Особенности связи типа сердечной регуляции с компонентами социального интеллекта обучающихся
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-4-285-291Ключевые слова:
вариабельность сердечного ритма, кардиоритм, социальный интеллект, тип сердечной регуляции, обучающиесяАннотация
В статье представлены результаты пилотажного исследования особенностей социального интеллекта (СИ) и его связи с типом регуляции кардиоритма обучающихся. В настоящее время имеются данные о том, что возрастание информационной и психологической нагрузки в процессе обучения приводит к напряжению функциональных систем организма. В то же время успешность обучения зависит от скорости кровотока головного мозга, который обусловлен особенностями сердечного выброса. Известно, что регуляция сердечного выброса осуществляется автономным и центральным контурами, об активности которых можно судить по показателям вариабельности кардиоритма. Центральный контур регуляции включает механизмы контроля со стороны коры больших полушарий головного мозга. В то же время кора большого мозга определяет и особенности восприимчивости к социальному влиянию. В работах показано, что модуляция контроля результатов деятельности, приводящая к изменениям поведения, связана с восприимчивостью к социальному влиянию. В свою очередь, успешность межличностного взаимодействия и адаптации к социальной действительности обусловлена социальным интеллектом. В связи с этим высказывается предположение о том, что обучающиеся с различным уровнем развития социального интеллекта будут иметь различные особенности вариабельности кардиоритма, а также что тип кардиорегуляции может быть связан с особенностями как социального интеллекта, так и его компонентов. В исследовании приняли участие 54 старшеклассника. Диагностика социального интеллекта проводилась при помощи теста «Социальный интеллект» Гилфорда в адаптации Е. С. Михайловой (Алешиной) (Михайлова 2007). Оценка типа сердечной регуляции проводилась на основе анализа вариабельности кардиоритма. В результате исследования было установлено, что среди обучающихся преобладает III тип регуляции сердечного ритма (54,9 %), что говорит об оптимальном состоянии регуляторных систем. Выявлены достоверные различия такого компонента социального интеллекта, как «Фактор познания классов поведения — СВС», у обучающихся с I и III типом кардиорегуляции. Показано, что существует связь компонентов социального интеллекта с показателями вариабельности кардиоритма обучающихся.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Баевский, Р. М., Иванов, Г. Г., Гаврилушкин, А. П. и др. (2002) Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (Часть 1). Вестник аритмологии, № 24, с. 65–86.
Бодров, И. Г., Шишелова, А. Ю., Алиев, Р. Р. (2018) Типология вегетативной адаптации к когнитивной нагрузке по динамике вариабельности сердечного ритма. Экспериментальная психология, т. 11, № 3, с. 78–93. DOI: 10.17759/exppsy.2018110306
Малик, М., Биггер, Дж. Т., Кэмм, А. Дж. и др. (ред.). (1999) Вариабельность сердечного ритма. Стандарты измерения, физиологической интерпретации и клинического использования. Вестник аритмологии, № 11, с. 53–78.
Варламова, Л. А. (2016) Особенности социального интеллекта современных школьников. Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 10 (64), с. 170–174.
Горелик, В. В. (2013) Состояние регуляторных систем школьников в условиях применения разных режимов двигательной активности на занятии физической культурой. Вектор науки ТГУ, № 1 (23), с. 31–35.
Гулин, А. В., Шутова, С. В., Муравьева, И. В. (2012) Особенности сенсомоторного реагирования студентов на различных этапах обучения в вузе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки, т. 17, вып. 3, с. 944–947.
Ключарев, В. А., Зубарев, И. П., Шестакова, А. Н. (2014) Нейробиологические механизмы социального влияния. Экспериментальная психология, т. 7, № 4, с. 20–36.
Михайлова, Е. С. (2007) Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика. СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского государственного ун-та, 266 с.
Савенков, А. И. (2018) Структура социального интеллекта. Современная зарубежная психология, т. 7, № 2, с. 7–15. DOI: 10.17759/jmfp.2018070201
Самарин, А. В., Мехришвили, Л. Л. (2016) Теоретическая модель формирования здорового образа жизни студенческой молодежи в дискурсе культуры здоровья. Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке», т. 18, № 2, с. 816–820.
Люсин, Д. В., Ушаков, Д. В. (ред.). (2009) Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям. М.: Институт психологии РАН, 349 с.
