Интернет-источники и школьное обучение: поиск информации, достоверность и фактчекинг

Авторы

  • Влада Андреевна Рубцова Донецкий национальный технический университет
  • Геннадий Эдуардович Даниленко Центр олимпиадного движения

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-138-150

Ключевые слова:

школьники, интернет-источник, информация, Интернет, ресурсы, цифровизация

Аннотация

С развитием информационных технологий и повышением доступности Интернета было значительно расширено информационное пространство, которое предоставило пользователям неограниченное количество ресурсов для получения знаний и данных. Неотъемлемой частью повседневной жизни обучающихся стал поиск информации. Несмотря на отсутствие технических проблем в использовании поисковых инструментов, школьники испытывают затруднения в выборе достоверных и релевантных источников информации для выполнения учебных заданий. Это, в свою очередь, вызывает дисбаланс между уровнем развития технологически-операционного компонента цифровых навыков и навыков, обеспечивающих эффективное управление деятельностью по отбору и оценке найденных информационных источников. Эксперты в области информационной грамотности выражают обеспокоенность по поводу низкого уровня критического мышления у современных школьников и их недостаточной осведомленности о методах проверки информации.

Ресурсы Интернета, являясь одним из основных источников информации, нуждаются в проверке и тщательном отборе. Школьникам важно научиться анализировать информацию, определять ее достоверность и оценивать качество.

В статье представлены результаты опроса 2155 школьников. Цель анкетирования — изучение способов поиска и анализа информации, применяемых школьниками при выполнении заданий разных уровней сложности. Также в исследовании приняли участие эксперты — учителя общеобразовательной школы и преподаватель университета г. Донецка.

Полученные результаты могут быть востребованы в образовательной сфере, а также использованы для повышения осведомленности заинтересованных сторон, таких как учителя, родители и государственные органы, о паттернах в использовании Интернета школьниками.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Башкиров, С. (2023) Что такое «TikTok-мозг»: как просмотр коротких видео влияет на человека. РБК Тренды. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/64fb2fe49a794780754f9959 (дата обращения 21.03.2024).

Крупин, А. (2022) «Лаборатория Касперского» изучила вовлеченность российских детей в мир соцсетей и гаджетов. 3D News. [Электронный ресурс]. URL: https://3dnews.ru/1072187/laboratoriya-kasperskogo-izuchila-vovlechennost-rossiyskih-detey-v-mir-sotssetey-i-gadgetov (дата обращения 20.03.2024).

Эксперты: почти у половины детей в возрасте 5–7 лет в России есть смартфон. (2019) ТАСС, 14 мая. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/6427381 (дата обращения 20.03.2024).

ЛИТЕРАТУРА

Губанова, А. Ю. (2017) Интернет-дети: возможности изучения и привлечения к исследованиям. В кн.: С. Н. Майорова-Щеглова (ред.). Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия. М.: РОС, с. 101–120.

Майорова-Щеглова, С. Н. (2007) Детство в начале XXI века: парадоксы развития и функционирования. Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», № 2-3, с. 191–201.

Майорова-Щеглова, С. Н., Колосова, Е. А., Губанова, А. Ю. (2020) Маршруты оффлайн и онлайн-жизни детства: событийный анализ. Ойкумена. Регионоведческие исследования, № 3 (54), с. 21–34.

Микляева, А. В. (2021) «Пользовательская уверенность» как фактор эффективности онлайн-поиска учебной информации школьниками. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 10, № 3 (36), с. 354–358. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1003-0089

Мкртчян, В. С. (2021) Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»). Молодой ученый, № 23 (365), с. 324–327.

Скобелева, И. Е. (2017) Формирование у обучающихся навыков поиска и применения учебной информации. Мир педагогики и психологии, № 11 (16), с. 122–126.

Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И., Нестик, Т. А. (2017) Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 375 с.

Сурикова, С. В., Иванова, Е. Н. (2013) Обучение младших школьников поиску информации в сети Интернет на уроках информатики. Герценовские чтения. Начальное образование, т. 4, № 1, с. 208–214.

