Соучаствующее проектирование арт-пространства в школе
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2025-7-2-109-116Ключевые слова:
арт-центр, дополнительное образование, соучаствующее проектирование, образовательная среда, художественное образованиеАннотация
В статье приводится пример вовлечения учащихся в создание образовательной среды через метод соучаствующего проектирования. На примере реализации арт-центра в ГБОУ «Школа № 2070» раскрыты этапы совместной работы детей, педагогов и родителей, а также проанализированы ключевые эффекты: повышение мотивации учащихся, персонализация пространства и развитие социальных навыков. В статье рассматривается практика соучаствующего проектирования арт-центра для организации дополнительного образования детей с художественной направленностью на примере деятельности кружка «Как стать дизайнером» и проекта «Стикеры на стенах». Соучаствующее проектирование позволяет детям почувствовать значимость своего участия, персонализировать школьное пространство и развить творческий потенциал. Развитие инновационных площадок, мастерских в школе для кружковой работы позволяет решить проблему инфраструктуры современного дополнительного образования детей и подростков. Площадки позволяют реализовать практико-ориентированный компонент системы дополнительного образования детей. В таких арт-мастерских обучающиеся имеют возможность не только наблюдать, но и самостоятельно участвовать в деятельности как индивидуально, так и совместно с группой. Создание таких мастерских и арт-центров позволяет школьникам планировать будущую профессию в системе дополнительного образования. Основной акцент сделан на вовлечении обучающихся, педагогов, родителей, жителей района в процесс соучаствующего проектирования с последующей реализацией. Очень важно, что в изменение школы включались дети, это дало им возможность ощутить свою принадлежность, поверить в свои силы и почувствовать свою значимость и роль в школьных процессах. В статье также представлены теоретические основы соучаствующего проектирования, образовательной среды и эстетического образования, которые подкрепляют практические результаты.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Конвенция о правах ребенка. (1989) Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения 10.04.2025).
ЛИТЕРАТУРА
Веракса, Н. Е. (2018) Детское развитие: две парадигмы. Культурно-историческая психология, т. 14, № 2, с. 102–108. https://doi.org/10.17759/chp.2018140211
Виноградова, И. А., Иванова, Е. В., Нестерова, О. В. (2017) Система оценки эффектов редизайна пространств образовательных организаций. Современные проблемы науки и образования, № 4. https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26650 (дата обращения 10.04.2025).
Виноградова, И. А., Иванова, Е. В., Нестерова, О. В. (2018) Исследование предметно-пространственной среды школы методом семантического дифференциала. Образование и наука, т. 20, № 6, с. 118–138. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-118-138
Выготский, Л. С. (2005) Психология развития человека. М.: Эксмо; Смысл, 1136 с.
Гарднер, Г. (2007) Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: Вильямс, 501 с.
Иванова, Е. В., Барсукова, Е. М. (2020) Соучаствующее проектирование образовательной инфраструктуры совместно с детьми: методы и алгоритмы социального дизайна. В кн.: М. Г. Пугачева (ред.). Тенденции развития образования. Как спланировать и реализовать эффективные образовательные реформы: материалы XVII ежегодной Международной научно-практической конференции. М.: Дело, с. 125–131.
Ле-ван, Т. Н., Якшина, А. Н., Филатова, Б. А. и др. (2020) Модель соучаствующего проектирования школьных дворов: соавторство детей, педагогов и родителей. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология, № 2 (52), с. 55–69.
Hart, R. A. (2008) Stepping back from ‘The ladder’: Reflections on a model of participatory work with children. In: A. Reid, B. B. Jensen, J. Nikel, V. Simovska (eds.). Participation and learning. Perspectives on education and the environment, health and sustainability. Dordrecht: Springer Publ., pp. 19–31. https://doi.org/10.1007/978-1-4020-6416-6_2
SOURCES
Konventsiya o pravakh rebenka [Convention on the rights of the child]. (1989) Konsul’tant Plyus [Consultant Plus]. [Online]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (accessed 10.04.2025). (In Russian)
REFERENCES
Gardner, H. (2007) Struktura razuma: teoriya mnozhestvennogo intellekta [Frames of mind. The theory of multiple intelligences]. Moscow: Williams Publ., 501 p. (In Russian)
Hart, R. A. (2008) Stepping back from ‘The ladder’: Reflections on a model of participatory work with children. In: A. Reid, B. B. Jensen, J. Nikel, V. Simovska (eds.). Participation and learning. Perspectives on education and the environment, health and sustainability. Dordrecht: Springer Publ., pp. 19–31. https://doi.org/10.1007/978-1-4020-6416-6_2 (In English)
Ivanova, E. V., Barsukova, E. M. (2020) Souchastvuyushhee proektirovanie obrazovatel’noj infrastruktury sovmestno s det’mi: metody i algoritmy sotsial’nogo dizajna [Participatory design of educational infrastructure together with children: Methods and algorithms of social design]. In: M. G. Pugacheva (ed.). Tendentsii razvitiya obrazovaniya. Kak splanirovat’ i realizovat’ effektivnye obrazovatel’nye reformy: materialy XVII ezhegodnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Trends in the development of education. How to plan and implement effective educational reforms: Proceedings of the XVII annual International scientific and practical conference]. Moscow: Delo Publ., pp. 125–131. (In Russian)
Le-van, T. N., Iakshina, A. N., Filatova, B. A. et al. (2020) Model’ souchastvuyushchego proektirovaniya shkol’nykh dvorov: soavtorstvo detej, pedagogov i roditelej [Model of participatory design of schoolyards: Collaboration of children, teachers and parents as co-authors]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya — MCU Journal of Pedagogy and Psychology, no. 2 (52), pp. 55–69. (In Russian)
Veraksa, N. Ye. (2018) Detskoe razvitie: dve paradigmy [Child development: Two paradigms]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya — Cultural-Historical Psychology, vol. 14, no. 2, pp. 102–108. https://doi.org/10.17759/chp.2018140211 (In Russian)
Vinogradova, I. A., Ivanova, E. V., Nesterova, O. V. (2017) Sistema otsenki effektov redizajna prostranstv obrazovatel’nykh organizatsij [System of evaluation of educational effects of educational establishments of spaces of educational organizations]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, no. 4. [Online]. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26650 (accessed 10.04.2025). (In Russian)
Vinogradova, I. A., Ivanova, E. V., Nesterova, O. V. (2018) Issledovanie predmetno-prostranstvennoj sredy shkoly metodom semanticheskogo differentsiala [Investigation of the subject-spatial environment of the school by the method of semantic differential]. Obrazovanie i nauka — The Education and Science Journal, vol. 20, no. 6, pp. 118–138. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-118-138 (In Russian)
Vygotsky, L. S. (2005) Psikhologiya razvitiya cheloveka [The psychology of human development]. Moscow: Eksmo Publ.; Smysl Publ., 1136 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Юлия Анатольевна Ершова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы предоставляют материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате в любых целях, делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал в любых целях, включая коммерческие.
Данная лицензия сохраняет за автором права на статью, но разрешает другим свободно распространять, использовать и адаптировать работу при обязательном условии указания авторства. Пользователи должны предоставить корректную ссылку на оригинальную публикацию в нашем журнале, указать имена авторов и отметить факт внесения изменений (если таковые были).
Авторские права сохраняются за авторами. Лицензия CC BY 4.0 не передает права третьим лицам, а лишь предоставляет пользователям заранее данное разрешение на использование при соблюдении условия атрибуции. Любое использование будет происходить на условиях этой лицензии. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.





