Дети и город: сложности взаимодействия и практики участия

Авторы

  • Екатерина Михайловна Скрыпникова Новосибирский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0003-2627-570X

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-3-162-169

Ключевые слова:

дети, город, партнерство, сопровождение участия, формы участия, проектная деятельность, интересы детей

Аннотация

В статье анализируется участие детей в принятии решений на уровне города на основе исследований в области детства и защиты прав ребенка, интерпретации практики участия в жизни города (на примере г. Новосибирск) и экспертного мнения. Участие актуально на разных уровнях: личном, семейном, школьном, городском, государственном и международном. На сегодняшний момент в теоретическом и практическом планах личное, семейное, школьное участие наиболее освещены и проработаны, в отличие от участия на других уровнях. С одной стороны, это связано с уменьшением спектра вопросов, на которые дети способны оказывать влияние в этих областях. С другой, это проистекает из неосведомленности детей о специфике участия на уровне города, государства и т. д. Участие связано с компетенциями, обеспечивающими принятие оптимальных решений, которые не навредят самому ребенку или другим. И расширение этих компетенций связано с постепенным увеличением круга проблем, решаемых детьми самостоятельно либо в партнерстве со взрослыми. Город является важной площадкой для накопления социального опыта ребенка, формирования необходимых социальных навыков, в том числе навыков участия в принятии решений.

В статье представлен анализ актуальных форм участия детей в принятии решений на уровне города. Одной из форм участия, в которую вовлечены дети, является проектная деятельность. В содержании работы раскрывается ее потенциал для развития детей и городской среды. Проект — это возможность для установления партнерских отношений детей и взрослых, где будут четко распределены обязанности и ответственность каждого в достижении общего результата. Это ключевой аспект в решении затруднений участия, так как, по мнению экспертов, проблема заключается в отсутствии партнеров, поддерживающих участие, неготовности взрослых к партнерству и восприятию мнения детей. В статье рассмотрены такие проблемы, как: неготовность взрослых к поддержке и сопровождению детского и молодежного участия; отсутствие инфраструктуры и партнерства различных социальных институтов в решении вопросов участия детей; заимствование зарубежных идей, не соответствующих нашей социокультурной реальности. Предложены возможные пути решения данных затруднений.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. (1989) Организация Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 09.06.2020).

Калинина, Н. В. (2008) Социальная компетентность младшего школьника: формирование конструктивных поведенческих стратегий. Ученые записки педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика, т. 2, № 3-4, с. 7–13.

Положение о детском общественном Совете при Уполномоченном по правам ребенка в Новосибирской области. (2014) Уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области. [Электронный ресурс]. URL: http://nskdeti.nso.ru/page/103 (дата обращения 09.06.2020).

Селеня, Л. П. (2011) Социализация детей и подростков в условиях городской среды. Социальная политика и социология, № 7 (73), с. 91–97.

Фельдштейн, Д. И. (2012) Современное детство как социокультурный и психологический феномен. Universum: Вестник Герценовского университета, № 1, с. 20–29.

Фэйнштэйн, К., О’Кэйн, К. (2011) Участие детей: Методические материалы. Мурманск: Фабрика рекламы, 56 с.

REFERENCES

Konventsiya o pravakh rebenka. Prinyata rezolyutsiej 44/25 General’noj Assamblei ot 20 noyabrya 1989 g. [Convention on the rights of the child. Adopted and opened for signature, ratification and accession by General Assembly resolution 44/25 of 20 November 1989]. (1989) Organizatsiya Ob’edinennykh Natsij [United Nations]. [Online]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (accessed 09.06.2020). (In Russian)

Kalinina, N. V. (2008) Sotsial’naya kompetentnost’ mladshego shkol’nika: formirovanie konstruktivnykh povedencheskikh strategij [Social competence of an elementary school pupils: Developing constructive behavior strategies]. Uchenye zapiski pedagogicheskogo instituta SGU im. N. G. Chernyshevskogo. Seriya: Psikhologiya. Pedagogika, vol. 2, no. 3-4, pp. 7–13. (In Russian)

Polozhenie o detskom obshchestvennom Sovete pri Upolnomochennom po pravam rebenka v Novosibirskoj oblasti [Regulation on the children’s public council under the commissioner for the rights of the child in the Novosibirsk region]. (2014) Upolnomochennyj po pravam rebenka v Novosibirskoj oblasti [Children’s rights ombudsman in the Novosibirsk region]. [Online]. Available at: http://nskdeti.nso.ru/page/103 (accessed 09.06.2020). (In Russian)

Selenya, L. P. (2011) Sotsializatsiya detej i podrostkov v usloviyakh gorodskoj sredy [Socialization of children and adolescents in urban environments]. Sotsial’naya politika i sotsiologiya — Social Policy and Sociology, no. 7 (73), pp. 91–97. (In Russian)

Feinstein, K., O‘Kain, K. (2011) Uchastie detej: Metodicheskie materialy [Participation of children: Methodical materials]. Murmansk: Fabrika reklamy Publ., 56 p. (In Russian)

Feldshtein, D. I. (2012) Sovremennoe detstvo kak sotsiokul’turnyj i psikhologicheskij fenomen [Modern childhood as a socio-cultural and psychological phenomenon]. Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta — Universum: Bulletin of the Herzen University, no. 1, pp. 20–29. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2020-12-28

Выпуск

Раздел

Статьи