Интернет-источники и школьное обучение: поиск информации, достоверность и фактчекинг
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-138-150Ключевые слова:
школьники, интернет-источник, информация, Интернет, ресурсы, цифровизацияАннотация
С развитием информационных технологий и повышением доступности Интернета было значительно расширено информационное пространство, которое предоставило пользователям неограниченное количество ресурсов для получения знаний и данных. Неотъемлемой частью повседневной жизни обучающихся стал поиск информации. Несмотря на отсутствие технических проблем в использовании поисковых инструментов, школьники испытывают затруднения в выборе достоверных и релевантных источников информации для выполнения учебных заданий. Это, в свою очередь, вызывает дисбаланс между уровнем развития технологически-операционного компонента цифровых навыков и навыков, обеспечивающих эффективное управление деятельностью по отбору и оценке найденных информационных источников. Эксперты в области информационной грамотности выражают обеспокоенность по поводу низкого уровня критического мышления у современных школьников и их недостаточной осведомленности о методах проверки информации.
Ресурсы Интернета, являясь одним из основных источников информации, нуждаются в проверке и тщательном отборе. Школьникам важно научиться анализировать информацию, определять ее достоверность и оценивать качество.
В статье представлены результаты опроса 2155 школьников. Цель анкетирования — изучение способов поиска и анализа информации, применяемых школьниками при выполнении заданий разных уровней сложности. Также в исследовании приняли участие эксперты — учителя общеобразовательной школы и преподаватель университета г. Донецка.
Полученные результаты могут быть востребованы в образовательной сфере, а также использованы для повышения осведомленности заинтересованных сторон, таких как учителя, родители и государственные органы, о паттернах в использовании Интернета школьниками.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Башкиров, С. (2023) Что такое «TikTok-мозг»: как просмотр коротких видео влияет на человека. РБК Тренды. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/64fb2fe49a794780754f9959 (дата обращения 21.03.2024).
Крупин, А. (2022) «Лаборатория Касперского» изучила вовлеченность российских детей в мир соцсетей и гаджетов. 3D News. [Электронный ресурс]. URL: https://3dnews.ru/1072187/laboratoriya-kasperskogo-izuchila-vovlechennost-rossiyskih-detey-v-mir-sotssetey-i-gadgetov (дата обращения 20.03.2024).
Эксперты: почти у половины детей в возрасте 5–7 лет в России есть смартфон. (2019) ТАСС, 14 мая. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/6427381 (дата обращения 20.03.2024).
ЛИТЕРАТУРА
Губанова, А. Ю. (2017) Интернет-дети: возможности изучения и привлечения к исследованиям. В кн.: С. Н. Майорова-Щеглова (ред.). Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия. М.: РОС, с. 101–120.
Майорова-Щеглова, С. Н. (2007) Детство в начале XXI века: парадоксы развития и функционирования. Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», № 2-3, с. 191–201.
Майорова-Щеглова, С. Н., Колосова, Е. А., Губанова, А. Ю. (2020) Маршруты оффлайн и онлайн-жизни детства: событийный анализ. Ойкумена. Регионоведческие исследования, № 3 (54), с. 21–34.
Микляева, А. В. (2021) «Пользовательская уверенность» как фактор эффективности онлайн-поиска учебной информации школьниками. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 10, № 3 (36), с. 354–358. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1003-0089
Мкртчян, В. С. (2021) Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»). Молодой ученый, № 23 (365), с. 324–327.
Скобелева, И. Е. (2017) Формирование у обучающихся навыков поиска и применения учебной информации. Мир педагогики и психологии, № 11 (16), с. 122–126.
Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И., Нестик, Т. А. (2017) Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 375 с.
Сурикова, С. В., Иванова, Е. Н. (2013) Обучение младших школьников поиску информации в сети Интернет на уроках информатики. Герценовские чтения. Начальное образование, т. 4, № 1, с. 208–214.
