Специфика исполнительных функций у дошкольников с разными латеральными предпочтениями
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-1-51-57Ключевые слова:
исполнительные функции, тормозный контроль, рабочая память, дошкольники, леворукость, праворукостьАннотация
В статье проверяется гипотеза о различных особенностях отдельных параметров исполнительных функций у детей с разными латеральными предпочтениями. Автор исходит из предположения о том, что латеральные предпочтения предопределяются различной скоростью созревания структур левого полушария: чем раньше идет процесс миелинизации, тем в большей мере правая рука включается в те или иные действия (Николаева, Вергунов 2020). Считается, что чем больше левых признаков имеет человек, тем с большей вероятностью процесс миелинизации будет происходить медленнее. Именно поэтому часто и речь у таких детей активируется чуть позже. Однако чем раньше ребенок начинает говорить, тем с большей вероятностью правая рука включается в активность. Описываются тормозный контроль с помощью оценки простой и сложной сенсомоторных реакций (Vergunov, Nikolaeva, Balioz et al. 2018) и рабочая память (Разумникова, Савиных 2016). Обнаружено, что объем рабочей памяти и интерференция не зависят от типа рукости. Показано, что половина респондентов имеют несформированные тормозные процессы, а потому имеют большое число ошибок в сложной сенсомоторной реакции. Выявлено, что леворукие дети лучше ориентируются в потоке сигналов, что подтверждается снижением числа ошибок во второй части сложной сенсомоторной реакции. Обнаружена обратная связь уровня общего и невербального интеллекта с величиной времени реакции у леворуких и праворуких детей: чем выше интеллект, тем меньше скорость реакции. В изучаемом возрастном диапазоне рабочая память и сенсомоторная интеграция (оцененная с помощью простой и сложной сенсомоторных реакций) имеют тесно переплетающиеся механизмы.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Божович, Л. И., Славина, Л. С., Ендовицкая, Т. В. (1976) Опыт экспериментального изучения произвольного поведения. Вопросы психологии, № 4, с. 55–68.
Глозман, Ж. М. (2016) Проблемные дети: почему их становится всё больше. Воспитание и обучение детей младшего возраста, № 5, с. 7–11.
Голдберг, Э. (2003) Управляющий мозг: лобные доли, лидерство и цивилизация. М.: Смысл, 335 с.
Каюмова, А. Ф., Шамратова, А. Р., Габдулхакова, И. Р., Киселева, О. С. (2017) Общая физиология центральной нервной системы. Уфа: Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 61 с.
Мухордова, О. Е., Шрейбер, Т. В. (2011) Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 70 с.
Николаева, Е. И. (2019) Возрастная психология: леворукость у детей: учебное пособие для среднего профессионального образования. М.: Издательство «Юрайт», 176 с.
Николаева, Е. И., Борисенкова, Е. Ю. (2008) Сравнение разных способов оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии у дошкольников. Асимметрия, т. 2, № 2, с. 32–39.
Николаева, Е. И., Вергунов, Е. Г. (2017) Что такое «executive functions» и их развитие в онтогенезе. Теоретическая и экспериментальная психология, т. 10, № 2, с. 62–81.
Николаева, Е. И., Вергунов, Е. Г. (2020) Функциональная асимметрия мозга и латеральные предпочтения: перезагрузка. Эволюционный, генетический, психофизиологический и психологический подходы к анализу. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 376 с.
Николаева, Е. И., Яворович, К. Н. (2013) Характеристики сенсомоторной реакции у юношей и девушек с разной выраженностью латеральных признаков. Вопросы психологии, № 5, с. 133–141.
Равен, Дж., Равен, Дж. К., Корт, Дж. Х. (1997) Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Раздел 1: Общая часть руководства. М.: Когито-Центр, 76 с.
Равен, Дж., Равен, Дж. К., Корт, Дж. Х. (2002) Руководство для прогрессивных матриц Равена и словарных шкал. Раздел 2: Цветные прогрессивные матрицы (включая параллельные версии теста). М.: Когито- Центр, 80 с.
Разумникова, О. М., Савиных, М. А. (2016) Программный комплекс для определения характеристик зрительно-пространственной памяти. Авторское свидетельство 2016617675. Дата регистрации 12.07.2016. Выдано Роспатентом.
Семенович, А. В. (2002) Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Академия, 232 с.