Шлык, Н. И., Сапожникова, Е. Н. (2012) Анализ вариабельности сердечного ритма и дисперсионного картирования ЭКГ у участников параллельных исследований «Марс-500» с разными преобладающими типами вегетативной регуляции (Ижевская экспериментальная группа). Вестник Удмуртского университета. Серия «Биология. Науки о Земле», № 1, с. 109–113.
Шлык, Н. И. (2009) Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 259 с.
Cohen, M. X., Ranganath, C. (2007) Reinforcement learning signals predict future decisions. Journal of Neuroscience, vol. 27, no. 2, pp. 371–378. DOI: 10.1523/JNEUROSCI.4421-06.2007
Klucharev, V., Hytönen, K., Rijpkema, M. et al. (2009) Reinforcement learning signal predicts social conformity. Neuron, vol. 61, no. 1, pp. 140–151. DOI: 10.1016/j.neuron.2008.11.027
Klucharev, V., Munneke, M. A. M., Smidts, A., Fernández, G. (2011) Downregulation of the posterior medial frontal cortex prevents social conformity. Journal of Neuroscience, vol. 31, no. 33, pp. 11934–11940. DOI: 10.1523/ JNEUROSCI.1869-11.2011
McClure, S. M., York, M. K., Montague, P. R. (2004) The neural substrates of reward processing in humans: The modern role of fMRI. The Neuroscientist, vol. 10, no. 3, pp. 260–268. DOI: 10.1177/1073858404263526
McCraty, R., Shaffer, F. (2015) Heart rate variability: New perspectives on physiological mechanisms, assessment of self-regulatory capacity, and health risk. Global Advances in Health and Medicine, vol. 4, no. 1, pp. 46–61. DOI: 10.7453/gahmj.2014.073
Ritz, K., van Buchem, M. A., Daemen, M. J. (2013) The heart-brain connection: Mechanistic insights and models. Netherlands Heart Journal, vol. 21, no. 2, pp. 55–57. DOI: 10.1007/s12471-012-0348-9
Thayer, J. F., Lane, R. D. (2009) Claude Bernard and the heart-brain connection: Further elaboration of a model of neurovisceral integration. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, vol. 33, no. 2, pp. 81–88. DOI: 10.1016/j. neubiorev.2008.08.004
REFERENCES
Baevskiy, R. M., Ivanov, G. G., Gavrilushkin, A. P. et al. (2002) Analiz variabel’nosti serdechnogo ritma pri ispol’zovanii razlichnykh elektrokardiograficheskikh sistem (Chast’ 1) [Analysis of heart rate variability using different electrocardiographic systems (Part 1)]. Vestnik aritmologii — Journal of Arrhythmology, no. 24, pp. 65–86. (In Russian)
Bodrov, I. G., Shishelova, A. Yu., Aliev, R. R. (2018) Tipologiya vegetativnoj adaptatsii k kognitivnoj nagruzke po dinamike variabel’nosti serdechnogo ritma [The typology of mechanisms of adaptation to the cognitive load on the variability of heart rate dynamics]. Eksperimental’naya psihologiya — Experimental Psychology (Russia), vol. 11, no. 3, pp. 78–93. DOI: 10.17759/exppsy.2018110306 (In Russian)
Cohen, M. X., Ranganath, C. (2007) Reinforcement learning signals predict future decisions. Journal of Neuroscience, vol. 27, no. 2, pp. 371–378. . DOI: 10.1523/JNEUROSCI.4421-06.2007 (In English)
Gorelik, V. V. (2013) Sostoyanie regulyatornykh system shkol’nikov v usloviyakh primeneniya raznykh rezhimov dvigatel’noj aktivnosti na zanyatii fizicheskoj kul’turoj [The schoolboys’ regulatory systems in conditions of using the different modes of motion activity at the lesson of physical culture]. Vektor nauki TGU — Science Vector of Togliatti State University, no. 1 (23), pp. 31–35. (In Russian)
Gulin, A. V., Shutova, S. V., Muravyova, I. V. (2012) Osobennosti sensomotornogo reagirovaniya studentov na razlichnykh etapakh obucheniya v vuze [Features of sensory-motor reactions of students in different periods of training in high school]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Estestvennye i tekhnicheskie nauki — Tambov University Reports. Series Natural and Technical Sciences, vol. 17, no. 3, pp. 944–947. (In Russian)
Klucharev, V. A., Zubarev, I. P., Shestakova, A. N. (2014) Nejrobiologicheskie mekhanizmy sotsial’nogo vliyaniya [Neurobiological mechanisms of social influence]. Eksperimental’naya psikhologiya — Experimental Psychology (Russia), vol. 7, no. 4, pp. 20–36. (In Russian)
