Нейрообразование и нейродидактика: роль нейронаук в совершенствовании образовательного процесса

Авторы

  • Анастасия Алексеевна Жабина Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
  • Ирина Михайловна Деханова Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0003-2125-1397

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2025-7-1-30-36

Ключевые слова:

нейрообразование, нейродидактика, психология в образовании, внимание, память, восприятие

Аннотация

Статья посвящена изучению междисциплинарного направления нейрообразования, которое объединяет достижения нейронаук, когнитивной психологии и педагогики для повышения эффективности образовательного процесса. В работе анализируются предпосылки возникновения нейрообразования, включая идеи В. И. Вернадского о значении психологических наук и концепции «психозойной эры», а также современные взгляды на интеграцию нейронаук в практику. Подчеркивается актуальность нейропсихологии в современном мире, где психология играет ключевую роль в повседневной жизни и различных сферах деятельности. Авторы отмечают, что благодаря углубленному пониманию работы мозга и его пластичности, нейрообразование стало основой для новых подходов к обучению и коррекции нарушений в этой сфере. Авторы подчеркивают, что нейрообразование как новое направление в науке основывается на изучении когнитивных функций мозга, таких как внимание, память и эмоции, и направлено на повышение эффективности обучения и коррекцию его нарушений. Особое внимание уделено междисциплинарной роли нейродидактики, объединяющей нейрофизиологию, когнитивные науки и теорию обучения для активизации познавательной деятельности. Отмечается важность факторов, влияющих на успешное обучение позитивных эмоций, поддержания внимания, стимуляции любопытства и физической активности. Рассмотрены проблемы внедрения нейрообразования, связанные с недостаточностью знаний и сложностями в практическом применении. По мнению исследователей, интеграция знаний о мозге в образовательный процесс требует осторожного подхода и использования достоверных научных данных. Таким образом, нейрообразование рассматривается как перспективное направление, способное трансформировать современную педагогику через междисциплинарные подходы и повышение квалификации учителей.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Баранова, А. С. (2020) Нейрообразование: традиции и современные подходы. В кн.: В. В. Казаченок, И. С. Козловская, Н. В. Брокова (ред.). Международный конгресс по информатике: Информационные системы и технологии (в образовании). Минск: Изд-во Белорусского государственного университета, с. 17–25.

Вернадский, В. И. (1983) Очерки геохимии. М.: Наука, 422 c.

Жасимов, М. М. (2016) Система инвариантного нейрологического образования. М.: Спутник +, 335 c.

Зеер, Э. Ф. (2021) Нейродидактика — инновационный тренд персонализированного образования. Профессиональное образование и рынок труда, № 4, c. 30–38. https://doi.org/10.52944/PORT.2021.47.4.002

Киселева, Ж. И., Валетов, М. Р., Шляпникова, В. В. (2020) Физкультминутки как элемент здоровьесберегающих технологий и средство закрепления программного материала. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 9, № 3 (32), c. 139–142. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0903-0030

Ожегов, С. И. (2006) Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 944 c.

Сластенин, В. А., Обухов, А. С. (2024) Психология. М.: Юрайт, 404 c.

Bruer, J. T. (1997) Education and the brain: A bridge too far. Educational Researcher, vol. 26, no. 8, pp. 4–16. https://doi.org/10.3102/0013189X026008004

Echavarría-Ramírez, L. (2013) El proceso de la atención: Una mirada desde la neuropsicología. Instituto Psicopedagógico EOS Perú, vol. 1, no. 1, pp. 15–18.

Johnson, J. (2024) Effect of emotions on learning, memory, and disorders associated with the changes in expression levels: A narrative review. Brain Circulation, vol. 10, no. 2, pp. 134–144. https://doi.org/10.4103/bc.bc_86_23

Jolles, J., Jolles, D. D. (2021) On neuroeducation: Why and how to improve neuroscientific literacy in educational professionals. Frontiers in Psychology, vol. 12, article 752151. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.752151

Márquez, M. D. (2019) Neuroeducación: Elemento para potenciar el aprendizaje en las aulas del siglo XXI. Educación y Ciencia, vol. 8, no. 52, pp. 66–76.

Martínez-Montes, E., Chobert, J., Besson, M. (2016) Editorial: Neuro-education and neuro-rehabilitation. Frontiers in Psychology, vol. 7, article 1427. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01427

Mendoza, L. A. (2010) Aprendizaje, memoria y plasticidad. Temática Psicológica, vol. 6, no. 6, pp. 714. https://doi.org/10.33539/tematpsicol.2010.n6.856

Mora, F. (2013) Neuroeducación: Solo se puede aprender aquello que se ama. Madrid: Alianza Editorial Publ., 240 p.

Pedro Guerrero Ruiz, María Teresa Caro Valverde. (2015) Didáctica de la Lengua y educación literaria. Educatio siglo XXI Revista de la Facultad de Educación, vol. 33, no. 3, pp. 255–258.

Ranz-Alagarda, D., Giménez-Beut, J. A. (2019) Principios educativos y neuroeducación: una fundamentación desde la ciencia. Edetania, no. 55, pp. 155–180. https://doi.org/10.46583/edetania_2019.55.392

Tokuhama Espinosa, T. (2016) Despertando la curiosidad: metodologías de la enseñanza. Neurociencias y Educación. [Online]. Available at: https://es.slideshare.net/slideshow/awakening-curiosity-teaching-methodologies-by-tracey-tokuhamaespinosa-2016/79911721 (accessed 13.11.2024).

