О готовности выпускников социальных учреждений Приморского края к самостоятельной жизни

Авторы

  • Дарья Александровна Попова Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
  • Валерия Евгеньевна Казанцева Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
  • Ксения Алексеевна Саутина Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
  • Екатерина Андреевна Горяченко Владивостокский государственный университет экономики и сервиса https://orcid.org/0000-0002-4613-3971

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-2-83-93

Ключевые слова:

социализация, первичная социализация, вторичная социализация, социальная адаптация, адекватная самооценка, базовое доверие, самостоятельная жизнь, сироты, форсайт-сессия, образ будущего

Аннотация

Яркий пример научной проблемы: противоречие между первичной и вторичной социализациями у детей, воспитывающихся в семьях и детских домах. Дети из семей проходят первичную социализацию дома посредством таких агентов социализации, как значимые взрослые, члены семьи. Воспитанники детских домов вынуждены социализироваться посредством институциональных агентов социализации — преподавателей и сверстников. Таким образом, дети из детских домов проходят только этап вторичной социализации. И прохождение этого этапа не всегда бывает удачным. Нередко детские дома своим воспитанникам прививают позицию сироты, заниженную самооценку, искажают понятие «забота». У детей появляется недоверие к миру. Воспитанникам социальных учреждений сложно формировать представление о своем будущем, ведь они не видят возможностей реализации своих целей, что мешает им полноценно социализироваться после выпуска. Отсутствие базовых навыков также отяжеляет адаптацию к социуму. Под базовыми навыками подразумевается недостаточный уровень знаний, навыков и умений в области самообслуживания, низкий уровень финансовой грамотности, отсутствие представления о нормальной модели семьи и брака. В статье представлены результаты исследования, проведенного посредством форсайт-сессии для изучения готовности выпускников социальных учреждений к самостоятельной жизни. Форсайт-сессия — это инновационный мозговой штурм, позволяющий максимально эффективно понять достоинства и недостатки прошлого и учесть это в создании новых технологий. Форсайт-сессия проводилась в двух учреждениях: КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних “Парус надежды”» и КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 2 г. Владивостока». Всего в исследовании приняли участие 19 подростков в возрасте от 12 до 17 лет. По завершении данной форсайт-сессии были сделаны выводы о несформированности образа будущего у воспитанников социальных учреждений, доминировании материальных ценностей над духовными, о превалировании преимущественно физиологических потребностей, неспособности и/или боязни подростков представить свое будущее, точно назвать свои желания и цели, наметить действия по их осуществлению.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Аванесян, И. Д. (2014) Педагогика общей заботы — ресурс воспитания XXI века. Непрерывное образование: XXI век, № 1 (5), с. 48–59.

Аймагамбетова, Р. Х., Асылбекова, М. П. (2018) Особенности социализации выпускников детских домов к жизнедеятельности в современном обществе. Социальные отношения, № 1 (24), с. 54–56.

Бондарева, Т. В. (2017) Решение проблем социальной адаптации детей-сирот в контексте профессиональной деятельности социального педагога. Академия профессионального образования, № 3, с. 68–71.

Герцик, В. В. (2019) Технологии, основанные на отношениях заботы и педагогической поддержки в постинтернатном сопровождении детей-сирот. Мир науки, культуры, образования, № 5 (78), с. 179–180. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-00073

Расчетина, С. А. (1998) Социальная педагогика — развивающаяся область образования. Псков: Псковский государственный педагогический университет им. С. М. Кирова, 170 с.

Терешкина, И. Б., Шляхто, М. С. (2017) Образ будущего у воспитанников детских домов. В кн.: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 145–153.

Щетинина, Е. Б. (2017) Особенности адаптации ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, в условиях социально-реабилитационного центра. Вестник Саратовского областного института развития образования, № 4 (12), с. 25–29.

REFERENCES

Ajmagambetova, R. Kh., Asylbekova, M. P. (2018) Osobennosti sotsializatsii vypusknikov detskikh domov k zhiznedeyatel’nosti v sovremennom obshchestve [The socialisation features of orphanage graduates to life in a modern society]. Sotsial’nyye otnosheniya — Social Relations, no. 1 (24), pp. 54–56. (In Russian)

Avanesyan, I. D. (2014) Pedagogika obshchej zaboty — resurs vospitaniya XXI veka [The pedagogy of common care as an educational resource of the XXI century]. Nepreryvnoye obrazovaniye: XXI vek — Lifelong Education: 21st Century, no. 1 (5), pp. 48–59. (In Russian)

Bondareva, T. V. (2017) Resheniye problem sotsial’noj adaptatsii detej-sirot v kontekste professional’noj deyatel’nosti sotsial’nogo pedagoga [The solving of the problems of social adaptation of orphans in the context of a professional activity of a social teacher]. Akademiya professional’nogo obrazovaniya — Academy of Professional Education, no. 3, pp. 68–71. (In Russian)

Gertsik, V. V. (2019) Tekhnologii, osnovannyye na otnosheniyakh zaboty i pedagogicheskoj podderzhki v postinternatnom soprovozhdenii detej-sirot [Echnologies of pedagogical support based on the attitude of care in the postboarding support of orphans]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya — The World of Science, Culture, Education, no. 5(78), pp. 179–180. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-00073 (In Russian)

Raschetina, S. A. (1998) Sotsial’naya pedagogika — razvivayushchayasya oblast’ obrazovaniya [Social pedagogy is a developing field of education]. Pskov: Pskov State Pedagogical University named after S. M. Kirova Publ., 170 p. (In Russian)

Shchetinina, E. B. (2017) Osobennosti adaptatsii rebenka, popavshego v trudnuyu zhiznennuyu situatsiyu, v usloviyakh sotsial’no-reabilitatsionnogo tsentra [Peculiarities of social adaptation of a child suffering to a difficult life situation in conditions of social rehabilitation center]. Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya, no. 4 (12), pp. 25–29. (In Russian)

Tereshkina, I. B., Shlyakhto, M. S. (2017) Obraz budushchego u vospitannikov detskikh domov [The image of the future for the children of orphanages]. In: Integrativnyj podkhod k psikhologii cheloveka i sotsial’nomu vzaimodejstviyu lyudej: Vektory razvitiya sovremennoj psikhologicheskoj nauki. Materialy VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Integrative approach to human psychology and social interaction of people: Vectors of development of modern psychological science. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., pp. 145–153. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.07.2022

Выпуск

Раздел

Статьи