География благополучия детей

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-3-174-180

Ключевые слова:

география детства, социальное благополучие, субъективное благополучие, детство, социальное пространство, пространство детства

Аннотация

В статье рассматриваются основные характеристики благополучия детей, их взаимосвязь с пространством и местом проживания. Через возможности нового исследовательского направления «география детства» и с опорой на идею о множественности детских миров и позицию детей-акторов сделан анализ благополучия детей в окружающем пространстве. Главное внимание уделено анализу методов изучения благополучия детей в современном мире (многомерный анализ статистических данных, опросы общественного мнения, стандартизированные психологические методики). В статье рассматривается, какие социально-экономические показатели позволяют судить о благополучии населения в целом и детей в частности, анализируется опыт ежегодных отчетов ЮНИСЕФ о положении детей в мире, в котором выделены основные составляющие благополучия детей (материальное благополучие; образование; отношение внутри семьи и со сверстниками; здоровье и безопасность; поведение и риски; субъективное благополучие). Детство — важный период жизни человека, во многом определяющий его будущее, поэтому особое внимание уделено рассмотрению отношения детей к географическому пространству и физическому окружению в повседневной жизни. Выделены основные показатели, делающие пространство доброжелательным к детям и содействующим их развитию (инклюзия, участие, возможности и внимание со стороны взрослых). Благополучию детей способствует несколько взаимодополняющих вещей, и потеря любой из них негативно скажется на данном показателе. Во-первых, это свободный доступ ребенка к образованию, медицинским и социальным услугам, учреждениям культуры и спорта. Во-вторых, это семья, ближайшее окружение в среде проживания (соседство), так как поддержка семьи, родственников и соседей положительно сказывается на благополучии детей, позволяет использовать потенциал окружающей среды для досуга и развития детей.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Винокурова, А. В., Костина, Е. Ю. (2015) Социальное благополучие населения в контексте регионального развития (на примере Приморского края). Вестник Бурятского государственного университета, № 6, c. 49–53.

Костина, Е. Ю., Орлова, Н. А. (2015) Социальные индикаторы благополучия человека в современном российском обществе. Социосфера, № 3, с. 93–97.

Костина, Е. Ю., Бухтиярова, И. Н. (2019) Точки притяжения географии детства: научно-исследовательские центры и ключевые исследователи. Известия Географического общества Узбекистана, т. 55, с. 165–169.

Попов, Е. А. (2010) Социальное благополучие человека в научном дискурсе. Социология в современном мире: наука, образование, творчество, № 2, с. 16–23.

Филипова, А. Г., Ракитина, Н. Э., Купряшкина, Е. А. (2018) Новые исследовательские ориентации в социологии детства. Социологические исследования, № 3, с. 86–93. DOI: 10.7868/S0132162518030091

Филипова, А. Г. (2012) Социальная защита детства в современной России. СПб.: Астерион, 247 с.

Шамионов, Р. М. (2014) Этнокультурные факторы субъективного благополучия личности. Психологический журнал, т. 35, № 4, с. 68–81.

Aitken, S. C. (2018) Children’s geographies: Tracing the evolution and involution of a concept. Geographical Review, vol. 108, no. 1, рp. 3–23. DOI: 10.1111/gere.12289

Ben-Arieh, A., Casas, F., Frønes, I, Korbin, J. E. (eds.). (2014) Handbook of child well-being: Theories, methods and policies in global perspective. Dordrecht: Springer Netherlands, 3258 р. DOI: 10.1007/978-90-481-9063-8

Children’s Environments Research Group [Online]. Available at: https://cergnyc.org/ (accessed 08.08.2019).

Easterlin, R. A. (2013) Happiness, growth, and public policy. IZA Discussion Paper, no. 7234, 53 р. [Online]. Available at: https://www.econstor.eu/handle/10419/71662 (accessed 08.08.2019).

Geographies of Children, Youth and Families Research Group. [Online]. Available at: https://gcyfrg.wordpress.com/ (accessed 08.08.2019).

Hart, R. (1979) Children’s experience of place. New York: Irvington Publishers, 518 р.

International Association People-Environment Studies. [Online]. Available at: https://iaps-association.org/ (accessed 08.08.2019).

McKendrick, J. (2009) Localities: A holistic frame of reference for appraising social justice in children’s lives. In: J. Qvortrup, W. A. Corsaro, M.-S. Honig (eds.). The palgrave handbook of childhood studies. London: Palgrave Macmillan, pp. 238–255. DOI: 10.1007/978-0-230-27468-6_17

Research and reports. UNICEF. [Online]. Available at: https://www.unicef.org/research-and-reports (accessed 08.08.2019).

