Новый рисуночный тест в комплексном исследовании трудностей речевого общения

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-3-196-209

Ключевые слова:

речевое общение, речевые и коммуникативные нарушения, образ речи, логоневроз, нейрокоррекция, семейная групповая логопсихотерапия, коммуникативный тренинг

Аннотация

В статье представлено трехлетнее исследование процесса восстановления нарушенного речевого общения у заикающихся в разновозрастных группах семейной логопсихотерапии и коррекции трудностей обучения и общения у детей и подростков после групповой социореабилитации. Дано описание применения авторского комплексного рисуночного теста «Я и моя речь», выявляющего динамику «внутреннего речевого образа» у разных групп испытуемых. Методом независимых экспертов по специально разработанной методике у заикающихся оценивалась тяжесть речевых и личностных проблем, связанных с речевым общением. Применение теста «Я и моя речь» в сочетании с нейропсихологическим обследованием когнитивных, речевых и нейродинамических функций с использованием Луриевских методов с количественной (балловой) оценкой степени выраженности дефектов позволяет говорить о новом подходе к исследованию речевого общения. Данные проведенного исследования даже при ограниченности выборки говорят о том, что для заикающихся любого возраста проблема речи наиболее значима и болезненна по сравнению с детьми и подростками с трудностями обучения и общения, тем более — с людьми любого возраста без речевых нарушений. Результаты диагностики заикающихся до и после логопсихотерапевтического курса в сравнении с группой нормы и участниками коррекционного курса для детей с трудностями обучения подтвердили гипотезу о том, что неадекватные способы психологической защиты при нарушениях или несформированности навыков коммуникации могут быть связаны с дефектами образа вербальной коммуникации, а расширение возможностей и навыков коммуникации в процессе групповой социореабилитации благоприятно сказывается и на характеристиках образа вербальной коммуникации.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Выготский, Л. С. (1983) Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 369 с.

Выготский, Л. С. (2019) Мышление и речь. М.: Национальное образование, 368 с.

Глозман, Ж. М. (2012) Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. М.: Смысл, 265 с.

Глозман, Ж. М. (2017) Психология. Общение и здоровье личности. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 230 с.

Глозман, Ж. М., Карпова, Н. Л., Чебурашкин-Антипов, Д. Н. (2017) Новый метод исследования мотивации к речевому общению. В кн.: VIII Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Центральные механизмы речи», посвященная памяти проф. Н. Н. Трауготт, Санкт-Петербург, 17–19 ноября 2017. Тезисы. СПб.: ЧОУ ДПО «Логопед-Профи», с. 50–52.

Глозман, Ж. М., Карпова, Н. Л., Чебурашкин-Антипов, Д. Н. (2018а) Влияние речевого общения на психическое развитие и функционирование детей и взрослых. Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки», т. 1, № 1 (17), с. 263–271.

Глозман, Ж. М., Карпова, Н. Л., Чебурашкин-Антипов, Д. Н. (2018b) Динамика нарушений личности и плавности речи в ходе логопсихотерапии заикания. Дефектология, № 5, с. 51–57.

Глозман, Ж. М., Карпова, Н. Л., Чебурашкин-Антипов, Д. Н., Куприянчук, М. Н. (2016) Эвристический потенциал теории общения Л. С. Выготского. В кн.: О. Е. Серова, Е. П. Гусева (ред.). Челпановские чтения 2016: Диалог научных школ Психологического института: Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Г. И. Челпанов. Сборник научных материалов Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 15 ноября 2016. Альманах Научного архива Психологического института. Вып. 8. М.: Нестор-История, с. 288–294.

Глозман, Ж. М., Соболева, А. Е. (ред.). (2019) Комплексная коррекция трудностей обучения в школе. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 544 с.

Карпова, Н. Л. (2003) Основы личностно-направленной логопсихотерапии. 2-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ; Флинта, 200 с.

Карпова, Н. Л. (ред.). (2011) Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания. СПб.: Нестор-История, 328 с.

Карпова, Н. Л., Пашукова, Т. И., Терешкова, Е. Б. (2016) Речевые и личностные изменения в процессе социореабилитации. В кн.: О. Е. Нестерова, Р. М. Шамионов, Е. С. Пяткина и др. (ред.). Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход. М.: Издательство «Перо», с. 54–67.

Карпова, Н. Л., Чебурашкин-Антипов, Д. Н. (2017) О новом подходе к исследованию трудностей речевого общения. В кн.: Луриевский подход в мировой психологической науке: тезисы докладов. V Международный Конгресс памяти А. Р. Лурия. 13–16 октября 2017 г. Россия, Екатеринбург. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, c. 83–84.

