Психологические аспекты леворукости: понятие, причины, особенности

Авторы

  • Ирина Владимировна Широкова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-1-73-79

Ключевые слова:

функциональная асимметрия мозга, профиль латеральности, левшество, леворукость, леворукий ребенок

Аннотация

Леворукость является одной из постоянных характеристик индивидуально-типологических особенностей человека. На современном этапе общества при решении ряда психологических проблем в традиционном образовательном процессе важным является изучение психофизиологических особенностей и причин становления левостороннего профиля латеральных предпочтений у младших школьников. Дети с левосторонним профилем не являются однородной группой. Среди причин возникновения леворукости выделяют следующие: наследственность или генетическое левшество (как индивидуальная врожденная характеристика), патологическое или компенсаторное (как результат работы механизма компенсации), вынужденное или приобретенное (как результат травмы правой руки или переучивание). Результаты исследований показывают, что левши значительно отличаются от праворуких школьников своеобразием восприятия окружающей действительности, преобладающими стратегиями мышления, спецификой эмоциональных проявлений. Причины отличий разнообразны, однако ключевым фактором является неразрывная и тесная связь доминирующего полушария с профилем латеральных предпочтений, что приводит к специфической функциональной организации работы мозга. Это означает, что мозг левшей работает и подчиняется некоторым другим правилам по сравнению с правшами. Вследствие этого у левшей отмечаются некоторые сложности в освоении школьной программы. В большинстве случаев эти дети испытывают трудности в освоении устных и письменных языковых навыков, счета и математических операций. Характерной чертой левшей является недостаточное развитие зрительно-пространственного восприятия, которое обычно создает основу для овладения чтением и письмом. К сожалению, дети-левши не получают адекватной помощи в школе, так как образование и воспитание ориентированы на правшей. Также показано, что «традиционное» переучивание в раннем детском возрасте может привести к дистрессу, который оказывает негативное влияние на детскую психику. Поэтому необходимо включение в образовательный процесс особых методов и приемов, создавая тем самым благоприятные условия для гармоничного развития леворуких детей и эффективного освоения ими необходимых навыков. В статье проведен теоретический анализ причин и последствий развития левшества, кратко рассмотрены психологические особенности леворуких детей.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Айрапетянц, В. А. (2003) Леворукий ребенок. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 3, с. 51–58.

Беглова, Л. И., Скобенко, Л. Д. (2018) Организация процесса обучения леворуких детей в начальной школе. Инновационная наука, № 9, с. 50–53.

Безруких, М. М. (2008) Леворукий ребенок в школе и дома. М.: Вентана-Граф, 240 с.

Безруких, М. М., Ефимова, С. П., Круглов, Б. В. (1995) Почему учиться трудно? М.: Семья и школа, 205 с.

Беридзе, А. Д., Соколова, Е. Н. (2004) Обучение письму леворуких детей. Начальная школа, № 2, с. 7–15.

Брагина, Н. Н., Доброхотова, Т. А. (1988) Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 208 с.

Вергунов, Е. Г., Николаева, Е. И. (2017) Частота негативных коннотаций термина «леворукость» в научной литературе конца 19–20 столетий. Асимметрия, т. 11, № 1, с. 11–38.

Вергунов, Е. Г., Николаева, Е. И., Балиоз, Н. В. (2018) Латеральные предпочтения как возможные фенотипические предикторы резервов сердечно-сосудистой системы и особенности сенсомоторной интеграции у альпинистов. Физиология человека, т. 44, № 3, с. 97–108. DOI: 10.7868/S0131164618030116

Клейберг, Ю. А., Сиротюк, А. Л. (2001) Динамическая активность мыслительных процессов младших школьников с разным типом функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Мир психологии, № 1, с. 156–165.

Николаева, Е. И. (2005) Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. СПб.: Детство-Пресс, 128 с.

Николаева, Е. И., Вергунов, Е. Г. (2017) Некоторые доказательства генетической обусловленности латеральных предпочтений. Асимметрия, т. 11, № 3, с. 78–86.

Николаева, Е. И., Вергунов, Е. Г. (2018) Соотношение 2D:4D и его генетическая и эпигенетическая обусловленность (обзор иностранных источников). Асимметрия, т. 12, № 3, с. 6–19. DOI: 10.18454/ ASY.2018.3.16176

Николаева, Е. И., Вергунов, Е. Г., Добрин, А. В. (2015) Описание характера регуляции сердечного ритма детей с разными латеральными предпочтениями в переходных состояниях методами нелинейного анализа. Асимметрия, т. 9, № 1, с. 13–24. DOI: 10.18454/ASY.2015.30.721

Семенович, А. В. (2009) Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. 4-е изд. М.: Генезис, 250 с.

Чуприков, А. П., Волков, Е. А. (2008). Мир леворуких. 3-е изд. Киев: Институт нейропсихиатрии А. Чуприкова, 88 с.

Шанина, Г. Е. (2000) Современные методы коррекции нарушений межполушарного взаимодействия и функции обучения. Международный медицинский журнал, № 6, с. 546–548.

Шорох-Троцкая, М. Н. (2002) Не переучивайте левшу! Наука и жизнь, № 8, с. 65–72.

