Педагогические основы конструирования пространства детства в условиях дошкольной образовательной организации
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-2-91-99Ключевые слова:
детская субкультура, развивающие функции, дошкольная образовательная организация, конструирование пространства детства, условия, педагогические инструменты, формы приобщения к субкультуреАннотация
В статье рассматриваются теоретические и практико-ориентированные аспекты осмысления детской субкультуры как источника развития современного детства. В связи с тем, что детская субкультура выступает как своеобразная форма социального образования подрастающего поколения, авторы особое внимание уделяют раскрытию ее развивающих функций: обеспечение гармонизации процессов социализации-индивидуализации, формирование ценностного отношения к миру. Но, как показывает опыт общения с современными педагогами, родителями, подавляющее большинство из них не знают о существовании детской субкультуры, не понимают особенностей дошкольного мировосприятия. По мнению авторов, именно дошкольная субкультура может выступать эффективным педагогическим инструментом конструирования пространства детства в дошкольной образовательной организации, обеспечивающим направленность воспитания на самореализацию ребенком своей индивидуальности и включения его в процесс самостоятельного приобретения социального опыта.
Кроме того, определены основные условия конструирования пространства детства в ДОО: познание и принятие взрослыми детской субкультуры для использования ее развивающих возможностей для личностного и социального развития дошкольников; погружение ребенка в содержание детской субкультуры для накопления опыта конструктивного взаимодействия с окружающими и построения социальных отношений на основе своего личностного потенциала. Также представлены педагогические инструменты конструирования пространства детства в ДОО: педагогические и рефлексивные практикумы для воспитателей, формы приобщения дошкольников к содержанию детской субкультуры (презентации, выставки, игровые проекты, события).
Апробация методической разработки осуществлялась на базе ДОО г. Череповца. Анализ данных, полученных в ходе мониторинга в экспериментальных и контрольных группах, показал, что наиболее существенные изменения в личностном и социальном развитии дошкольников происходят по следующим параметрам: взаимодействие ребенка со взрослым, социальная позиция ребенка по отношению к сверстнику, выполнение самостоятельных заданий, поведение в самостоятельной деятельности, инициативность в представлении и реализации собственных творческих замыслов.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Абраменкова, В. В. (2000) Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 416 с.
Асмолов, А. Г. (1996) Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 768 с.
Гогоберидзе, А. Г., Деркунская, В. А. (2011) Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека. Детский сад: теория и практика, № 1, с. 6–11.
Демакова, И. Д. (2000) Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., Институт теории образования и педагогики РАО, 353 с.
Егорова, М. С., Зырянова, Н. М., Пьянкова, С. Д., Черткова, Ю. Д. (2001) Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире. СПб.: Алетейя, 239 с.
Иванова, Н. В. (2005) Особенности и значение детской субкультуры. Педагогика, № 7, с. 31–36.
Иванова, Н. В. (2014) Социализирующие функции и педагогические аспекты приобщения дошкольников к детской субкультуре. Международный журнал экспериментального образования, № 8-3, с. 104–106.
Иванова, Н. В. (2016) Социализирующие возможности детской субкультуры. Воспитание и обучение детей младшего возраста, № 5, с. 272–274.
Иванова, Н. В., Якупова, Е. Ю., Серова, О. Е. (2022) Социализация старших дошкольников посредством детской субкультуры. Источник, № 2 (114), с. 40–42.
Калабина, И. А., Виногорова, В. Н. (2022) Детская субкультура как фактор формирования финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста. Современное дошкольное образование, № 4 (112), с. 22–31.
Кудрявцев, В., Алиева, Т. (1997a) Еще раз о природе детской субкультурe. Дошкольное воспитание, № 3, с. 87–91.
Кудрявцев, В., Алиева, Т. (1997b) Еще раз о природе детской субкультурe. Дошкольное воспитание, № 4, с. 64–68.
