Сравнение уровня сформированности тормозного контроля, рабочей памяти и невербального интеллекта у детей 5–7 лет, обучающихся по разным образовательным программам
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-2-115-123Ключевые слова:
исполнительные функции, рабочая память, тормозный контроль, дошкольный возраст, невербальный интеллект, дошкольная образовательная программаАннотация
Исполнительные функции — это когнитивные функции, которые управляют процессом изменения поведения, а значит, и обеспечивают возможность ребенка приобретать знания и обучаться новым навыкам. Они включают тормозные процессы и рабочую память. Однако нет данных о влиянии образовательной программы на сформированность тормозных процессов, уровень рабочей памяти и невербального интеллекта у детей 5–7 лет. Именно это и определило цель данного исследования.
В работе представлены результаты исследования уровня сформированности тормозного контроля, рабочей памяти и невербального интеллекта у детей 5–7 лет (72 человека), обучающихся по разным образовательным программам. Произведен сравнительный анализ уровня сформированности тормозного контроля и рабочей памяти с целью установить влияние образовательной программы на сформированность данных исполнительных функций. Оценка рабочей памяти производилась с помощью авторской методики (авторы О. М. Разумникова и М. А. Савиных); оценка уровня сформированности тормозных процессов в простой и сложной сенсомоторной реакции производилась с помощью программы для комплексной рефлексометрии РеБос (автор Е. Г. Вергунов); уровень невербального интеллекта оценивался с помощью цветных прогрессивных матриц Дж. Равена; информация о семье была собрана с помощью анкеты для родителей. Площадками для исследования выступили 3 детских сада г. Санкт-Петербурга, работающих по следующим программам: система Монтессори — 34 ребенка в возрасте 5,7 ± 07 лет; программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы и др. — 19 детей в возрасте 6,2 ± 0,7 лет; авторская программа Д. Пауте — 19 человек в возрасте 5,9 ± 0,6 лет. В результате исследования не установлено влияние образовательной программы на уровень рабочей памяти и уровень общего и невербального интеллекта. Полученные данные говорят о тенденции к лучшим показателям по тормозному контролю у детей, обучающихся по программе Монтессори, что требует дополнительной проверки в связи с большим уровнем дисперсии результатов.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Вергунов, Е. Г., Николаева, Е. И. (2009) Опыт применения методов визуализации в качественном анализе тайм-теста. Мир науки, культуры, образования, № 7-2 (19), с. 128–131.
Мухордова, О. Е., Шрейбер, Т. В. (ред.). (2011) Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 70 с.
Николаева, Е. И., Вергунов, Е. Г. (2017) Что такое «executive functions» и их развитие в онтогенезе. Теоретическая и экспериментальная психология, т. 10, № 2, с. 62–81.
Николаева, Е. И., Сиверцева, К. В. (2021) Факторы, предопределяющие эффективность рабочей памяти и тормозного контроля в дошкольном возрасте. Вестник психофизиологии, № 1, с. 48–54.
Отева, Э. А., Николаева, Е. И., Николаева, А. А. и др. (1994) Оценка состояния здоровья беременных в Новосибирском научном центре: соматические и психологические аспекты. Акушерство и гинекология, т. 70, № 3, с. 25–27.
Расчетина, С. А., Абашина, А. Д., Жданова, М. А. (2018) Ведущие социальные риски современной ситуации развития ребенка. Гуманизация образования, № 6, с. 51–56.
Разумникова, О. М., Савиных, М. А. (2016) Программный комплекс для определения характеристик зрительно-пространственной памяти. Авторское свидетельство № RU 2016617675. Дата регистрации 12.07.2016. Выдано Роспатентом.
Сиверцева, К. В., Щипина, Е. С. (2019) Формирование исполнительных функций в дошкольном возрасте. Комплексные исследования детства, т. 1, № 2, с. 143–151. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-2-143-151
Best, J. R., Miller, P. H., Naglieri, J. A. (2011) Relations between executive function and academic achievement from ages 5 to 17 in a large, representative national sample. Learning and Individual Differences, vol. 21, no. 4, pp. 327–336. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2011.01.007
Diamond, A. (2013) Executive functions. Annual Review of Psychology, vol. 64, pp. 135–168. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-113011-143750
Diamond, A., Barnett, W. S., Thomas, J., Munro, S. (2007) Preschool program improves cognitive control. Science, vol. 318, no. 5855, pp. 1387–1388. https://www.doi.org/10.1126/science.1151148
Diamond, A., Lee, K. (2011) Interventions shown to aid executive function development in children 4–12 years old. Science, vol. 333, no. 6045, pp. 959–964. https://www.doi.org/10.1126/science.1204529
Lillard, A. S. (2012) Preschool children’s development in classic Montessori, supplemented Montessori, and conventional programs. Journal of School Psychology, vol. 50, no. 3, pp. 379–401. https://www.doi.org/10.1016/j.jsp.2012.01.001
Ribner, A. D., Willoughby, M. T., Blair, C. B. et al. (2017) Executive function buffers the association between early math and later academic skills. Frontiers in Psychology, vol. 8, article 869. https://www.doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00869