REFERENCES

Ayrapetyants, V. A. (2003) Levorukiy rebenok [Left-handed child]. Vospitaniye i obucheniye detey s narusheniyami razvitiya — Education and Upbringing of Children with Disabilities, no. 3, pp. 51–58. (In Russian)

Beglova, L. I., Skobenko, L. D. (2018) Organizatsiya protsessa obucheniya levorukikh detey v nachal’noy shkole [Organization of the process of teaching left-handed children in primary school]. Innovatsionnaya nauka, no. 9, pp. 50–53. (In Russian)

Beridze, A. D., Sokolova, E. N. (2004) Obucheniye pis’mu levorukikh detey [Teaching writing to left-handed children]. Nachal’naya shkola, no. 2, pp. 7–15. (In Russian)

Bezrukikh, M. M. (2008) Levorukiy rebenok v shkole i doma [Left-handed child at school and at home]. Moscow: Ventana-Graf Publ., 240 p. (In Russian)

Bezrukikh, M. M., Yefimova, S. P., Kruglov, B. V. (1995) Pochemu uchit’sya trudno? [Why is it difficult to learn?] Moscow: Sem’ya i shkola Publ., 205 p. (In Russian)

Bragina, N. N., Dobrokhotova, T. A. (1988) Funktsional’nyye asimmetrii cheloveka [Functional asymmetry of human]. Moscow: Meditsina Publ., 208 p. (In Russian)

Chuprikov, A. P., Volkov, E. A. (2008) Mir levorukikh [The world is left-handed]. 3rd ed. Kiev: A. Chuprikov Institute of Neuropsychiatry Publ., 88 p. (In Russian)

Kleyberg, Yu. A., Sirotyuk, A. L. (2001) Dinamicheskaya aktivnost’ myslitel’nykh protsessov mladshikh shkol’nikov s raznym tipom funktsional’noy asimmetrii polushariy golovnogo mozga [Dynamic activity of thinking processes of younger students with different types of functional asymmetry of the cerebral hemispheres]. Mir psikhologii, pp. 156–165. (In Russian)

Nikolayeva, E. I. (2005) Levorukiy rebenok: diagnostika, obucheniye, korrektsiya [Left-handed child: diagnosis, training, correction]. Saint Petersburg: Detstvo-Press Publ., 128 p. (In Russian)

Nikolayeva, E. I., Vergunov, E. G. (2017) Nekotoryye dokazatel’stva geneticheskoy obuslovlennosti lateral’nykh predpochteniy [Some evidence of genetic causation of lateral preferences]. Asimmetriya — Journal of Asymmetry, vol. 11, no. 3, pp. 78–86. (In Russian)

Nikolayeva, E. I., Vergunov, E. G. (2018) Sootnosheniye 2D:4D i yego geneticheskaya i epigeneticheskaya obuslovlennost’ (obzor inostrannykh istochnikov) [The digit ratio 2D:4D and its genetic and epigenetic conditionality (review of foreign sources)]. Asimmetriya — Journal of Asymmetry, vol. 12, no. 3, pp. 6–19. DOI: 10.18454/ASY.2018.3.16176 (In Russian)

Nikolayeva, E. I., Vergunov, E. G., Dobrin, A. V. (2015) Opisaniye kharaktera regulyatsii serdechnogo ritma detey s raznymi lateral’nymi predpochteniyami v perekhodnykh sostoyaniyakh metodami nelineynogo analiza [Description of the nature of the regulation of the heart rate of children with different lateral preferences in transition states by methods of nonlinear analysis]. Asimmetriya — Journal of asymmetry, vol. 9, no. 1, pp. 13–24. DOI: 10.18454/ASY.2015.30.721 (In Russian)

Semenovich, A. V. (2009) Eti neveroyatnyye levshi: Prakticheskoye posobiye dlya psikhologov i roditeley [These incredible lefthanders: A practical guide for psychologists and parents]. 4th ed. Moscow: Genezis Publ., 250 p. (In Russian)

Shanina, G. E. (2000) Sovremennyye metody korrektsii narusheniy mezhpolusharnogo vzaimodeystviya i funktsii obucheniya [Modern methods of correction of violations of interhemispheric interaction and learning function]. Mezhdunarodnyi meditsinskij zhurnal — International Medical Journal, no. 6, pp. 546–548. (In Russian)

Shorokh-Trotskaya, M. N. (2002) Ne pereuchivayte levshu! [Do not retrain lefthander!] Nauka i zhizn’ — Science and Life, no. 8, pp. 65–72. (In Russian)

Vergunov, E. G., Nikolayeva, E. I. (2017) Chastota negativnykh konnotatsiy termina “levorukost’” v nauchnoy literature kontsa 19–20 stoletiy [The frequency of negative connotations of the term “left-handed” in the scientific literature of the 19–20 centuries]. Asimmetriya — Journal of Asymmetry, vol. 11, no. 1, pp. 11–38. (In Russian)

Vergunov, E. G., Nikolayeva, E. I., Balioz, N. V. (2018) Lateral’nyye predpochteniya kak vozmozhnyye fenotipicheskiye prediktory rezervov serdechno-sosudistoy sistemy i osobennosti sensomotornoy integratsii u al’pinistov [Lateral preferences as a possible phenotypic predictors of the reserves of the cardiovascular system and the features of sensorimotor integration of climbers]. Fiziologiya cheloveka — Human Physiology, vol. 44, no. 3, pp. 97–108. DOI: 10.7868/S0131164618030116 (In Russian)

Загрузки

Опубликован

08.08.2019

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)