Результаты исследования взаимосвязи тормозного контроля и латеральных предпочтений у испытуемых в норме и при речевых нарушениях

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-3-179-185

Ключевые слова:

тормозный контроль, сенсомоторные реакции, интерференционный контроль, тип профиля функциональной сенсомоторной асимметрии, ФСМА, латеральный профиль, речевые нарушения

Аннотация

В статье рассматриваются результаты исследования особенностей тормозного контроля у испытуемых в норме и при речевых нарушениях с различными латеральными предпочтениями. В эксперименте принимали участие 100 испытуемых: 20 испытуемых с речевыми нарушениями и студенты без речевых нарушений — 80 человек. Определение типа профиля функциональной сенсомоторной асимметрии (ФСМА) проводилось при помощи набора проб, позволяющих выявить преимущество левой или правой стороны в сенсорной и моторной сферах. Изучение особенностей тормозного контроля включало исследование особенностей интерференционного контроля при помощи методики «Интерференция» О. М. Разумниковой и особенностей самоконтроля при помощи методики ReBOS. Методика «Интерференция» О. М. Разумниковой позволяет оценить степень интерференции в рабочей памяти. Данная методика состоит из трех серий, в каждой из которых испытуемому последовательно предъявляются 30 предметов. Испытуемому в каждой серии предлагается выбирать каждый раз новый предмет, который ранее им не выбирался. Методика ReBOS позволяет оценить особенности простой и сложной сенсомоторной реакции, которые демонстрируют качество прогнозирования фрактальной структуры сенсорного потока. По результатам исследования установлено, что среди испытуемых без речевых проблем наблюдается примерно равное распределение смешанного (39,1%) и правого (37,3%) типов профиля функциональной сенсомоторной асимметрии, тогда как в группе испытуемых с речевыми нарушениями все три типа латерального профиля имеют примерно равное распределение (левый — 30%, смешанный — 30%, правый — 40%). Выявлено, что испытуемые с левым типом асимметрии моторных и сенсорных компонентов профиля демонстрируют самые низкие средние показатели интерференции рабочей памяти, а также чем больше левых признаков есть у испытуемых, тем лучше они выполняют простую и сложную сенсомоторные реакции. Обнаружено, что испытуемые с речевыми нарушениями лучше выполняют сложную сенсомоторную реакцию.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Вартанов, А. В., Глозман, Ж. М., Кисельников, А. А., Карпова, Н. Л. (2005) Мозговая организация речевого действия при заикании. Физиология человека, т. 31, № 2, с. 13–17.

Глозман, Ж. М., Карпова, Н. Л., Чебурашкин-Антипов, Д. Н. (2018) Динамика изменений личности и плавности речи в ходе логопсихотерапии заикания. Дефектология, № 5, с. 51–57.

Добрин, А. В. (2020) Особенности тормозного контроля у студентов с различным типом латерального профиля. Психология образования в поликультурном пространстве, № 3 (51), с. 6–14. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2020-51-3-6-14

Добрин, А. В., Карпова, Н. Л., Николаева, Е. И. (2018) Связь латеральных признаков с когнитивными процессами у лиц с заиканием. Психология образования в поликультурном пространстве, № 3 (43), с. 8–16. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2018-43-3-8-16

Карпова, Н. Л. (2015) Семейная групповая логопсихотерапия как модель системы социореабилитации. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, т. 4, № 4 (16), с. 338–342. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2015-4-4-338-342

Леутин, В. П., Николаева, Е. И. (2008) Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб.: Речь, 368 c.

Николаева, Е. И., Вергунов, Е. Г. (2013) Прогноз психофизиологической «стоимости» эффективности процесса обучения у старших школьников. Психология образования в поликультурном пространстве, т. 1, № 21, с. 47–52.

Николаева, Е. И., Добрин, А. В., Карпова, Н. Л., Заводовская, Д. А. (2019) Изменение тормозного контроля у заикающихся испытуемых в процессе семейной групповой логопсихотерапии. Вестник психофизиологии, № 4, с. 73–79.

Николаева, Е. И., Сутормина, Н. В. (2019) Связь параметров сенсомоторной интеграции с объемом и интерференцией в рабочей памяти у детей 5–6 лет. Современные проблемы науки и образования, № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29099 (дата обращения 20.06.2021).

