Отношение подростков к буллингу в школе

Авторы

  • Екатерина Дмитриевна Степанова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-4-311-319

Ключевые слова:

школа, подростки, буллинг, травля, агрессия

Аннотация

Школьная травля в современной науке получили название «буллинг» (от англ. bullying — издевательство, запугивание, травля). Это не значит, что школа столкнулась с новым явлением: работ, описывающих конфликтное поведение в школе, но под другим названием, достаточно. Травля ребенка в школе в современном мире, утверждающем гуманное отношение в обществе, где есть институты защиты ребенка на государственном уровне, представляется чудовищным явлением и определяется некоторыми авторами как вызов современной образовательной системе.

Буллинг является острой и социально значимой проблемой в подростковом возрасте. Особенно тягостное впечатление производят сообщения о жестоком обращении с детьми, видеозаписи издевательств над одноклассниками и физически более слабыми детьми, выложенными в социальные сети в интернете, что вызывает особую тревогу педагогического сообщества.

В работе описывается отношение современных подростков к буллингу и его проявлениям в их школьной жизни. Одним из основных выводов исследования является то, что подростки уверены в возможности борьбы с буллингом усилиями профильных специалистов, но зачастую не готовы к ним обратиться по различным причинам. Обнаружено, что чем выше уровень благополучия, оцененный с помощью методики «Опросник риска буллинга», тем выше параметры управления чужими эмоциями и межличностный эмоциональный интеллект, что способствует более высокой устойчивости к буллингу. Вместе с тем выявлено, что чем выше ощущение небезопасности у подростка, тем ниже уровень управления эмоциями. Обосновано, что просмотр фильмов, связанных с буллингом, и их обсуждение способствуют формированию осознанного отношения к буллингу у подростков.

Статья выполнена на основе выпускной квалификационной работы.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Бекулова, И. З., Тухужева, Л. А. (2021) Буллинг в школе. Вопросы науки и образования, № 3 (128), с. 65–67.

Белеева, И. Д., Заглодина, Т. А., Панкратова, Л. Э., Титова, Н. Б. (2020) Буллинг как социально-психологическое явление: анализ теоретических подходов и эмпирических исследований. Педагогическое образование в России, № 5, с. 131–136. https://doi.org/10.26170/po20-05-15

Беляева, Н. Н. (2017) Отношение подростков к буллингу и особенности буллинг-структуры школьного класса. Альманах мировой науки, № 2-2 (17), с. 79–82.

Бочавер, А. А., Кузнецова, В. Б., Бианки, Е. М. и др. (2015) Опросник риска буллинга (ОБР). Вопросы психологии, № 5, с. 146–157.

Вакалова, Н. А., Задорожная, Н. А. (2021) Изучение феномена буллинга в подростковом возрасте: факторы возникновения и способы предотвращения. В кн.: Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». [Б. г.]: [б. и.]. [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018026842 (дата обращения 11.10.2022).

Волкова, Е. Н. (2021) Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ. Системная психология и социология, № 4 (40), с. 35–47. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2021.40.4.3

Гарбузова, В. С., Сковородко, В. А., Белоус, О. В. (2021) Буллинг в современной школе. Интерактивная наука, № 5 (60), с. 53–54. https://doi.org/10.21661/r-554130

Зиновьева, И. И., Николаева, Е. И. (2022) Причины школьной тревожности в псевдолонгитюдном исследовании пятиклассников. Комплексные исследования детства, т. 4, № 2, с. 76–82. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-2-76-82

Калинина, Р. Р. (2015) Буллинг в образовательной среде: проблема и пути изучения. В кн.: Психология человека в условиях здоровья и болезни: материалы V Международной научно-практической конференции. 5–6 июня 2015 г. Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, с. 254–258.

Кривцова, С. В. (2011) Буллинг — вызов школе как организации. Образовательная политика, № 5 (55), с. 36–42.

Люсин, Д. В. (2006) Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. Психологическая диагностика, № 4, с. 3–22.