SOURCES
Bashkirov, S. (2023) Chto takoe “TikTok-mozg”: kak prosmotr korotkikh video vliyaet na cheloveka [What is the “TikTok brain”: How watching short videos affects a person]. RBK Trendy [RBK Trends]. [Online]. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/social/64fb2fe49a794780754f9959 (accessed 21.03.2024). (In Russian)
Eksperty: pochti u poloviny detej v vozraste 5–7 let v Rossii est’ smartfon [Experts: Almost half of children aged 5–7 years in Russia have a smartphone]. (2019) TASS, May 19. [Online]. Available at: https://tass.ru/obschestvo/6427381 (accessed 20.03.2024). (In Russian)
Krupin, A. (2022) “Laboratoriya Kasperskogo” izuchila vovlechennost’ rossijskikh detej v mir sotssetej i gadzhetov [Kaspersky Lab studied the involvement of Russian children in the world of social networks and gadgets]. 3D News. [Online]. Available at: https://3dnews.ru/1072187/laboratoriya-kasperskogo-izuchila-vovlechennost-rossiyskih-detey-v-mir-sotssetey-i-gadgetov (accessed 20.03.2024). (In Russian)
REFERENCES
Gubanova, A. Yu. (2017) Internet-deti: vozmozhnosti izucheniya i privlecheniya k issledovaniyam [Online-children: Opportunities to study and engage in research]. In: S. N. Mayorova-Shcheglova (ed.). Detstvo XXI veka v sotsiogumanitarnoj perspektive: novye teorii, yavleniya i ponyatiya [Childhood of the XXI century in the socio-humanitarian perspective: New theories, phenomena and concepts]. Moscow: ROS Publ., pp. 101–120. (In Russian)
Mayorova-Shcheglova, S. N. (2007) Detstvo v nachale XXI veka: paradoksy razvitiya i funktsionirovaniya [The childhood at the beginning of the 21st century: the paradoxes of developing and functioning]. Vestnik RGGU. Seriya “Filosofiya. Sociologiya. Iskusstvovedenie” — RSUH/RGGU Bulletin. Series “Philosophy. Sociology. Art Studies”, no. 2-3, pp. 191–201. (In Russian)
Mayorova-Shcheglova, S. N., Kolosova, E. A., Gubanova, A. Yu. (2020) Marshruty offlajn i onlajn-zhizni detstva: sobytijnyj analiz [Routes of offline and online childhood life: Event analysis]. Ojkumena. Regionovedcheskie issledovaniya — Ojkumena. Regional Researchers, no. 3 (54), pp. 21–34. (In Russian)
Miklyaeva, A. V. (2021) “Pol’zovatel’skaya uverennost’ ” kak faktor effektivnosti onlajn-poiska uchebnoj informatsii shkol’nikami [“User confidence” as a factor of efficiency of online search for educational information by schoolchildren]. Azimut nauchnykh issledovanij: pedagogika i psikhologiya — Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 10, no. 3 (36), pp. 354–358. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1003-0089 (In Russian)
Mkrtchyan, V. S. (2021) Osobennosti poiska informatsii i usloviya formirovaniya u mladshikh shkol’nikov umeniya osushchestvlyat’ poisk informatsii (na primere distsipliny “Literaturnoe chtenie”) [Features of information search and conditions for developing the ability to search for information in younger schoolchildren (using the example of the discipline “Literary Reading”)]. Molodoj uchenyj, no. 23 (365), pp. 324–327. (In Russian)
Skobeleva, I. E. (2017) Formirovanie u obuchayushchikhsya navykov poiska i primeneniya uchebnoj informatsii [Forming students’ skills of searching and applying educational information]. Mir pedagogiki i psikhologii, no. 11 (16), pp. 122–126. (In Russian)
Soldatova, G. U., Rasskazova, E. I., Nestik, T. A. (2017) Tsifrovoe pokolenie Rossii: kompetentnost’ i bezopasnost’ [Digital generation of Russia: Competence and security]. Moscow: Smysl Publ., 375 p. (In Russian)
Surikova, S. V., Ivanova, E. N. (2013) Obuchenie mladshikh shkol’nikov poisku informatsii v seti Internet na urokakh informatiki [Teaching primary schoolchildren how to search for information on the Internet in computer science lessons]. Gertsenovskie chteniya. Nachal’noe obrazovanie, vol. 4, no. 1, pp. 208–214. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Влада Андреевна Рубцова, Геннадий Эдуардович Даниленко
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.