Основные принципы консультирования детей, подростков и их родителей: партиципаторный подход

Авторы

  • Юлия Александровна Руссак Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-2580-2443
  • Галина Борисовна Монина Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-0823-5379

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-1-14-20

Ключевые слова:

качество жизни, консультирование детей и подростков, партиципаторный подход, партиципаторные исследования, событийная общность, взаимодействие педагога и обучающегося

Аннотация

В статье обсуждаются проблемы воспитания, обучения и консультирования детей разного возраста и их родителей с целью повышения качества жизни данных субъектов образовательного процесса, оптимизации детско-родительских отношений в семьях с условием обязательного учета не только возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, но и социальной специфики современного поколения.

Модернизация российского образования предполагает создание условий для повышения качества общего образования, в том числе новые подходы к организации образовательного процесса, обеспечивающие его дифференциацию и индивидуализацию.

Сенсационные достижения в этой области, озвученные на телевидении и в прессе, аудитория быстро забывает, а проблема образовательной среды остается. Один из основных запросов родителей школьников — академическая неуспеваемость ребенка и снижение уровня мотивации к обучению.

Современные методы психологической диагностики и консультирования далеко не всегда являются эффективными, поскольку не могут учитывать специфику, субкультуру современного поколения детей и подростков. Партиципаторные исследования (ПИ) и подходы, то есть такие, в которых ребенок становится соучастником исследования, — один из наиболее эффективных «инструментов» изучения современного детства. Они позволяют не только выявить особенности детей, оказать своевременную психологическую помощь, но и помочь каждому обучающемуся выстроить индивидуальную стратегию успешности.

Причины использования партиципаторных исследований в сфере образования:

— возможность решения проблем современной системы образования в целом и специфических задач конкретной образовательной организации;

— ориентация на процессы саморегулирования, самопроектирования, самоуправления всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей, администрации образовательных организаций;

— быстрое реагирование на внедрение инновационных технологий, выявление эффективных методических подходов;

— отсутствие формализованных способов оценки эффективности образовательной деятельности.

Статья адресована психологам системы образования, социальным работникам, педагогам.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Арчакова, Т. О., Гарифулина, Э. Ш. (2020) Участие детей в России: теоретическое осмысление и развитие практики. Социальные науки и детство, т. 1, № 1, c. 68–87. https://doi.org/10.17759/ssc.2020010106

Романов, П. В., Ярская-Смирнова, Е. Р. (2008) Методы прикладных социальных исследований. 2-е изд. М.: Вариант, 255 с.

Шуклина, Е. А. (2015) Партисипаторные исследования в сфере образования: особенности и перспективы. Вестник Сургутского государственного педагогического университета, № 2 (35), с. 5–12.

Шуклина, Е. А. (2016) Партисипаторные исследования как феномен публичной социологии и методическая стратегия. В кн.: Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировойнауке. Материалы научнойконференции к 100-летию Русского социологического общества имени М. М. Ковалевского. СПб.: Скифия-принт, с. 1214–1215.

Brock, K., Pettit, J. (2007) Springs of participation: Creating and evolving methods for participatory development. Rugby: Practical Action Publ., 232 p.

Chevalier, J. M., Buckles, D. J. (2013) Participatory action research: Theory and methods for engaged inquiry. London: Routledge Publ., 496 р. https://doi.org/10.4324/9780203107386

Hickey, S., Mohan, G. P. (2005) Participation: From tyranny to transformation: Exploring new approaches to participation in development. London: Zed Books Publ., 304 p.

Rogers, C. R. (1961) On becoming a person: A therapist’s view of psychotherapy. Boston; New York: Houghton Mifflin Publ., 420 p.

REFERENCES

Archakova, T. O., Garifulina, E. Sh. (2020) Uchastie detej v Rossii: teoreticheskoe osmyslenie i razvitie praktiki [Child participation in Russia: Theoretical and practical developments]. Sotsial’nye nauki i detstvo — Social Sciences and Childhood, vol. 1, no. 1, pp. 68–87. https://doi.org/10.17759/ssc.2020010106 (In Russian)

Brock, K., Pettit, J. (2007) Springs of participation: Creating and evolving methods for participatory development. Rugby: Practical Action Publ., 232 p. (In English)

Chevalier, J. M., Buckles, D. J. (2013) Participatory action research: Theory and methods for engaged inquiry. London: Routledge Publ., 496 р. https://doi.org/10.4324/9780203107386 (In English)

Hickey, S., Mohan, G. P. (2005) Participation: From tyranny to transformation: Exploring new approaches to participation in development. London: Zed Books Publ., 304 p. (In English)

Rogers, C. R. (1961) On becoming a person: A therapist’s view of psychotherapy. Boston; New York: Houghton Mifflin Publ., 420 p. (In English)

Romanov, P. V., Yarskaya-Smirnova, E. R. (2008) Metody prikladnykh sotsial’nykh issledovanij [Methods of applied social research]. 2nd ed. Moscow: Variant Publ., 255 p. (In Russian)

Shuklina, E. A. (2015) Partisipatornye issledovaniya v sfere obrazovaniya: osobennosti i perspektivy [Participatorny researches in education: Features and prospects]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Bulletin of Surgut State Pedagogical University, no. 2 (35), pp. 5–12. (In Russian)

Shuklina, E. A. (2016) Partisipatornye issledovaniya kak fenomen publichnoj sotsiologii i metodicheskaya strategiya [Participatory research as a phenomenon of public sociology and methodological strategy]. In: Rossijskoe sotsiologicheskoe soobshchestvo: istoriya, sovremennost’, mesto v mirovoj nauke. Materialy nauchnoj konferentsii k 100-letiyu Russkogo sotsiologicheskogo obshchestva imeni M. M. Kovalevskogo [Russian sociological community: History, modernity, place in world science. Proceedings of the scientific conference for the 100th anniversary of the Russian Sociological Society named after M. M. Kovalevsky]. Saint Petersburg: Skifiya-print Publ., pp. 1214–1215. (In Russian)

Опубликован

30.04.2024

Выпуск

Раздел

Статьи