Кужим, Н. В. (2019) Социологические особенности детской субкультуры. Социология в современном мире: наука, образование, творчество, т. 1, № 11, с. 306–309.
Литвинова, С. Н. (2020) Феномен игровой детской субкультуры современного дошкольника. Вестник православного Свято-Тихонского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология, № 56, с. 106–116. https://doi.org/10.15382/sturIV202056.106-116
Маралов, В. Г. (ред.). (2012) Инновации в образовании: региональный аспект. Череповец: Череповецкий государственный университет, 471 с.
Овчинникова, Л. А. (2020) Психологические аспекты субкультуры: рефлексивный поиск. Международный журнал медицины и психологии, т. 3, № 6, с. 76–80.
Осорина, М. В. (2000) Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 2-е изд. СПб.: Питер, 277 с.
Смирнова, Е. О. (2022) Современная детская субкультура и ее последствия. Современное дошкольное образование, № 6 (114), с. 35–41.
Фельдштейн, Д. И. (1998) Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития. Вопросы психологии, № 1, с. 3–19.
Эльконин, Б. Д. (1992) Кризис детства и основания проектирования форм детского развития. Вопросы психологии, № 3-4, с. 7–13.
Яфизова, Р. И., Ничипоренко, Л. К. (2019) Особенности игровой субкультуры современного ребенка. В кн.: А. Г. Гогоберидзе, Г. И. Вергелес, О. А. Граничина (ред.). Развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста как субъекта деятельности. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 86–103.
REFERENCES
Abramenkova, V. V. (2000) Sotsial’naya psikhologiya detstva: razvitie otnoshenij rebenka v detskoj subkul’ture [Social psychology of childhood: Development of child relationships in children’s subculture]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute Publ.; Voronezh: MODEK Publ., 416 p. (In Russian)
Asmolov, A. G. (1996) Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya i konstruirovanie mirov [Cultural-historical psychology and the construction of worlds]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute Publ.; Voronezh: MODEK Publ., 768 p. (In Russian)
Demakova, I. D. (2000) Vospitatel’naya deyatel’nost’ pedagoga kak faktor gumanizatsii prostranstva detstva [Educational activity as a factor in the humanization of childhood space]. PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, Institute of Theory of Education and Pedagogy of the Russian Academy of Education, 353 p. (In Russian)
Egorova, M. S., Zyryanova, N. M., P’yankova, S. D., Chertkova, Yu. D. (2001) Iz zhizni lyudej doshkol’nogo vozrasta. Deti v izmenyayushchemsya mire [From the life of people of preschool age. Children in a changing world]. Saint Petersburg: Aletheia Publ., 239 p. (In Russian)
El’konin, B. D. (1992) Krizis detstva i osnovaniya proektirovaniya form detskogo razvitiya [The crisis of childhood and the foundations for designing forms of child development]. Voprosy psikhologii, no. 3-4, pp. 7–13. (In Russian)
Feldstein, D. I. (1998) Detstvo kak sotsial’no-psikhologicheskij fenomen i osoboe sostoyanie razvitiya [Childhood as a socio-psychological phenomenon and a special state of development]. Voprosy psiсhologii, no. 1, pp. 3–19. (In Russian).
Gogoberidze, A. G., Derkunskaya, V. A. (2011) Doshkol’noe detstvo kak sotsiokul’turnyj fenomen i samotsennyj period v zhizni cheloveka [Preschool childhood as a sociocultural phenomenon and a valuable period in a person’s life]. Detskij sad: teoriya i praktika, no. 1, pp. 6–11. (In Russian).
