Исторические аспекты становления понятия «исполнительные функции»
Обзор иностранных источников
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-4-333-336Ключевые слова:
исполнительные функции, управляющие функции, контроль поведения, регуляция поведения, детиАннотация
В статье на основе анализа зарубежных источников рассматривается история становления понятия «исполнительные функции». Рассматривается изменение содержания данного понятия, обсуждается современное состояние проблем исполнительных функций.
Дан краткий обзор узловых моментов в изучении данного конструкта, начиная с первого описания, данного в 1953 году британским психологом Д. Бродбентом, в котором были разделены автоматические и управляемые процессы. Далее показано, как различные авторы видоизменяли содержание понятия, внося собственные предложения. Показано, что позднее Р. Шиффрин и У. Шнайдер ввели понятие избирательного внимания, с которым исполнительные функции тесно связаны. В 1975 году психолог М. Познер ввел термин «когнитивный контроль» в книге «Внимание и когнитивный контроль». М. Познер предложил создать отдельную исполнительную ветвь системы внимания, ответственную за фокусирование внимания на отдельных аспектах окружающей среды. Позднее А. Бэддли предложил компонент, который он назвал «центральным исполнительным органом», позволяющим манипулировать информацией в краткосрочной памяти. Т. Шаллис (1988) также предположил, что внимание регулируется «надзорной системой», которая может переводить автоматические реакции в осознанные компоненты системы планирования поведения. В настоящее время исполнительные функции связывают с префронтальной корой головного мозга. К. Прибрам (1973) первым ввел термин «исполнительный» при обсуждении вопросов функционирования префронтальной коры головного мозга. До сих пор нет единого представления на содержание и функционирование системы исполнительных функций.
Библиографические ссылки
Baddeley, A. D. (1986) Working memory. Oxford: Oxford University Press Publ., 289 p. (In English)
Banich, M. T. (2009) Executive function: The search for an integrated account. Current Directions in Psychological Science, vol. 18, no. 2, pp. 89–94. https://doi.org/10.1111/j.1467-8721.2009.01615.x (In English)
Barkley, R. A. (2001) Executive functioning and self-regulation: Integration, extended phenotype, and clinical implications. Neuropsychology Review, vol. 11, pp. 1–29. https://link.springer.com/article/10.1023/A:1009085417776 (In English)
Broadbent, D. E. (1958) Perception and communication. London: Pergamon Publ., 316 p. https://doi.org/10.1037/10037-000 (In English)
Checa, P., Rodriguez-Bailón, R., Rueda, M. R. (2008) Neurocognitive and temperamental systems of self-regulation and early adolescents’ social and academic outcomes. Mind, Brain, and Education, vol. 2, no. 4, pp. 177–187. https://doi.org/10.1111/j.1751-228X.2008.00052.x (In English)
Driver, J. (2001) A selective review of selective attention research from the past century. British Journal of Psychology, vol. 92, no. 1, pp. 53–78. https://doi.org/10.1348/000712601162103 (In English)
Fuster, J. M. (2000) Executive frontal functions. Experimental Brain Research, vol. 133, no. 1, pp. 66–70. https://doi.org/10.1007/s002210000401 (In English)
Lezak, M. D. (1995) Neuropsychological assessment. 3rd ed. New York: Oxford University Press, 1026 p. (In English)
Luria, A. R. (1963) Mozg cheloveka i psikhicheskie protsessy. T. 1 [The human brain and mental processes. Vol. 1]. Moscow: Moscow State University Publ., 480 p. (in Russsian)
Luria, A. R. (1966) Lobnye doli i regulyatsiya psikhicheskikh protsessov [Frontal lobes and regulation of mental processes]. Moscow: Moscow State University Publ., 740 p. (In Russian)
Luria, A. R. (1973) Osnovy nejropsikhologii [Fundamentals of neuropsychology]. Moscow: Moscow State University Publ., 374 p. (In Russian)
Miller, E. K., Cohen, J. D. (2001) An integrative theory of prefrontal cortex function. Annual Review of Neuroscience, vol. 24, pp. 167–202. https://doi.org/10.1146/annurev.neuro.24.1.167 (In English)
Naglieri, J. A., Goldstein, S. (2013) Comprehensive executive functioning inventory: Technical manual. Toronto: Multi-Health Systems Publ. 565p. (In English)
Posner, M. I., Snyder, C. R. (1975) Attention and cognitive control. In: R. Solso (ed.). Information processing and cognition: The Loyola symposium. Hillsdale: Lawrence Erlbaum Publ., pp. 55–85. (In English)
Pribram, K. H. (1971) Languages of the Brain. Experimental paradoxes and principles in neuropsychology. Englewood Cliffs: Prentice-Hall Publ., 453 p. (In English)
Ratiu, P., Talos, I-F., Haker, S. et al. (2004) The tale of Phineas Gage, digitally remastered. Journal of Neurotrauma, vol. 21, no. 5, pp. 637–643. http://doi.org/10.1089/089771504774129964 (In English)
Reynolds, C. R., Horton, A. M. (2005) Test of verbal conceptualization and fluency. Archives of Clinical Neuropsychology, vol. 20(7), pp. 899-900 (In English)
Rueda, M. R., Posner, M. I, Rothbart, M. K. (2004) Attentional control and self-regulation. In: R. F. Baumeister, K. D. Vohs (eds.). Handbook of self-regulation: Research, theory, and applications. New York: Guilford Press, pp. 283–300. (In English)
Schiffrin, R. M., Schneider, W. (1977) Controlled and automatic human information processing: II. Perceptual learning, automatic attending and a general theory. Psychological Review, vol. 84, no. 2, pp. 127–190. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/0033-295X.84.2.127 (In English)
Schneider, W., Chein, J. M. (2003) Controlled and automatic processing: Behavior, theory, and biological mechanisms. Cognitive Science, vol. 27, no. 3, pp. 525–559. https://doi.org/10.1207/s15516709cog2703_8 (In English)
Shallice, T. (1988) From neuropsychology to mental structure. Cambridge: Cambridge University Press, 462 p. (In English)
Shallice, T. (2002) Fractionation of the supervisory system. In: D. T. Stuss, R. T. Knight (eds.). Principles of frontal lobe function. New York: Oxford University Press, pp. 261–277. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195134971.003.0017 (In English)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Широкова Ирина Владимировна
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.