Николаева, Е. И. (2017) Психология семьи. СПб.: Питер, 271 с.

Николаева, Е. И., Гаджибабаева, Д. Р. (2011) Сравнительный анализ личностных особенностей подростков, проживающих в семье и в интернате (на примере Дагестана). Психология образования в поликультурном пространстве, т. 2, № 14, с. 70–73.

Петрановская, Л. (2018) Травли NET. Методическое пособие для педагогов школ и школьных психологов. М.: [б. и.] [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aiechzsbakee9j.su/docs/petranovskaya_bulling_for_teachers.pdf (дата обращения 29.10.2022).

Рогава, И. Г., Мамедов, Н. А. (2020) Буллинг, кибербуллинг и другие формы насилия в Российских школах. Научный электронный журнал Меридиан, № 15 (49), с. 108–110.

Фанталов, А. Н., Малязина, М. А. (2019) Буллинг и пример борьбы с ним в российской образовательной практике XVIII века. Историко-педагогические чтения, № 23, с. 423–425.

Фомина, А. В., Молчанова, Л. Н. (2020) Современные представления о школьном буллинге в России и за рубежом. Коллекция гуманитарных исследований, № 2 (23), с. 6–12. https://doi.org/10.21626/j-chr/2020-2(23)/1

Череватая, Ю. Н. (2021) Подростковый буллинг и методы профилактики. Вестник науки, т. 2, № 3 (36), с. 48–53.

REFERENCES

Bekulova, I. Z., Tukhuzheva, L. A. (2021) Bulling v shkole [Bullying at school]. Voprosy nauki i obrazovaniya — Problems of Science and Education, no. 3 (128), pp. 65–67. (In Russian)

Beleeva, I. D., Zaglodina, T. A., Pankratova, L. E., Titova, N. B. (2020) Bulling kak sotsial’no-psikhologicheskoe yavlenie: analiz teoreticheskikh podkhodov i empiricheskikh issledovanij [Bullying as a social and psychological phenomenon: Analysis of theoretical approaches and empirical research]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii — Pedagogical Education in Russia, no. 5, pр. 131–136. https://doi.org/10.26170/po20-05-15 (In Russian)

Belyaeva, N. N. (2017) Otnoshenie podrostkov k bullingu i osobennosti bulling-struktury shkol’nogo klassa [The attitude of teenagers to bullying and the features of the bullying structure of the school class]. Al’manakh mirovoj nauki, no. 2-2 (17), pp. 79–82. (In Russian)

Bochaver, A. A., Kuznetsova, V. B., Bianki, E. M. et al. (2015) Oprosnik riska bullinga (OBR) [Questionnaire of bullying risk (QBR)]. Voprosy psikhologii, no. 5, pp. 146–157. (In Russian)

Cherevataya, Yu. N. (2021) Podrostkovyj bulling i metody profilaktiki [Teen bulling and prevention techniques]. Vestnik nauki, vol. 2, no. 3 (36), pp. 48–53. (In Russian)

Fantalov, A. N., Malyazina, M. A. (2019) Bulling i primer bor’by s nim v rossijskoj obrazovatel’noj praktike XVIII veka [Bullying and an example of dealing with it in the Russian educational practice of the XVIII century]. Istoriko-pedagogicheskie chteniya, no. 23, pp. 423–425. (In Russian)

Fomina, A. V., Molchanova, L. N. (2020) Sovremennye predstavleniya o shkol’nom bullinge v Rossii i za rubezhom [Modern representations of school bullying in Russia and abroad]. Kollektsiya gumanitarnykh issledovanij — The Collection of Humanitarian Studies, no. 2 (23), pp. 6–12. https://doi.org/10.21626/j-chr/2020-2(23)/1 (In Russian)

Garbuzova, V. S., Skovorodko, V. A., Belous, O. V. (2021) Bulling v sovremennoj shkole [Bullying in a modern school]. Interaktivnaya nauka — Interactive Science, no. 5 (60), pp. 53–54. https://doi.org/10.21661/r-554130 (In Russian)

