Учителя-блогеры как агенты профориентации

Авторы

  • Екатерина Михайловна Скрыпникова Владивостокский государственный университет; Новосибирский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0003-2627-570X

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-4-240-248

Ключевые слова:

профориентация, учитель-блогер, надпрофессиональные навыки, взаимодействие, социализация обучающихся, мотивация

Аннотация

В статье рассматриваются возможности использования образовательного блога в профориентационной работе учителя-блогера. Исследование осуществлено на основе анализа современных научных работ в области профориентационной деятельности, позволяющих выявить современные тенденции и запросы в этой области, а именно цифровизацию профориентации, влияние родителей на профессиональный выбор обучающихся, воспитательный потенциал профориентации и прочее. Методами сбора эмпирических данных стали интервью и фокус- группы. Всего были проведены 16 интервью с учителями, 6 — с экспертами и 9 фокус-групп со школьниками — учащимися 9–11-х классов. Они были направлены на выявление потенциала образовательного блога и взаимосвязи цифровых инструментов и традиционных форматов профориентационной деятельности. Все участники исследования проживают в городах: Новосибирск, Москва, Владивосток и Волгоград. Аудиоматериалы были транскрибированы и закодированы в программе MAXQDA, которая в дальнейшем применялась для визуализации и анализа данных, в частности использовались такие ее инструменты, как браузер кодовых связей, карта кода, облако кодов. Интервью проанализированы по трем компонентам, связанным с деятельностью учителя-блогера и профориентацией: взаимодействие учителя с подписчиками и реальными учениками, социализация обучающихся и мотивация. Представлен потенциал образовательного блога как цифрового инструмента профориентации, реализующийся через персонализацию профориентационного процесса, расширение каналов восприятия и охват большего спектра информации о разных профессиях, формирование надпрофессиональных навыков, мотивации к выбору той или иной профессии и прочее. Образовательный блог помогает оптимально сочетать цифровые технологии и традиционные методы профориентации.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Письмо Министерства просвещения от 01 июня 2023 г. № АБ-2324-05 «О внедрении Единой модели профориентации». (2023) [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406995316/ (дата обращения 21.10.2024).

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». (2021) [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения 21.10.2024).

Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22). (2022) [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/upload/medialibrary/aef/orxve66kt39augto500oy0ozcgnmrc2e.pdf (дата обращения 13.10.2024).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. (2012) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 15.10.2024).

ЛИТЕРАТУРА

Бессуднов, А. Р., Куракин, Д. Ю., Малик, В. М. (2017) Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании. Вопросы образования, № 3, с. 83–109. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-3-83-109

Кондратенко, В. А., Кирюшина, М. А., Богданов, М. Б. (2020) Образовательные притязания российских школьников: факторы и возрастная динамика. М.: Высшая Школа Экономики, 32 с.

Кушнир, М. Э., Рабинович, П. Д., Заведенский, К. Е., и др. (2021) Модель образовательного профиля личности для управления образовательной деятельностью и развития личностного потенциала. Информатика и образование, № 8 (327), с. 23–31. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2021-36-8-23-31

Мудрик, А. В. (2013) Социальная педагогика. 8-е изд. М.: Академия, 240 с.

Пронькин, В. Н., Махотин, Д. А., Кинелева, В. В., Родичев, Н. Ф. (2022) Воспитательный потенциал профориентации: взгляд нового поколения. Профессиональное образование и рынок труда, т. 10, № 3 (50), с. 97–115. https://doi.org/10.52944/PORT.2022.50.3.006

Ретивых, М. В. (2010) Формирование профессионального самоопределения школьников как научно- педагогическая проблема. Вестник Брянского государственного университета, № 1, с. 18–20.

Ретивых, М. В., Пересыпко, А. Г. (2017) Профориентационные творческие проекты как средство формирования у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению. Вестник Брянского государственного университета, № 2 (32), с. 276–281.

Сергеев, И. С., Махотин, Д. А., Пронькин, В. Н., Родичев, Н. Ф. (2021) Профориентация в эпоху цифровой трансформации. [Электронный ресурс]. URL: https://crcg.ru/boxes/2021-06_Data_Theses.pdf (дата обращения: 21.10.2024).

Спенсер-Кейс, Дж., Лукша, П., Кубиста, Д. (2020) Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования. М.: Изд-во Московской школы управления СКОЛКОВО; Global Education Futures Publ., 170 с.

Фейдл, Ч., Бялик, М., Триллинг, Б. (2015) Четырехмерное образование. [Электронный ресурс]. URL: https://nios.ru/sites/nios.ru/files/poleznoe/4D_Education_0.pdf (дата обращения 15.10.2024).

Черкашин, Е. О. (2020) Модуль «Профориентация». Отечественная и зарубежная педагогика, т. 2, № 1 (67), с. 54–61.