SOURCES

Bashkirov, S. (2023) Chto takoe “TikTok-mozg”: kak prosmotr korotkikh video vliyaet na cheloveka [What is the “TikTok brain”: How watching short videos affects a person]. RBK Trendy [RBK Trends]. [Online]. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/social/64fb2fe49a794780754f9959 (accessed 21.03.2024). (In Russian)

Eksperty: pochti u poloviny detej v vozraste 5–7 let v Rossii est’ smartfon [Experts: Almost half of children aged 5–7 years in Russia have a smartphone]. (2019) TASS, May 19. [Online]. Available at: https://tass.ru/obschestvo/6427381 (accessed 20.03.2024). (In Russian)

Krupin, A. (2022) “Laboratoriya Kasperskogo” izuchila vovlechennost’ rossijskikh detej v mir sotssetej i gadzhetov [Kaspersky Lab studied the involvement of Russian children in the world of social networks and gadgets]. 3D News. [Online]. Available at: https://3dnews.ru/1072187/laboratoriya-kasperskogo-izuchila-vovlechennost-rossiyskih-detey-v-mir-sotssetey-i-gadgetov (accessed 20.03.2024). (In Russian)

REFERENCES

Gubanova, A. Yu. (2017) Internet-deti: vozmozhnosti izucheniya i privlecheniya k issledovaniyam [Online-children: Opportunities to study and engage in research]. In: S. N. Mayorova-Shcheglova (ed.). Detstvo XXI veka v sotsiogumanitarnoj perspektive: novye teorii, yavleniya i ponyatiya [Childhood of the XXI century in the socio-humanitarian perspective: New theories, phenomena and concepts]. Moscow: ROS Publ., pp. 101–120. (In Russian)

Mayorova-Shcheglova, S. N. (2007) Detstvo v nachale XXI veka: paradoksy razvitiya i funktsionirovaniya [The childhood at the beginning of the 21st century: the paradoxes of developing and functioning]. Vestnik RGGU. Seriya “Filosofiya. Sociologiya. Iskusstvovedenie” — RSUH/RGGU Bulletin. Series “Philosophy. Sociology. Art Studies”, no. 2-3, pp. 191–201. (In Russian)

Mayorova-Shcheglova, S. N., Kolosova, E. A., Gubanova, A. Yu. (2020) Marshruty offlajn i onlajn-zhizni detstva: sobytijnyj analiz [Routes of offline and online childhood life: Event analysis]. Ojkumena. Regionovedcheskie issledovaniya — Ojkumena. Regional Researchers, no. 3 (54), pp. 21–34. (In Russian)

Miklyaeva, A. V. (2021) “Pol’zovatel’skaya uverennost’ ” kak faktor effektivnosti onlajn-poiska uchebnoj informatsii shkol’nikami [“User confidence” as a factor of efficiency of online search for educational information by schoolchildren]. Azimut nauchnykh issledovanij: pedagogika i psikhologiya — Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 10, no. 3 (36), pp. 354–358. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1003-0089 (In Russian)

Mkrtchyan, V. S. (2021) Osobennosti poiska informatsii i usloviya formirovaniya u mladshikh shkol’nikov umeniya osushchestvlyat’ poisk informatsii (na primere distsipliny “Literaturnoe chtenie”) [Features of information search and conditions for developing the ability to search for information in younger schoolchildren (using the example of the discipline “Literary Reading”)]. Molodoj uchenyj, no. 23 (365), pp. 324–327. (In Russian)

Skobeleva, I. E. (2017) Formirovanie u obuchayushchikhsya navykov poiska i primeneniya uchebnoj informatsii [Forming students’ skills of searching and applying educational information]. Mir pedagogiki i psikhologii, no. 11 (16), pp. 122–126. (In Russian)

Soldatova, G. U., Rasskazova, E. I., Nestik, T. A. (2017) Tsifrovoe pokolenie Rossii: kompetentnost’ i bezopasnost’ [Digital generation of Russia: Competence and security]. Moscow: Smysl Publ., 375 p. (In Russian)

Surikova, S. V., Ivanova, E. N. (2013) Obuchenie mladshikh shkol’nikov poisku informatsii v seti Internet na urokakh informatiki [Teaching primary schoolchildren how to search for information on the Internet in computer science lessons]. Gertsenovskie chteniya. Nachal’noe obrazovanie, vol. 4, no. 1, pp. 208–214. (In Russian)

Опубликован

30.08.2024

Выпуск

Раздел

Статьи