (In Russian)

Sanoff, H. (2015) Souchastvuyushchee proektirovanie: praktiki obshchestvennogo uchastiya v formirovanii sredy bol’shikh i malykh gorodov [Democratic design: Participation case studies in urban and small town environments]. Vologda: Proektnaya gruppa 8 Publ., 169 s. (In Russian)

Uchastie [Participation]. (2008) In: N. Flowers (ed.). Kompasito: posobie po obucheniyu detej pravam cheloveka [Compasito—manual on human rights education for children]. Strasbourg: Council of Europe Publ., pp. 298–304. (In Russian)

Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 1 iyunya 2012 g. № 761 “O Natsional’noj strategii dejstvij v interesakh detej na 2012–2017 gody” [Decree of the President of the Russian Federation dated June 1, 2012 No. 761 “On the National Action Strategy for children 2012–2017”]. [Online]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/902349880 (accessed 06.11.2022). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.11.2023

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)