Ivanova, N. V. (2005) Osobennosti i znachenie detskoj subkul’tury [Special features and importance of children sub-culture]. Pedagogika, no. 7, pp. 31–36. (In Russian)
Ivanova, N. V. (2014) Sotsializiruyushchie funktsii i pedagogicheskie aspekty priobshcheniya doshkol’nikov k detskoj subkul’ture [Socializing functions and pedagogical aspects of introducing preschoolers to children’s subculture]. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental’nogo obrazovaniya — International Journal of Experimental Education, no. 8-3, pp. 104–106. (In Russian)
Ivanova, N. V. (2016) Sotsializiruyushchie vozmozhnosti detskoj subkul’tury [Socializing opportunities of children’s subculture]. Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta, no. 5, pp. 272–274. (In Russian)
Ivanova, N. V., Yakupova, E. Yu., Serova, O. E. (2022) Sotsializatsiya starshikh doshkol’nikov posredstvom detskoj subkul’tury [Socialization of older preschoolers through children’s subculture]. Istochnik, no. 2 (114), pp. 40–42. (In Russian)
Kalabina, I. A., Vinogorova, V. N. (2022) Detskaya subkul’tura kak faktor formirovaniya finansovoj kul’tury detej starshego doshkol’nogo vozrasta. [Children’s subculture as a factor in the formation of the financial culture of older preschool children]. Sovremennoe doshkol’noe obrazovanie — Preschool Education Today, no. 4 (112), pp. 22–31. (In Russian)
Kudryavtsev, V., Alieva, T. (1997a) Eshche raz o prirode detskoj subkul’ture [Once again about the nature of children’s subculture]. Doshkol’noe vospitanie, no. 3, pp. 87–91. (In Russian)
Kudryavtsev, V., Alieva, T. (1997b) Eshche raz o prirode detskoj subkul’ture [Once again about the nature of children’s subculture]. Doshkol’noe vospitanie, no. 4, pp. 64–68. (In Russian)
Kuzhim, N. V. (2019) Sotsiologicheskie osobennosti detskoj subkul’tury. [Sociological features of children’s subculture]. Sotsiologiya v sovremennom mire: nauka, obrazovanie, tvorchestvo — Sociology in the Modern World: Science, Education, Creativity, vol. 1, no. 11, pp. 306–309. (In Russian)
Litvinova, S. N. (2020) Fenomen igrovoj detskoj subkul’tury sovremennogo doshkol’nika [Phenomenon of present-day preschoolers’ game subculture]. Vestnik pravoslavnogo Svyato-Tikhonskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya IV: Pedagogika. Psikhologiya — St. Tikhon’s University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology, no. 56, pp. 106–116. https://doi.org/10.15382/sturIV202056.106-116 (In Russian)
Maralov, V. G. (ed.). (2012) Innovatsii v obrazovanii: regional’nyj aspekt [Innovations in education: Regional aspect]. Cherepovets: Cherepovets State University Publ., 471 p. (In Russian)
Osorina, M. V. (2000) Sekretnyj mir detej v prostranstve mira vzroslykh [The secret world of children in the space of the world of adults]. 2nd ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 277 p. (In Russian)
Ovchinnikova, L. A. (2020) Psikhologicheskie aspekty subkul’tury: refleksivnyj poisk [Psychological aspects of child subculture: Reflexive search]. Mezhdunarodnyj zhurnal meditsiny i psikhologii — International Journal of Medicine and Psychology, vol. 3, no. 6, pp. 76–80. (In Russian)
Smirnova, E. O. (2022) Sovremennaya detskaya subkul’tura i ee posledstviya [Modern children’s sub-culture]. Sovremennoe doshkol’noe obrazovanie — Preschool Education Today, no. 6 (114), pp. 35–41. (In Russian)
Yafizova, R. I., Nichiporenko, L. K. (2019) Osobennosti igrovoj subkul’tury sovremennogo rebenka [Features of the gaming subculture of a modern child]. In: A. G. Gogoberidze, G. I. Vergeles, O. A. Granichina (eds.). Razvitie rebenka doshkol’nogo i mladshego shkol’nogo vozrasta kak sub’ekta deyatel’nosti [Development of a child of preschool and primary school age as a subject of activity]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 86–103. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Иванова Наталия Витальевна, Виноградова Мария Аполлинарьевна
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.