Klucharev, V., Hytönen, K., Rijpkema, M. et al. (2009) Reinforcement learning signal predicts social conformity. Neuron, vol. 61, no. 1, pp. 140–151. DOI: 10.1016/j.neuron.2008.11.027 (In English)
Klucharev, V., Munneke, M. A. M., Smidts, A., Fernández, G. (2011) Downregulation of the posterior medial frontal cortex prevents social conformity. Journal of Neuroscience, vol. 31, no. 33, pp. 11934–11940. DOI: 10.1523/ JNEUROSCI.1869-11.2011 (In English)
Lyusin, D. V., Ushakov, D. V. (eds.). (2009) Sotsial’nyj i emotsional’nyj intellekt. Ot protsessov k izmereniyam [Social and emotional intelligence. From processes to measurements]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 349 p. (In Russian)
Malik, M. Bigger, J. T., Camm, A. J. et al. (eds.). (1999) Variabel’nost’ serdechnogo ritma. Standarty izmereniya, fiziologicheskoj interpretatsii i klinicheskogo ispol’zovaniya [Heart rate variability. Standards for measurement, physiological interpretation, and clinical use]. Vestnik aritmologii — Journal of Arrhythmology, no. 11, pp. 53–78.(In Russian)
McClure, S. M., York, M. K., Montague, P. R. (2004) The neural substrates of reward processing in humans: The modern role of fMRI. The Neuroscientist, vol. 10, no. 3, pp. 260–268. DOI: 10.1177/1073858404263526 (In English)
McCraty, R., Shaffer, F. (2015) Heart rate variability: New perspectives on physiological mechanisms, assessment of self-regulatory capacity, and health risk. Global Advances in Health and Medicine, vol. 4, no 1, pp. 46–61. DOI: 10.7453/gahmj.2014.073 (In English)
Mikhaylova, E. S. (2007) Sotsial’nyj intellekt: kontseptsii, modeli, diagnostika [Social intelligence: Concepts, models, diagnostics]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., 266 p. (In Russian)
Ritz, K., van Buchem, M. A., Daemen, M. J. (2013) The heart-brain connection: Mechanistic insights and models. Netherlands Heart Journal, vol. 21, no. 2, pp. 55–57. DOI: 10.1007/s12471-012-0348-9 (In English)
Samarin, A. V., Mekhrishvili, L. L. (2016) Teoreticheskaya model’ formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studencheskoj molodezhi v diskurse kul’tury zdorov’ya [Theoretical model of formation of healthy students lifestyle in the discourse of health culture]. Zhurnal nauchnykh statej “Zdorov’e i obrazovanie v XXI veke” — The Journal of Scientific Articles “Health and Education Millennium”, vol. 18, no. 2, pp. 816–820. (In Russian)
Savenkov, A. I. (2018) Struktura sotsial’nogo intellekta [Structure of social intellect]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya — Journal of Modern Foreign Psychology, vol. 7, no. 2, pp. 7–15. DOI: 10.17759/jmfp.2018070201
Shlyk, N. I. (2009) Serdechnyj ritm i tip regulyatsii u detej, podrostkov i sportsmenov [Heart rate and type of regulation in children, adolescents, and athletes]. Izhevsk: “Udmurtskij universitet” Publ., 259 p. (In Russian)
Shlyk, N. I., Sapozhnikova, E. N. (2012) Analiz variabel’nosti serdechnogo ritma i dispersionnogo kartirovaniya EKG u uchastnikov parallel’nykh issledovanij “Mars-500” s raznymi preobladayushchimi tipami vegetativnoj regulyatsii (Izhevskaya eksperimental’naya gruppa) [Analysis of heart rate variability and dispersive mapping of ECG of participants of parallel researches Mars-500 with different dominant types of vegetative regulation]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya “Biologiya. Nauki o Zemle” — Bulletin of Udmurt University. Series Biology. Earth Sciences, no. 1, pp. 109–113. (In Russian)
Thayer, J. F., Lane, R. D. (2009) Claude Bernard and the heart-brain connection: Further elaboration of a model of neurovisceral integration. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, vol. 33, no. 2, pp. 81–88. DOI: 10.1016/j. neubiorev.2008.08.004 (In English)
Varlamova, L. A. (2016) Osobennosti sotsial’nogo intellekta sovremennykh shkol’nikov [Peculiarities of contemporary schoolchildren’s social intelligence]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki — Philological Sciences. Issues of Theory and Practice, no. 10 (64), pp. 170–174. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.