Факторы, предопределяющие эффективность восприятия и следования инструкции старшими дошкольниками

Авторы

  • Ирина Михайловна Деханова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0003-2125-1397
  • Ксения Игоревна Зубарева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-4-279-289

Ключевые слова:

дошкольники, следование инструкции, исполнительные функции, интеллект, латеральные предпочтения

Аннотация

Следование инструкции достаточно подробно и последовательно изучается у взрослых или подростков. В тоже время умение выполнять инструкцию — немаловажное качество дошкольника, хотя этот вопрос крайне редко освещается в литературе. Восприятие и следование инструкции является важным навыком в любом возрасте. В дошкольном возрасте эта способность влияет на обучение, познание мира и взаимодействие с другими людьми — взрослыми и сверстниками. В дальнейшем способность воспринимать инструкцию становится ключевым фактором готовности к школе и школьной успеваемости. Школьник должен четко понимать задачи, которые перед ним стоят, и усваивать материал. Целью исследования является изучение факторов, предопределяющих эффективность восприятия и следования инструкции старшими дошкольниками. В исследовании приняли участие 24 ребенка нормативного развития среднего старшего дошкольного возраста, воспитанники детского сада в г. Санкт-Петербурге. В основу исследования был положен эксперимент, основанный на игре с деталями из конструктора LEGO Duplо. Дети были разделены ширмой. Один из детей имел собранную конструкцию, другой — отдельные детали этой конструкции. Ребенок, у которого была собранная конструкция, должен был объяснить другому, как тот должен собрать фигуру из элементов. После выполнения задания дети менялись местами. Все дети выполняли тесты, оценивающие исполнительные функции и пробы, выявляющие латеральные предпочтения. Показано, что для детей, эффективно воспринимающих и следующих инструкции, характерен высокий уровень развития когнитивной гибкости, быстрое запоминание информации и высокий уровень интерференционного торможения. Девочки воспринимают и следуют инструкции эффективнее мальчиков. Дети с левым латеральным профилем быстрее справляются с заданием, что тоже предопределяет эффективность восприятия и следования инструкции.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев, А. А., Рупчев, Г. Е. (2010) Понятие об исполнительных функциях в психологических исследованиях: перспективы и противоречия. Психологические исследования, т. 3, № 12. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.54359/ps.v3i12.903 (дата обращения 11.11.2022).

Бернс, Р., Кауфман, С. (2003) Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М.: Смысл, 146 c.

Виленская, Г. А. (2016) Исполнительные функции: природа и развитие. Психологический журнал, т. 37, № 4, с. 21–31.

Николаева, Е. И., Борисенкова, Е. Ю. (2008) Сравнение разных способов оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии у дошкольников. Асимметрия, т. 2, № 1, с. 32–39.

Николаева, Е. И., Вергунов, Е. Г. (2017) Что такое «executive functions» и их развитие в онтогенезе. Теоретическая и экспериментальная психология, т. 10, № 2, с. 62–81.

Пушина, Н. П. (2014) Развитие исполнительных функций в дошкольном возрасте. Современная зарубежная психология, т. 3, № 1, с. 26–42.

Разумникова, О. М., Николаева, Е. И. (2019) Тормозные функции мозга и возрастные особенности организации когнитивной деятельности. Успехи физиологических наук, т. 50, № 1, с. 75–89. https://doi.org/10.1134/S0301179819010090

Разумникова, О. М., Николаева, Е. И. (2021) Онтогенез тормозного контроля когнитивных функций и поведения. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 365 с.

Сиверцева, К. В., Щипина, Е. С. (2019) Формирование исполнительных функций в дошкольном возрасте. Комплексные исследования детства, т. 1, № 2, с. 143–151. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-2-143-151

Хотинец, В. Ю., Сальнова, С. А. (2020) Executive Functions и их связь с развитием речи на русском языке у детей-билингвов и монолингвов. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, т. 17, № 3, с. 412–425. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-412-425

Ahmed, S. F., Tang, S., Waters, N. E., Davis-Kean, P. (2019) Executive function and academic achievement: Longitudinal relations from early childhood to adolescence. Journal of Educational Psychology, vol. 111, no. 3, pp. 446–458. http://doi.org/10.1037/edu0000296

Bari, A., Robbins, T. W. (2013) Inhibition and impulsivity: Behavioral and neural basis of response control. Prognosis in Neurobiology, vol. 108, pp. 44–79. https://doi.org/10.1016/j.pneurobio.2013.06.005

Beck, D. M., Schaefer, C., Pang, K., Carlson, S. M. (2011) Executive function in preschool children: Test–retest reliability. Journal of Cognition and Development, vol. 12, no. 2, pp. 169–193. https://doi.org/10.1080/15248372.2011.563485

Blair, C., Razza, R. P. (2007) Relating effortful control, executive function, and false belief understanding to emerging math and literacy ability in kindergarten. Child Development, vol. 78, no. 2, pp. 647–663. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2007.01019.x

Diamond, A., Barnett, W. S., Thomas, J., Munro, S. (2007) Preschool program improves cognitive control. Science, vol. 318, no. 5855, pp. 1387–1388. https://doi.org/10.1126/science.1151148