Diamond, A. (2013) Executive functions. Annual Review of Psychology, vol. 64, pp. 135–168. DOI: 10.1146/annurev-psych-113011-143750
Luna, B., Padmanabhan, A., O’Hearn, K. (2010) What has fMRI told us about the development of cognitive control through adolescence? Brain and Cognition, vol. 72, no. 1, pp. 101–113. DOI: 10.1016/j.bandc.2009.08.005
Vergunov, E. G., Nikolaeva, E. I., Balioz, N. V., Krivoschekov, S. G. (2018) Lateral preferences as the possible phenotypic predictors of the reserves of the cardiovascular system and the features of sensorimotor integration in climbers. Human Physiology, vol. 44, no. 3, pp. 320–329. DOI: 10.1134/S0362119718030143
REFERENCES
Bozhovich, L. I., Slavina, L. S., Endovitskaya, T. V. (1976) Opyt eksperimental’nogo izucheniya proizvol’nogo povedeniya [Experience of experimental study of arbitrary behavior]. Voprosy psikhologii, no. 4, pp. 55–68. (In Russian)
Diamond, A. (2013) Executive functions. Annual Review of Psychology, vol. 64, pp. 135–168. DOI: 10.1146/annurev-psych-113011-143750 (In English)
Glozman, Zh. M. (2016) Problemnye deti: pochemu ikh stanovitsya vse bol’she [Problem children: Why there are more of them]. Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta — Early Childhood Care and Education, no. 5, pp. 7–11. (In Russian)
Goldberg, E. (2003) The executive brain: Frontal lobes and the civilized mind. Moscow: Smysl Publ., 335 p. (In Russian)
Kayumova, A. F., Shamratova, A. R., Gabdulkhakova, I. R., Kiseleva, O. S. (2017) Obshchaya fiziologiya central’noj nervnoj sistemy [General physiology of the central nervous system]. Ufa: Bashkir Medical State University of the Russian Ministry of Health Publ., 61 p. (In Russian)
Luna, B., Padmanabhan, A., O’Hearn, K. (2010) What has fMRI told us about the development of cognitive control through adolescence? Brain and Cognition, vol. 72, no. 1, pp. 101–113. DOI: 10.1016/j.bandc.2009.08.005 (In English)
Mukhordova, O. E., Shrejber, T. V. (2011) Progressivnye matritsy Ravena: metodicheskie rekomendatsii [Raven’s progressive matrices: Guidance]. Izhevsk: “Udmurtskij universitet” Publ., 70 p. (In Russian) Nikolaeva, E. I. (2019) Vozrastnaya psikhologiya: levorukost’ u detej: uchebnoe posobie dlya srednego professional’nogo obrazovaniya [Developmental psychology: Left-handedness in children: Training manual for secondary vocational education]. Moscow: Yurait Publ., 176 p. (In Russian)
Nikolaeva, E. I., Borisenkova, E. Yu. (2008) Sravnenie raznykh sposobov otsenki profilya funktsional'noj sensomotornoj asimmetrii u doshkol'nikov [The comparison of different methods of functional sensori-motor asymmetry profile appritiation for preschool children]. Asimmetriya — Journal of Asymmetry, vol. 2, no. 1, pp. 32–39. (In Russian)
Nikolaeva, E. I., Vergunov, E. G. (2017) Chto takoe “executive functions” i ikh razvitie v ontogeneze [Executive functions and their development in ontogenesis]. Teoreticheskaya i eksperimental’naya psikhologiya — Theoretical and Experimental Psychology, vol. 10, no. 2, pp. 62–81. (In Russian)
Nikolaeva, E. I., Vergunov, E. G. (2020) Funktsional’naya asimmetriya mozga i lateral’nye predpochteniya: perezagruzka. Evolyutsionnyj, geneticheskij, psikhofiziologicheskij i psikhologicheskij podkhody k analizu [Functional brain asymmetry and lateral preferences: Reboot. Evolutionary, genetic, psychophysiological and psychological approaches to analysis]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 376 p. (In Russian)
Nikolaeva, E. I., Yavorovich, K. N. (2013) Kharakteristiki sensomotornoj reaktsii u yunoshej i devushek s raznoj vyrazhennost’yu lateral’nykh priznakov [Characteristics of sensorimotor reactions in boys and girls with different severity of lateral signs]. Voprosy psikhologii, no. 5, pp. 133–141. (In Russian)
Raven, J., Raven, J. K., Court, J. H. (1997) Manual for Raven’s progressive matrices and vocabulary scales. Section 1: General overview. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., 76 p. (In Russian) Raven, J., Raven, J. K., Court, J. H. (2002) Manual for Raven’s progressive matrices and vocabulary scales. Section 2: The coloured progressive matrices. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., 80 p. (In Russian)
Razumnikova, O. M., Savinykh, M. A. (2016) Programmnyj kompleks dlya opredeleniya sistem kharakteristik zritel’no-prostranstvennoj pamyati [Software package for determining the systems of characteristics of visuospatial memory]. Inventor’s certificate 2016617675. Register date 12.07.2016. Granted by Rospatent. (In Russian)
Semenovich, A. V. (2002) Nejropsikhologicheskaya diagnostika i korrektsiya v detskom vozraste: uchebnoe posobie dlya vysshikh uchebnykh zavedenij [Neuropsychological diagnosis and correction in children: Training manual]. Moscow: Academia, 232 p. (In Russian)
Vergunov, E. G., Nikolaeva, E. I., Balioz, N. V., Krivoschekov, S. G. (2018) Lateral preferences as the possible phenotypic predictors of the reserves of the cardiovascular system and the features of sensorimotor integration in climbers. Human Physiology, vol. 44, no. 3, pp. 320–329. DOI: 10.1134/S0362119718030143 (In English)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Анастасия Артемовна Исайко
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.