Kalinina, R. R. (2015) Bulling v obrazovatel’noj srede: problema i puti izucheniya. [Bullying in the educational environment: Problems and ways of studying]. In: Psikhologiya cheloveka v usloviyakh zdorov’ya i bolezni: materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. 5–6 iyunya 2015 g. [Psychology of human health and disease. Proceedings of the V International Scientific-Practical Conference. June 5–6, 2015]. Tambov: Business-Science-Society Publ., pp. 254–258. (In Russian)

Krivtsova, S. V. (2011) Bulling — vyzov shkole kak organizatsii [Bullying is a challenge to school as an organization]. Obrazovatel’naya politika — Educational Policy, no. 5 (55), pp. 36–42. (In Russian)

Lyusin, D. V. (2006) Novaya metodika dlya izmereniya emotsional’nogo intellekta: oprosnik EmIn [A new technique for measuring emotional intelligence: Questionnaire EmIn]. Psikhologicheskaya diagnostika — Psychological Diagnostics, no. 4, pp. 3–22. (In Russian)

Nikolaeva, E. I. (2017) Psikhologiya sem’i [Family psychology]. Saint Petersburg: Peter Publ., 271 c. (In Russian)

Nikolaeva, E. I., Gadzhibabaeva, D. R. (2011) Sravnitel’nyj analiz lichnostnykh osobennostej podrostkov, prozhivayushchikh v sem’e i v internate (na primere Dagestana) [Comparative analysis of personal characteristics of adolescents living in a family and in a boarding school (on the example of Dagestan)]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul’turnom prostranstve, vol. 2, no. 14, pp. 70–73. (In Russian)

Petranovskaya, L. (2018) Travli NET. Metodicheskoe posobie dlya pedagogov shkol i shkol’nykh psikhologov [Baiting NET. A methodological guide for school teachers and school psychologists]. Moscow: [s. n.]. [Online]. Available at: https://xn--b1aiechzsbakee9j.su/docs/petranovskaya_bulling_for_teachers.pdf (accessed 29.10.2022). (In Russian)

Rogava, I. G., Mamedov, N. A. (2020) Bulling, kiberbulling i drugie formy nasiliya v Rossijskikh shkolakh [Bullying, cyberbullying and other forms of violence in Russian schools]. Nauchnyj elektronnyj zhurnal Meridian — Scientific Electronic Journal Meridian, no. 15 (49), pp. 108–110. (In Russian)

Vakalova, N. A., Zadorozhnaya, N. A. (2021) Izuchenie fenomena bullinga v podrostkovom vozraste: faktory vozniknoveniya i sposoby predotvrashcheniya [Tudying the bullying phenomenon in adolescence: The factors of occurrence and methods of prevention]. In: Materialy XIII Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferentsii “Studencheskij nauchnyj forum” [Materials of XIII International Student Scientific Conference “Student Scientific Forum”]. [S. l.]: [s. n.]. [Online]. Available at: https://scienceforum.ru/2021/article/2018026842 (accessed 11.10.2022). (In Russian)

Volkova, E. N. (2021) Instituty sotsializatsii sovremennykh podrostkov i ikh vliyanie na podrostkovyj bulling: sistemnyj analiz [Institutions of socialization of modern adolescents and their impact on adolescent bullying: System analysis]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya — System Psychology and Sociology, no. 4 (40), pp. 35–47. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2021.40.4.3 (In Russian)

Zinovieva, I. I., Nikolaeva, E. I. (2022) Prichiny shkol’noj trevozhnosti v psevdolongityudnom issledovanii pyatiklassnikov [Causes of school anxiety in a pseudo-longitudinal study of fifth graders]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Childhood Study, vol. 4, no. 2, pр. 76–82. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-2-76-82 (In Russian)

Опубликован

30.12.2022

Выпуск

Раздел

Статьи