Николаева, Е. И., Янченко, И. В., Заводовская, Д. А. (2019) Специфика распределения латеральных признаков у дошкольников с логоневрозом. В кн.: Е. И. Николаева (ред.). Современное детство в пространстве науки и образовательной практики: материалы Международной научно-практической конференции и Форума молодых ученых, посвященных 100-летию Института детства Герценовского университета, Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 24–26 апреля 2019. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, с. 810–814.

Разумникова, О. М. (2019) Возрастные особенности соотношения тормозных функций исполнительной системы внимания и зрительно-образной памяти. Экспериментальная психология, т. 12, № 2, с. 61–74. https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120205

Разумникова, О. М., Савиных, М. А. (2016) Программный комплекс для определения систем характеристик зрительно-пространственной памяти. Авторское свидетельство 2016617675. Дата регистрации 12.07.2016. Выдано Роспатентом.

Anderson, M., Levy, B. (2009) Suppressing unwanted memories. Current Directions in Psychological Science, vol. 18, no. 4, pp. 189–194. https://doi.org/10.1111%2Fj.1467-8721.2009.01634.x

Bari, A., Robbins, T. W. (2013) Inhibition and impulsivity: Behavioral and neural basis of response control. Progress in Neurobiology, vol. 108, pp. 44–79. https://doi.org/10.1016/j.pneurobio.2013.06.005

Bunge, S. A., Dudukovic, N. M., Thomason, M. E. et al. (2002) Immature frontal lobe contributions to cognitive control in children: Evidence from fMRI. Neuron, vol. 33, no. 2, pp. 301–311. https://doi.org/10.1016/s0896-6273(01)00583-9

Burgess, P. W., Simons, J. S. (2005) Theories of frontal lobe executive function: Clinical applications. In: P. W. Halligan, D. T. Wade (eds.). Effectiveness of rehabilitation for cognitive deficits. Oxford: Oxford University Press, pp. 211–231. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198526544.003.0018

Kray, J., Ferdinand, N. K. (2014) Task switching and aging. In: J. A. Grange, G. Houghton (eds.). Task switching and cognitive control. New York: Oxford University Press, pp. 350–371. https://doi.org/10.1093/acprof:osobl/9780199921959.003.0014

Lehto, J., Juujärvi, P., Kooistra, L., Pulkkinen, L. (2003) Dimensions of executive functioning: Evidence from children. British Journal of Developmental Psychology, vol. 21, no. 1, pp. 59–80. https://doi.org/10.1348/026151003321164627

Munakata, Y., Herd, S. A., Chatham, Ch. H. et al. (2011) A unified framework for inhibitory control. Trends in Cognitive Sciences, vol. 15, no. 10, pp. 453–459. https://doi.org/10.1016/j.tics.2011.07.011

Muraven, M. (2010) Building self-control strength: Practicing self-control leads to improved self-control performance. Journal of Experimental Social Psychology, vol. 46, no. 2, pp. 465–468. https://doi.org/10.1016/j.jesp.2009.12.011

Nikolaeva, E. I., Oteva, E. A., Leutin, V. P. et al. (1995) Relationships between left hemisphere predominance and disturbances of lipid metabolism in different ethnic groups. International Journal of Cardiology, vol. 52, no. 3, pp. 207–211. https://doi.org/10.1016/0167-5273(95)02465-4

Nikolaeva, E., Karpova, N., Dobrin, A. (2019) Connection of the lateral preferences with cognitive processes in individuals with stuttering. In: Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow). Moscow: Moscow University Press, p. 121.

Peters, M. (1990) Subclassification of non-pathological left-handers poses problems for theories of handedness. Neuropsychologia, vol. 28, no. 3, pp. 279–289. https://doi.org/10.1016/0028-3932(90)90021-f

Theeuwes, J. (2010) Top-down and bottom-up control of visual selection. Acta Psychologica, vol. 123, no. 2, pp. 77–99. https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2010.02.006

Treffner, P. J., Turvey, M. T. (1996) Symmetry, broken symmetry, and handedness in bimanual coordination dynamics. Experimental Brain Research, vol. 107, no. 3, pp. 463–478. https://doi.org/10.1007/bf00230426

