Специфика организации и преподавания предмета «Технология» обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Авторы

  • Татьяна Викторовна Гудкова Новосибирский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0002-5567-960X

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-2-124-131

Ключевые слова:

нарушения опорно-двигательного аппарата, предмет «Технология», психолого-педагогическое сопровождение, образовательный процесс

Аннотация

В статье представлена характеристика двигательной недостаточности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), препятствующая овладению ими предметно-практической и учебной деятельностью. Подчеркивается тесная взаимосвязь между спецификой двигательных нарушений и возможностями включения детей с НОДА в образовательный процесс.

Особый акцент сделан на специфику обучения детей учебному предмету «Технология». Выделены трудности в овладении ими ручного труда, которые обусловлены двигательными, пространственными, зрительно-моторными нарушениями. Отмечается важность развития мелкой моторики на уроках трудового обучения с различными видами материалов, выполняемых с помощью ручных операций и имеющих коррекционно-развивающий потенциал. Особое внимание придается содержанию программного материала, который возможно усложнять, расширять исходя из индивидуальных особенностей и возможностей детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, а также подбору соответствующих материалов и средств, с помощью которых ученики могут выполнять различного рода работы. Вместе с тем особое значение придается таким вопросам в рамках организации образовательной деятельности, как поэтапное овладение навыками, вариативный характер заданий. С дидактической и психологической сторон делается акцент на предметно-практический характер деятельности учеников в рамках обучения по данному предмету.

Большое внимание в работе уделено рекомендациям к организации и содержанию образовательной деятельности данной категории обучающихся на основе предметно-практической деятельности. Даются некоторые рекомендации относительно организации рабочего пространства с учетом особенностей детей с двигательной недостаточностью; использования различных приемов, позволяющих обеспечить сосредоточенность, работоспособность учеников, продуктивность деятельности, развитие личностных качеств. Представленные рекомендации позволяют адаптировать учебный материал по предмету «Технология» с учетом особенностей развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Гордиевская, Е. О., Старобина, Е. М., Чукардин, В. А. (2018) Профессиональная ориентация подростков с патологией опорно-двигательного аппарата. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 7, с. 56–62.

Гудкова, Т. В. (2013) Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ДЦП. В кн.: Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Международной научной конференции (г. Пермь, январь 2013 г.). Пермь: Меркурий, с. 95–97.

Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся 3 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию от 17.09.2020, протокол № 3/20). (2020) [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/ (дата обращения 21.01.2021).

Приходько, О. Г., Левченко, И. Ю., Титова, О. В., Гусейнова, А. А. (2019) Организационно-методические условия получения основного образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 8, с. 34–40.

Шипицына, Л. М., Мамайчук, И. И. (2001) Детский церебральный паралич. СПб.: Дидактика Плюс, 272 с.

REFERENCES

Gordievskaya, E. O., Starobina, E. M., Chukardin, V. A. (2018) Professional’naya orientatsiya podrostkov s patologiej oporno-dvigatel’nogo apparata [Vocational guidance of adolescents with musculoskeletal disorders]. Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya, no. 7, pp. 56–62. (In Russian)

Gudkova, T. V. (2013) Osobennosti organizatsii v provedenii korrektsionnykh zanyatij s det’mi s DTsP [Features of the organization in conducting correctional classes with children with cerebral palsy]. In: Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy III Mezhduna-rodnoj nauchnoj konferentsii (g. Perm’, yanvar’ 2013 g.) [Problems and prospects for the development of education: Materials of the III International scientific conference (Perm, January 2013)]. Perm: Mercury Publ., pp. 95–97. (In Russian)

Komplekt primernykh rabochikh programm po otdel’nym uchebnym predmetam i korrektsionnym kursam po adaptirovannoj osnovnoj obshcheobrazovatel’noj programme nachal’nogo obshchego obrazovaniya obuchayushchikhsya 3 klassa s narusheniyami oporno-dvigatel’nogo apparata (odobrena resheniem federal’nogo uchebno-metodicheskogo ob’edineniya po obshchemu obrazovaniyu ot 17.09.2020, protokol No. 3/20 [A set of approximate work programs for individual academic subjects and correctional courses on the adapted basic general education program of primary general education of students of the 3rd grade with disorders of the musculoskeletal apparatus (approved by the decision of the federal educational and methodological association for general education of 17.09.2020, Protocol no. 3/20)]. (2020) [Online]. Available at: https://fgosreestr.ru/ (accessed 21.01.2021). (In Russian)

Prihod’ko, O. G., Levchenko, I. Yu., Titova, O. V., Guseinova, A. A. (2019) Organizatsonno-metodicheskie usloviya polucheniya osnovnogo obrazovaniya obuchayushchimisya s narusheniyami oporno-dvigatel’nogo apparata [Organizational and methodological conditions for acquirement of basic general education for learners with mobility impairments]. Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya, no. 8, pp. 34–40. (In Russian)

Shipitsyna, L. M., Mamajchuk, I. I. (2001) Detskij tserebral’nyj paralich [Cerebral palsy]. Saint Petersburg: Didactics Plus Publ., 272 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

23.08.2021

Выпуск

Раздел

Статьи