Munakata, Y., Snyder, H. R., Chatham, C. H. (2012) Developing cognitive control: Three key transitions. Current Directions in Psychological Science, vol. 21, no. 2, pp. 71–77. https://doi.org/10.1177/0963721412436807

REFERENCES

Ahmed, S. F., Tang, S., Waters, N. E., Davis-Kean, P. (2019) Executive function and academic achievement: Longitudinal relations from early childhood to adolescence. Journal of Educational Psychology, vol. 111, no. 3, pp. 446–458. http://doi.org/10.1037/edu0000296 (In English)

Alekseev, A. A., Rupchev, G. E. (2010) Ponyatie ob ispolnitel’nykh funktsiyakh v psikhologicheskikh issledovaniyakh: perspektivy i protivorechiya. [The motion of executive functions in psychological studies: Perspectives and contradictions]. Psikhologicheskie issledovaniya — Psychological Studies, vol. 3, no. 12. [Online]. Available at: https://doi.org/10.54359/ps.v3i12.903 (accessed 11.11.2022). (In Russian)

Bari, A., Robbins, T. W. (2013) Inhibition and impulsivity: Behavioral and neural basis of response control. Prognosis in Neurobiology, vol. 108, pp. 44–79. https://doi.org/10.1016/j.pneurobio.2013.06.005 (In English)

Beck, D. M., Schaefer, C., Pang, K., Carlson, S. M. (2011) Executive function in preschool children: Test–retest reliability. Journal of Cognition and Development, vol. 12, no. 2, pp. 169–193. https://doi.org/10.1080/15248372.2011.563485 (In English)

Berns, R., Kaufman, S. (2003) Kineticheskij risunok sem’i: vvedenie v ponimanie detej cherez kineticheskie risunki [Kinetic drawing of the family: An introduction to understanding children through kinetic drawings]. Moscow: Smysl Publ., 146 p. (In Russian)

Blair, C., Razza, R. P. (2007) Relating effortful control, executive function, and false belief understanding to emerging math and literacy ability in kindergarten. Child Development, vol. 78, no. 2, pp. 647–663. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2007.01019.x (In English)

Diamond, A., Barnett, W. S., Thomas, J., Munro, S. (2007) Preschool program improves cognitive control. Science, vol. 318, no. 5855, pp. 1387–1388. https://doi.org/10.1126/science.1151148 (In English)

Khotinets, V. Yu., Sal’nova, S. A. (2020) Executive Functions i ikh svyaz’ s razvitiem rechi na russkom yazyke u detej-bilingvov i monolingvov [Executive Functions and their relationship with the development of Russian speech in bilingual and monolingual children]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika — RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, vol. 17, no. 3, pp. 412–425. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-412-425 (In Russian)

Munakata, Y., Snyder, H. R., Chatham, C. H. (2012) Developing cognitive control: Three key transitions. Current Directions in Psychological Science, vol. 21, no. 2, pp. 71–77. https://doi.org/10.1177/0963721412436807 (In English)

Nikolaeva, E. I., Borisenkova, E. Yu. (2008) Sravnenie razlichnykh sposobov otsenki funktsional’noj sensomotornoj asimmetrii u doshkol’nikov [Comparison of different ways to assess the profile of functional sensorimotor asymmetry in preschoolers]. Asimmetriya, vol. 2, no. 1, pp. 32–39. (In Russian)

Nikolaeva, E. I., Vergunov, E. G. (2017) Chto takoe “executive functions” i ikh razvitie v ontogeneze [Executive functions and their development in ontogenesis]. Teoreticheskaya i eksperimental’naya psikhologiya Theoretical and Experimental Psychology, vol. 10, no. 2, pp. 62–81. (In Russian)

Pushina, N. P. (2014) Razvitie ispolnitel’nykh funktsij v doshkol’nom vozraste [Development of executive functions in preschool age]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya — Modern Foreign Psychology, vol. 3, no. 1, pp. 26–42. (In Russian)

Razumnikova, O. M., Nikolaeva, E. I. (2019) Tormoznye funktsii mozga i vozrastnye osobennosti organizatsii kognitivnoj deyatel’nosti [Inhibitory brain functions and age-associated specificitiesin organization of cognitive activity]. Uspekhi fiziologicheskikh nauk, vol. 50, no. 1, pp. 75–89. https://doi.org/10.1134/S0301179819010090 (in Russian)

Razumnikova, O. M., Nikolaeva, E. I. (2021) Ontogenez tormoznogo kontrolya kognitivnykh funktsij i povedeniya [Ontogenesis of inhibitory control of cognitive functions and behavior]. Novosibirsk: Novosibirsk State Technical University Publ., 365 p. (In Russian)

Sivertseva, K. V., Shchipina, E. S. (2019) Formirovanie ispolnitel’nykh funktsij v doshkol’nom vozraste [Development of executive functions in preschool age]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 1, no. 2, pp. 143–151. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-2-143-151 (In Russian)

Vilenskaya, G. A. (2016) Ispolnitel’nye funktsii: priroda i razvitie [Executive functions: Nature and development]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 37, no. 4, pp. 21–31. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.12.2022

Выпуск

Раздел

Статьи