Solomon, T., Plamondon, A., O’Hara, A. et al. (2018) A cluster randomized-controlled trial of the impact of the Tools of the Mind curriculum on self-regulation in Canadian preschoolers. Frontiers in Psychology, vol. 8, article 2366. https://www.doi.org/10.3389/fpsyg.2017.02366
Zelazo, P. D., Forston, J. L., Masten, A. S., Carlson, S. M. (2018) Mindfulness plus reflection training: Effects on executive function in early childhood. Frontiers in Psychology, vol. 9, article 208. https://www.doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00208
REFERENCES
Best, J. R., Miller, P. H., Naglieri, J. A. (2011) Relations between executive function and academic achievement from ages 5 to 17 in a large, representative national sample. Learning and Individual Differences, vol. 21, no. 4, pp. 327–336. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2011.01.007 (In English)
Diamond, A. (2013) Executive functions. Annual Review of Psychology, vol. 64, pp. 135–168. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-113011-143750 (In English)
Diamond, A., Barnett, W. S., Thomas, J., Munro, S. (2007) Preschool program improves cognitive control. Science, vol. 318, no. 5855, pp. 1387–1388. https://www.doi.org/10.1126/science.1151148 (In English)
Diamond, A., Lee, K. (2011) Interventions shown to aid executive function development in children 4–12 years old. Science, vol. 333, no. 6045, pp. 959–964. https://www.doi.org/10.1126/science.1204529 (In English)
Lillard, A. S. (2012) Preschool children’s development in classic Montessori, supplemented Montessori, and conventional programs. Journal of School Psychology, vol. 50, no. 3, pp. 379–401. https://www.doi.org/10.1016/j.jsp.2012.01.001 (In English)
Mukhordova, O. E., Shrejber, T. V. (2011) Progressivnye matritsy Ravena: metodicheskie rekomendatsii [Raven’s progressive matrices: Guidelines]. Izhevsk: Udmurtskij universitet Publ., 70 p. (In Russian)
Nikolaeva, E. I., Vergunov, E. G. (2017) Chto takoe “executive functions” i ikh razvitie v ontogeneze [Executive functions and their development in ontogenesis]. Teoreticheskaya i eksperimental’naya psikhologiya — Theoretical and Experimental Psychology, vol. 10, no. 2, pp. 62–81. (In Russian)
Nikolaeva, E. I., Sivertseva, K. V. (2021) Faktory, predopredelyayushchie effektivnost’ rabochej pamyati i tormoznogo kontrolya v doshkol’nom vozraste [Factors preventing the efficiency of working memory and inhibitory control at preschoolers]. Vestnik psikhofiziologii — Psychophysiology News, no. 1, pp. 48–54. (In Russian)
Oteva, E. A., Nikolaeva, E. I., Nikolaeva, A. A. et al. (1994) Otsenka sostoyaniya zdorov’ya beremennykh v Novosibirskom nauchnom tsentre: somaticheskie i psikhologicheskie aspekty [Assessment of the health status of pregnant women in the Novosibirsk scientific center: Somatic and psychological aspects]. Akusherstvo i ginekologiya — Obstetrics and Gynecology, vol. 70, no. 3, pp. 25–27. (In Russian)
Raschetina, S. A., Abashina, A. D., Zhdanova, M. A. (2018) Vedushchie sotsial’nye riski sovremennoj situatsii razvitiya rebenka [Leading social risks of the modern situation of the child development]. Gumanizatsiya obrazovaniya — Humanization of Education, no. 6, pp. 51–56. (In Russian)
Razumnikova, O. M., Savinykh, M. A. (2016) Programmnyj kompleks dlya opredeleniya kharakteristik zritel’no-prostranstvennoj pamyati [Software package for determining the systems of characteristics of visuospatial memory]. Inventor’s certificate No. RU 2016617675. Register date 12.07.2016. Granted by Rospatent. (In Russian)
Ribner, A. D., Willoughby, M. T., Blair, C. B. et al. (2017) Executive function buffers the association between early math and later academic skills. Frontiers in Psychology, vol. 8, article 869. https://www.doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00869 (In English)
Sivertseva, K. V., Shchipina, E. S. (2019) Formirovanie ispolnitel’nykh funktsij v doshkol’nom vozraste [Development of executive functions in preschool age]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 1, no. 2, pp. 143–151. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-2-143-151 (In English)
Solomon, T., Plamondon, A., O’Hara, A. et al. (2018) A cluster randomized-controlled trial of the impact of the Tools of the Mind curriculum on self-regulation in Canadian preschoolers. Frontiers in Psychology, vol. 8, article 2366. https://www.doi.org/10.3389/fpsyg.2017.02366 (In English)
Vergunov, E. G., Nikolaeva, E. I. (2009) Opyt primeneniya metodov vizualizatsii v kachestvennom analize tajm-testa [The application visualization methods experience in the qualitative time-test results analysis]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya — The World of Science, Culture and Education, no. 7-2 (19), pp. 128–131. (In Russian)
Zelazo, P. D., Forston, J. L., Masten, A. S., Carlson, S. M. (2018) Mindfulness plus reflection training: Effects on executive function in early childhood. Frontiers in Psychology, vol. 9, article 208. https://www.doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00208 (In English)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Кристина Валерьевна Сиверцева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.