Tokuhama Espinosa, T. (2023) A new science of teaching. New science of teaching. Brill. Pp. 176–209. Doi:10.1163/978900450767_010.

REFERENCES

Baranova, A. S. (2020) Nejroobrazovanie: traditsii i sovremennye podkhody. [Neuro education: Traditions and modern approaches]. In: V. V. Kazachenok, I. S. Kozlovskaya, N. V. Brokova (eds.). Mezhdunarodnyj kongress po informatike: Informatsionnye sistemy i tekhnologii (v obrazovanii) [International congress on computer science: Information systems and technologies (in education)]. Minsk: Belarusian State University Publ., pp. 17–25. (In Russian)

Bruer, J. T. (1997) Education and the brain: A bridge too far. Educational Researcher, vol. 26, no. 8, pp. 4–16. https://doi.org/10.3102/0013189X026008004 (In English)

Echavarría-Ramírez, L. (2013) El proceso de la atención: Una mirada desde la neuropsicología [The process of attention: A view from the neuropsychology]. Instituto Psicopedagógico EOS Perú, vol. 1, no. 1, pp. 15–18. (In Spanish)

Johnson, J. (2024) Effect of emotions on learning, memory, and disorders associated with the changes in expression levels: A narrative review. Brain Circulation, vol. 10, no. 2, pp. 134–144. https://doi.org/10.4103/bc.bc_86_23 (In English)

Jolles, J., Jolles, D. D. (2021) On neuroeducation: Why and how to improve neuroscientific literacy in educational professionals. Frontiers in Psychology, vol. 12, article 752151. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.752151 (In English)

Kiseleva, Zh. I., Valetov, M. R., Shlyapnikova, V. V. (2020) Fizkul’tminutki kak element zdorov’esberegayushchikh tekhnologij i sredstvo zakrepleniya programmnogo materiala [Physical flexing as the element of health-saving technologies and means of fixation of the program material]. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya — Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 9, no. 3 (32), pp. 139–142. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0903-0030 (In Russian)

Márquez, M. D. (2019) Neuroeducación: elemento para potenciar el aprendizaje en las aulas del siglo XXI [Neuroeducation: Elements to enhance learning in the classrooms of the 21st century]. Educación y Ciencia, vol. 8 no. 52, pp. 66–76. (In Spanish)

Martínez-Montes, E., Chobert, J., Besson, M. (2016) Neuro-education and neuro-rehabilitation. Frontiers in Psychology, vol. 7, article 1427. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01427 (In English)

Mendoza, L. A. (2010) Aprendizaje, memoria y plasticidad [Learning, memory and neuroplasticity]. Temática Psicológica, vol. 6, no. 6, pp. 7–14. https://doi.org/10.33539/tematpsicol.2010.n6.856 (In Spanish)

Mora, F. (2013) Neuroeducación: Solo se puede aprender aquello que se ama [Neuroeducation: You can only learn what you love]. Madrid: Alianza Editorial Publ., 240 p. (In Spanish)

Nouri, A., Tokuhama Espinosa, T. N., Borja, C. (2022) Crossing mind, brain and education boundaries. Cambridge: Cambridge Scholars Publ., 218 p. (In English).

Ozhegov, S. I. (2006) Tolkovyj slovar’ russkogo yazyka [Explanatory Dictionary of the Russian Language]. Moscow: ITI Technologies Publ., 944 p. (In Russian).

Pedro Guerrero Ruiz, María Teresa Caro Valverde. (2015) Didáctica de la Lengua y educación literaria. Educatio siglo XXI Revista de la Facultad de Educación, vol. 33, no. 3, pp. 255–258. (In Spanish).

Ranz-Alagarda, D., Giménez-Beut, J. A. (2019) Principios educativos y neuroeducación: Una fundamentación desde la ciencia edetania [Educational principles and neuroeducation: A science-based foundation]. Edetania, no. 55, pp. 155–180. https://doi.org/10.46583/edetania_2019.55.392 (In Spanish).

Slastenin, V. A., Obukhov, A. S. (2024) Psikhologiya [Psychology]. Moscow: Yurajt Publ., 404 p. (In Russian)

Tokuhama-Espinosa, T. (2016) Despertando la curiosidad: Metodologías de la enseñanza [Awakening curiosity: Teaching methodologies]. Neurociencias y Educación. [Online]. Available at: https://es.slideshare.net/slideshow/ awakening-curiosity-teaching-methodologies-by-tracey-tokuhamaespinosa-2016/79911721 (accessed 13.11.2024) (In Spanish).

Tokuhama Espinosa, T. (2023) A new science of teaching. New science of teaching. Brill. Pp. 176–209. https://doi.org/10.1163/978900450767_010. (In English).

Vernadskj, V. I. (1983) Ocherki geokhimii [Essays on Geochemistry]. Moscow: Nauka Publ., 422 p. (In Russian).

Zeer, E. F. (2021) Nejrodidaktika — innovatsionnyj trend personalizirovannogo obrazovaniya [Neurodidactics is an innovative trend in personalized education]. Professional’noe obrazovanie i rynok truda — Vocational Education and Labor Market, no. 4, pp. 30–38. https://doi.org/10.52944/PORT.2021.47.4.002 (In Russian)

Zhasimov, M. M. (2016) Sistema invariantnogo neirologicheskigo obrasovaniya [The system of invariant neurological education]. Moscow: Sputnik + Publ., 336 p. (In Russian)

Опубликован

24.03.2025

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)