SOURCES

Federal’nyj zakon “Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii” ot 29 dekabrya 2012 g. No. 273-FZ [Federal Law “On Education in the Russian Federation” dated December 29, 2012 No. 273-FZ]. (2012) [Online]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 15.10.2024). (In Russian)

Pis’mo Ministerstva prosveshcheniya ot 01 iynya 2023 g. No. AB-2324-05 “O vnedrenii Edinoj modeli proforientatsii” [Letter of the Ministry of Education dated June 1, 2023 No. AB-2324-05 “On the implementation of the Unified Model of Career Guidance”]. (2023) [Online]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406995316/ (accessed 21.10.2024). (In Russian)

Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31 maya 2021 g. No. 287 “Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya” [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 No. 287 “On approval of the federal state educational standard of basic general education”]. (2021) [Online]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (accessed 21.10.2024). (In Russian)

Primernaya rabochaya programma vospitaniya dlya obshcheobrazovatel’nykh organizatsij. Odobrena resheniem federal’nogo uchebno-metodicheskogo ob’edineniya po obshchemu obrazovaniyu (protokol ot 23 iyunya 2022 g. No. 3/22) [Sample working program of education for general education organizations (minutes of June 23, 2022, No. 3/22)]. (2022) [Online]. Available at: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/upload/medialibrary/aef/orxve66kt39augto500oy0ozcgnmrc2e.pdf (accessed 13.10.2024). (In Russian)

REFERENCES

Bessudnov, A. R., Kurakin, D. Yu., Malik, V. M. (2017) Kak voznik i chto skryvaet mif o vseobshchem vysshem obrazovanii [The myth about universal higher education: Russia in the international context]. Voprosy obrazovaniya — Educational Studies Moscow, no. 3, pp. 83–109. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-3-83-109 (In Russian)

Cherkashin, E. O. (2020) Modul’ “Proforientatsiya” [Career guidance module]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika — Domestic and Foreign Pedagogy, vol. 2, no. 1 (67), pp. 54–61. (In Russian)

Fejdl, Ch., Byalik, M., Trilling, B. (2015) Chetyrekhmernoe obrazovanie [Four-dimensional education]. [Online]. Available at: https://nios.ru/sites/nios.ru/files/poleznoe/4D_Education_0.pdf (accessed 15.10.2024). (In Russian)

Kondratenko, V. A., Kiryushina, M. A., Bogdanov, M. B. (2020) Obrazovatel’nye prityazaniya rossijskikh shkol’nikov: faktory i vozrastnaya dinamika [Educational aspirations of Russian schoolchildren: Factors and age dynamics]. Moscow: Higher School of Economics Publ., 32 p.

Kushnir, M. E., Rabinovich, P. D., Zavedenskij, K. E., et al. (2021) Model’ obrazovatel’nogo profilya lichnosti dlya upravleniya obrazovatel’noj deyatel’nost’yu i razvitiya lichnostnogo potentsiala [Model of educational personality profile for learning management and development of personal potential]. Informatika i obrazovanie — Informatics and Education, no. 8 (327), pp. 23–31. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2021-36-8-23-31 (In Russian)

Mudrik, A. V. (2013) Sotsial’naya pedagogika [Social pedagogy]. 8th ed. Moscow: Academia Publ., 240 p. (In Russian)

Pron’kin, V. N., Mahotin, D. A., Kineleva, V. V., Rodichev, N. F. (2022) Vospitatel’nyj potentsial proforientatsii: vzglyad novogo pokoleniya [Formative educational potential of career guidance: From the perspective of the new generation]. Professional’noe obrazovanie i rynok truda — Vocational Education and Labour Market, vol. 10, no. 3 (50), pp. 97–115. https://doi.org/10.52944/PORT.2022.50.3.006 (In Russian)

Retivykh, M. V. (2010) Formirovanie professional’nogo samoopredeleniya shkol’nikov kak nauchno-pedagogicheskaya problema [Formation of professional self-determination of schoolchildren as a scientific and pedagogical problem]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta — The Bryansk State University Herald, no. 1, pp. 18–20. (In Russian)

Retivykh, M. V., Peresypko, A. G. (2017) Proforientatsionnye tvorcheskie proekty kak sredstvo formirovaniya u starsheklassnikov gotovnosti k professional’nomu samoopredeleniyu [Career-oriented creative projects as a means of formation of students readiness to professional self-determination]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta — The Bryansk State University Herald, no. 2 (32), pp. 276–281. (In Russian)

Sergeev, I. S., Mahotin, D. A., Pron’kin, V. N., Rodichev, N. F. (2021) Proforientatsiya v epokhu tsifrovoj transformatsii [Career guidance in the era of digital transformation]. [Online]. Available at: https://crcg.ru/boxes/2021-06_Data_Theses.pdf (accessed 21.10.2024). (In Russian)

Spencer-Keys, J., Luksha, P., Kubista, D. (2020) Obrazovatel’nye ekosistemy: voznikayushchaya praktika dlya budushchego obrazovaniya [Educational ecosystems: Emerging practice for the future of education]. Moscow: Moscow School of Management SKOLKOVO Publ.; Global Education Futures Publ., 170 p. (In Russian)

Опубликован

27.12.2024

Выпуск

Раздел

Статьи