Winnicott, D. W. (1975) Through paediatrics to psycho-analysis. New York: Basic Books, 350 р.

REFERENCES

Aitken, S. C. (2018) Children’s geographies: Tracing the evolution and involution of a concept. Geographical Review, vol. 108, no. 1, рр. 3–23. DOI: 10.1111/gere.12289 (In English)

Ben-Arieh, A., Casas, F., Frønes, I., Korbin, J. E. (eds.). (2014) Handbook of child well-being: Theories, methods and policies in global perspective. Dordrecht: Springer Netherlands, 3258 р. DOI: 10.1007/978-90-481-9063-8 (In English)

Children’s Environments Research Group. [Online]. Available at: https://cergnyc.org/ (accessed 08.08.2019). (In English)

Easterlin, R. A. (2013) Happiness, growth, and public policy. IZA Discussion Paper, no. 7234, 53 р. [Online]. Available at: https://www.econstor.eu/handle/10419/71662 (accessed 08.08.2019). (In English)

Filipova, A. G. (2012) Sotsial’naya zashchita detstva v sovremennoj Rossii [Social protection of childhood in modern Russia]. Saint Petersburg: Asterion Publ., 247 p. (In Russian)

Filipova, A. G., Rakitina, N. E., Kupryashkina, E. A. (2018) Novye issledovatel’skie orientatsii v sotsiologii detstva [New research orientations in sociology of childhood]. Sotsiologicheskie issledovaniya — Sociological Studies, no. 3, рр. 86–93. DOI: 10.7868/S0132162518030091 (In Russian)

Geographies of Children, Youth and Families Research Group. [Online]. Available at: https://gcyfrg.wordpress.com/ (accessed 08.08.2019). (In English)

Hart, R. (1979) Children’s experience of place. New York: Irvington Publishers, 518 р. (In English)

International Association People-Environment Studies. [Online]. Available at: https://iaps-association.org/ (accessed 08.08.2019). (In English)

Kostina, E. Yu., Orlova, N. A. (2015) Sotsial’nye indikatory blagopoluchiya cheloveka v sovremennom rossijskom obshchestve [Social indicators of human well-being in modern Russian society]. Sotsiosfera — Sociosphere, no. 3, рр. 93–97. (In Russian)

Kostina, E. Yu., Buhtiyarova, I. N. (2019) Tochki prityazheniya geografii detstva: nauchno-issledovatel’skie tsentry i klyuchevye issledovateli [Point of attraction in the geography of children: Research centers and researchers]. Izvestiya Geograficheskogo obshchestva Uzbekistana, vol. 55, рр. 165–169. (In Russian)

McKendrick, J. (2009) Localities: A holistic frame of reference for appraising social justice in children’s lives. In: J. Qvortrup, W. A. Corsaro, M.-S. Honig (eds.). The palgrave handbook of childhood studies. London: Palgrave Macmillan, pp. 238–255. DOI: 10.1007/978-0-230-27468-6_17 (In English)

Popov, E. A. (2010) Sotsial’noe blagopoluchie cheloveka v nauchnom diskurse [Social well-being in scientific discourse]. Sociologiya v sovremennom mire: nauka, obrazovanie, tvorchestvo — Sociology in the Modern World: Science, Education, Creativity, no. 2, рр. 16–23. (In Russian)

Research and reports. UNICEF. [Online]. Available at: https://www.unicef.org/research-and-reports (accessed 08.08.2019). (In English)

Shamionov, R. M. (2014) Etnokul’turnye faktory sub’ektivnogo blagopoluchiya lichnosti [Ethno-cultural factors of person’s subjective well-being]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 35, no. 4, рр. 68–81. (In Russian)

Vinokurova, A. V., Kostina, E. Yu. (2015) Sotsial’noe blagopoluchie naseleniya v kontekste regional’nogo razvitiya (na primere Primorskogo kraya) [Social welfare of population in the context of regional development (on the example of the Primorsky territory)]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta — Buryat State University Bulletin, no. 6, рр. 49–53. (In Russian)

Winnicott, D. W. (1975) Through paediatrics to psycho-analysis. New York: Basic Books, 350 р. (In English)

Загрузки

Опубликован

21.11.2019

Выпуск

Раздел

Статьи