REFERENCES

Anderson, M., Levy, B. (2009) Suppressing unwanted memories. Current Directions in Psychological Science, vol. 18, no. 4, pp. 189–194. https://doi.org/10.1111/j.1467-8721.2009.01634.x (In English)

Bari, A., Robbins, T. W. (2013) Inhibition and impulsivity: Behavioral and neural basis of response control. Progress in Neurobiology, vol. 108, pp. 44–79. https://doi.org/10.1016/j.pneurobio.2013.06.005 (In English)

Bunge, S. A., Dudukovic, N. M., Thomason, M. E. et al. (2002) Immature frontal lobe contributions to cognitive control in children: Evidence from fMRI. Neuron, vol. 33, no. 2, pp. 301–311. https://doi.org/10.1016/s0896-6273(01)00583-9 (In English)

Burgess, P. W., Simons, J. S. (2005) Theories of frontal lobe executive function: Clinical applications. In: P. W. Halligan, D. T. Wade (eds.). Effectiveness of rehabilitation for cognitive deficits. Oxford: Oxford University Press, pp. 211–231. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198526544.003.0018 (In English)

Dobrin, A. V. (2020) Osobennosti tormoznogo kontrolya u studentov s razlichnym tipom lateral’nogo profilya [Features of inhibitory control in students with different type of lateral profile]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul’turnom prostranstve — Educational Psychology in Polycultural Space, no. 3 (51), pp. 6–14. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2020-51-3-6-14 (In Russian)

Dobrin, A. V., Karpova, N. L., Nikolaeva, E. I. (2018) Svyaz’ lateral’nykh priznakov s kognitivnymi protsessami u lits s zaikaniem [The connection of the lateral characteristics with cognitive processes in individuals with different stuttering severity]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul’turnom prostranstve — Educational Psychology in Polycultural Space, no. 3 (43), pp. 8–16. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2018-43-3-8-16 (In Russian)

Glozman, J. M., Karpova, N. L., Cheburashkin-Antipov, D. N. (2018) Dinamika izmenenij lichnosti i plavnosti rechi v khode logopsikhoterapii zaikaniya [Dynamics of personality changes and verbal fluency of persons who stutter after logopsychotherapy]. Defektologiya — Defectology, no. 5, pp. 51–57. (In Russian)

Karpova, N. L. (2015) Semejnaya gruppovaya logopsikhoterapiya kak model’ sistemy sotsioreabilitatsii [Family group logopedic psychotherapy as a model of socio-rehabilitational system]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya — Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, vol. 4, no. 4 (16), pp. 338–342. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2015-4-4-338-342 (In Russian)

Kray, J., Ferdinand, N. K. (2014) Task switching and aging. In: J. A. Grange, G. Houghton (eds.). Task switching and cognitive control. New York: Oxford University Press, pp. 350–371. https://doi.org/10.1093/acprof:osobl/9780199921959.003.0014 (In English)

Lehto, J., Juujärvi, P., Kooistra, L., Pulkkinen, L. (2003) Dimensions of executive functioning: Evidence from children. British Journal of Developmental Psychology, vol. 21, no. 1, pp. 59–80. https://doi.org/10.1348/026151003321164627 (In English)

Leutin, V. P., Nikolaeva, E. I. (2008) Funktsional’naya asimmetriya mozga: mify i dejstvitel’nost’ [Brain functional asymmetry: Myths and realities]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 368 p. (In Russian)

Munakata, Y., Herd, S. A., Chatham, Ch. H. et al. (2011) A unified framework for inhibitory control. Trends in Cognitive Sciences, vol. 15, no. 10, pp. 453–459. https://doi.org/10.1016/j.tics.2011.07.011 (In English)

Muraven, M. (2010) Building self-control strength: Practicing self-control leads to improved self-control performance. Journal of Experimental Social Psychology, vol. 46, no. 2, pp. 465–468. https://doi.org/10.1016/j.jesp.2009.12.011 (In English)

Nikolaeva, E. I., Dobrin, A. V., Karpova, N. L., Zavodovskay, D. A. (2019) Izmenenie tormoznogo kontrolya u zaikayushchikhsya ispytuemykh v protsesse semejnoj gruppovoj logopsikhoterapii [Change in inhibitory control in stuttering subjects in the process of family group logopedic psychotherapy]. Vestnik psikhofiziologii — Psychophysiology News, no. 4, pp. 73–79. (In Russian)

