Взаимосвязь компонентов исследовательского потенциала и социальных ролей воспитанников старших курсов Нахимовского военно-морского училища

Авторы

  • Юлия Александровна Руссак Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-2580-2443
  • Галина Борисовна Монина Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-0823-5379

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-1-12-21

Ключевые слова:

исследовательский потенциал, компоненты исследовательского потенциала, социальные (командные) роли, подростки

Аннотация

В статье обсуждаются вопросы модернизации системы основного общего и среднего образования Российской Федерации. Авторы статьи обращают внимание читателей на необходимость реализации научно-исследовательской и научно-практической деятельности в процессе воспитания и обучения воспитанников Нахимовского военно- морского училища. Исследование авторов направлено на выявление различий в формировании компонентов исследовательского потенциала воспитанников 9-х и 10-х классов и влияние социальных (командных) ролей в каждом возрастном периоде на развитие общего уровня исследовательского потенциала. Статья знакомит с такими формами проблемного обучения, применяемыми в Нахимовском военно-морском училище, как практико-ориентированные занятия, экспериментальные лабораторные работы, практические занятия-исследования, исследовательское проектирование и др.

Авторы фиксируют внимание на том, что преемственность в становлении готовности к исследовательской деятельности всецело определяется индивидуальной траекторией личности.

Объектом проведенного авторами статьи исследования, направленного на изучение взаимосвязи исследовательского потенциала воспитанников Нахимовского военно-морского училища со спецификой выполняемых ими социальных ролей, стали 60 воспитанников 9–10-х классов НВМУ в возрасте 14–16 лет.

Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе исследования, выявил низкий уровень исследовательского потенциала воспитанников 9-х классов и высокий и средний уровень — у десятиклассников. Кроме того, оказалось, что в 9-х классах — больше Творцов и Реализаторов, а в 10-х классах — большинство воспитанников выполняют роли Экспертов, Дипломатов, Генераторов идей, Работников и Реализаторов.

Полученные результаты позволяют выстраивать эффективные стратегии взаимодействия с обучающимися, направленные на повышение общего уровня исследовательского потенциала воспитанников Нахимовского военно-морского училища, с акцентом на организацию проектной деятельности, максимально направленной на будущую профессиональную деятельность воспитанников, что будет способствовать росту всех компонентов исследовательского потенциала.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Ахметшина, Г. М. (2006) Организация учебно-исследовательской деятельности с учащимися Детского эколого-биологического центра. Одаренный ребенок, № 5, с. 90–97.

Белбин, Р. М. (2003) Типы ролей в командах менеджеров. М.: HIPPO, 232 с.

Бордовская, Н. В. (ред.). (2015) Исследовательский потенциал студента. М.: Русайнс, 259 с.

Брызгалова, С. И. (2001) Исследовательский метод обучения как способ развития учебно-исследовательской деятельности учащихся. В кн.: Развитие учебно-исследовательской деятельности в системе дополнительного образования детей: Доклады и сообщения. Калининград: Рыцарь, с. 10–19.

Кикоть, Е. Н. (2002) Основы исследовательской деятельности: учебное пособие для лицеистов. Калининград: Рыцарь, 420 с.

Обухов, А. С. (2006) Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 224 с.

Пилипец, Л. В., Клименко, Е. В., Буслова, Н. С., Пилипец, Т. С. (2014) Становление готовности к исследовательской деятельности: школа — вуз — профессия. Фундаментальные исследования, № 8-1, с. 198–202.

Пилипец, Л. В., Клименко, Е. В., Буслова, Н. С. (2014) Проблемное обучение: от Сократа до формирования компетенций. Фундаментальные исследования, № 5–4, с. 860–864.

Русских, Г. А. (2001) Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся. Дополнительное образование, № 7–8, С. 11–13.

REFERENCES

Akhmetshina, G. M. (2006) Organizatsiya uchebno-issledovatel’skoj deyatel’nosti s uchashchimisya Detskogo ekologo-biologicheskogo tsentra [Organization of educational and research activities with students of the Children’s ecological and biological center]. Odarennyj rebenok, no. 5, pp. 90–97. (In Russian)

Belbin, R. M. (2003) Tipy rolej komandakh menedzherov [Types of roles in management teams]. Moscow: HIPPO Publ., 232 p. (In Russian)

Bordovskaya, N. V. (ed.). (2015) Issledovatel’skij potentsial studenta [Research potential of the student]. Moscow: Ru-Science Publ., 259 p. (In Russian)

Bryzgalova, S. I. (2001) Issledovatel’skij metod obucheniya kak sposob razvitiya uchebno-issledovatel’skoj deyatel’nosti uchashchikhsya [The research method of teaching as a way to develop the educational and research activities of students]. In: Razvitie uchebno-issledovatel’skoj deyatel’nosti v sisteme dopolnitel’nogo obrazovaniya detej: Doklady i soobshcheniya [Development of educational and research activities in the system of additional education for children: Reports and messages]. Kaliningrad: Rytsar’ Publ., pp. 10–19. (In Russian)

Kikot’, E. N. (2002) Osnovy issledovatel’skoj deyatel’nosti: uchebnoe posobie dlya litseistov [Fundamentals of research activities: A textbook for lyceum students]. Kaliningrad: Rytsar’ Publ., 420 p. (In Russian)

Obukhov, A. S. (2006) Razvitie issledovatel’skoj deyatel’nosti uchashchikhsya [Development of research activities of students]. Moscow: MPGU “Prometey” Publ., 224 p. (In Russian)

Pilipets, L. V., Klimenko, E. V., Buslova, N. S., Pilipets, T. S. (2014) Stanovleniye gotovnosti k issledovatel’skoj deyatel’nosti: shkola — VUZ — professiya [Formation of readiness for research activities: School — university — profession]. Fundamental’nyye issledovaniya — Fundamental Research, no. 8-1, pp. 198–202. (In Russian)

Pilipets, L. V., Klimenko, E. V., Buslova, N. S. (2014) Problemnoe obuchenie: ot Sokrata do formirovaniya kompetentsij [Problem-based learning: From Socrates to the formation of competencies]. Fundamental’nyye issledovaniya — Fundamental Research, no. 5–4, pp. 860–864. (In Russian)

Russkikh, G. A. (2001) Razvitiye uchebno-issledovatel’skoj deyatel’nosti uchashchikhsya [Development of educational and research activities of students]. Dopolnitel’noe obrazovaniye, no. 7–8, pp. 11–13. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

16.04.2022

Выпуск

Раздел

Статьи