Nikolaeva, E. I., Oteva, E. A., Leutin, V. P. et al. (1995) Relationships between left hemisphere predominance and disturbances of lipid metabolism in different ethnic groups. International Journal of Cardiology, vol. 52, no. 3, pp. 207–211. https://doi.org/10.1016/0167-5273(95)02465-4 (In English)

Nikolaeva, E. I., Sutormina, N. V. (2019) Svyaz’ parametrov sensomotornoj integratsii s ob’emom i interferentsiej v rabochej pamyati u detej 5–6 let [The relationships between the parameters of sensorimotor integration with the size and interference in working memory in children of 5–6 years]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya — Modern Problems of Science and Education, no. 4. [Online]. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29099 (accessed 20.06.2021). (In Russian)

Nikolaeva, E. I., Vergunov, E. G. (2013) Prognoz psikhofiziologicheskoj “stoimosti” effektivnosti protsessa obucheniya u starshikh shkol’nikov [Forecast of the psychophysiological “cost” of the learning process effectiveness among high-school students]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul’turnom prostranstve — Educational Psychology in a Multicultural Space, vol. 1, no. 21, pp. 47–52. (In Russian)

Nikolaeva, E. I., Yanchenko, I. V., Zavodovskaya, D. A. (2019) Spetsifika raspredeleniya lateral’nykh priznakov u doshkol’nikov s logonevrozom [The specificity of the lateral preference distribution in preschoolers with logoneurosis]. In: E. I. Nikolaeva (ed.). Sovremennoe detstvo v prostranstve nauki i obrazovatel’noj praktiki: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii i Foruma molodykh uchenykh, posvyashchennykh 100-letiyu Instituta detstva Gertsenovskogo universiteta, Sankt-Peterburg, RGPU im. A. I. Gertsena, 24–26 aprelya 2019 [Modern childhood in the space of science and educational practice: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference and the Forum of Young Scientists dedicated to the 100th anniversary of the Institute of Childhood at Herzen University, Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University, 24–26 April 2019]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University, pp. 810–814. (In Russian)

Nikolaeva, E., Karpova, N., Dobrin, A. (2019) Connection of the lateral preferences with cognitive processes in individuals with stuttering. In: Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow). Moscow: Moscow University Press, p. 121. (In English)

Peters, M. (1990) Subclassification of non-pathological left-handers poses problems for theories of handedness. Neuropsychologia, vol. 28, no. 3, pp. 279–289. https://doi.org/10.1016/0028-3932(90)90021-f (In English)

Razumnikova, O. M. (2019) Vozrastnye osobennosti sootnosheniya tormoznykh funktsij ispolnitel’noj sistemy vnimaniya i zritel’no-obraznoj pamyati [Age effect on relationships between inhibitory functions of executive attention system and visual memory]. Eksperimental’naya psikhologiya — Experimental Psychology (Russia), vol. 12, no. 2, pp. 61–74. https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120205 (In Russian)

Razumnikova, O. M., Savinykh, M. A. (2016) Programmnyj kompleks dlya opredeleniya sistem kharakteristik zritel’no-prostranstvennoj pamyati [Software package for determining the systems of characteristics of visuospatial memory]. Inventor’s certificate 2016617675. Register date 12.07.2016. Granted by Rospatent. (In Russian)

Theeuwes, J. (2010) Top-down and bottom-up control of visual selection. Acta Psychologica, vol. 123, no. 2, pp. 77–99. https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2010.02.006 (In English)

Treffner, P. J., Turvey, M. T. (1996) Symmetry, broken symmetry, and handedness in bimanual coordination dynamics. Experimental Brain Research, vol. 107, no. 3, pp. 463–478. https://doi.org/10.1007/bf00230426 (In English)

Vartanov, A. V., Glozman, Zh. M., Kiselnikov, A. A., Karpova, N. L. (2005) Mozgovaya organizatsiya rechevogo deystviya pri zaikanii [Cerebral organization of verbal action in stutterers]. Fiziologiya cheloveka, no. 31 (2), pp. 13–17. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

06.10.2021

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)