Лисина, М. И. (1997) Общение, личность и психика ребенка. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 384 с.

Лурия, А. Р. (2002) Основы нейропсихологии. М: Академия, 384 с.

Некрасова, Ю. Б. (1968) Применение комплексного (логопедического и психотерапевтического) воздействия при устранении заикания у взрослых. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. М., МГПИ, 18 с.

Некрасова, Ю. Б. (1992) Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся. Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук в форме научного доклада. М., ПИ РАО, 45 с.

Некрасова, Ю. Б. (2006) Лечение творчеством. М.: Смысл, 223 с.

Некрасова, Ю. Б., Бодалев, А. А., Карпова, Н. Л. и др. (1996) Разработка новых путей социореабилитации людей с различными формами нарушенного общения. Вестник Российского гуманитарного научного фонда, № 3, с. 199–206.

Эльконин, Д. Б. (1971) К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии, № 4, с. 6–20.

Яковистенко, А. Д. (2008) Динамика личностных и речевых характеристик в процессе социореабилитации (на примере семейной групповой логопсихотерапии). Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. М., ПИ РАО, 189 с.

Glozman, J. M.; Tupper, D. E. (ed.). (2004) Communication disorders and personality. New York: Kluwer Academic / Plenum Publishers, 171 p.

Glozman, J. M. (2016) Vygotsky in applied neuropsychology. Psychology in Russia: State of the Art, vol. 9, no. 4, pp. 73–79. https://doi.org/10.11621/pir.2016.0406

REFERENCES

El’konin, D. B. (1971) K probleme periodizatsii psikhicheskogo razvitiya v detskom vozraste [On the problem of periodization of mental development in childhood]. Voprosy psikhologii, no. 4, pp. 6–20. (In Russian)

Glozman, J. M.; Tupper, D. E. (ed.). (2004) Communication disorders and personality. New York: Kluwer Academic / Plenum Publishers, 171 p. (In English)

Glosman, J. M. (2012) Nejropsikhologicheskoe obsledovanie: kachestvennaya i kolichestvennaya otsenka dannykh [Neuropsychological examination: Qualitative and quantitative assessment of data]. Moscow: Smysl Publ., 265 p. (In Russian)

Glozman, J. M. (2016) Vygotsky in applied neuropsychology. Psychology in Russia: State of the Art, vol. 9, no. 4, pp. 73–79. https://doi.org/10.11621/pir.2016.0406 (In English)

Glozman, J. M. (2017) Psikhologiya. Obshchenie i zdorov’e lichnosti [Psychology. Communication and personal health]. 2nd ed., correct. and compl. Moscow: Yurajt Publ., 230 p. (In Russian)

Glozman, J. M., Karpova, N. L., Cheburashkin-Antipov, D. N. (2017) Novyj metod issledovaniya motivatsii k rechevomu obshcheniyu [A new method for studying motivation for verbal communication]. In: VIII Vserossijskaya (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchnaya konferentsiya “Tsentral’nye mekhanizmy rechi”, posvyashchennaya pamyati prof. N. N. Traugott, Sankt-Peterburg, 17–19 noyabrya 2017. Tezisy [VIII All-Russian (with international participation) scientific conference “Central mechanisms of speech”, dedicated to the memory of prof. N. N. Traugott, Saint Petersburg, 17–19 November 2017. Abstracts]. Saint Petersburg: Logoped-Profi Publ., pp. 50–52. (In Russian)

Glosman, J. M., Karpova, N. L., Cheburashkin-Antipov, D. N. (2018a) Vliyanie rechevogo obshcheniya na psikhicheskoe razvitie i funktsionirovanie detej i vzroslykh [The influence of verbal communication on the mental development and functioning of children and adults]. Nauchno-prakticheskij elektronnyj zhurnal “Alleya nauki”, vol. 1, no. 1 (17), pp. 263–271. (In Russian)

Glosman, J. M., Karpova, N. L., Cheburashkin-Antipov, D. N. (2018b) Dinamika narushenij lichnosti i plavnosti rechi v khode logopsikhoterapii zaikaniya [Dynamics of personality disorders and fluency of speech during speech psychotherapy for stuttering]. Defektologiya — Defectology, no. 5, pp. 51–57. (In Russian)

Glozman, J. M., Karpova, N. L., Cheburashkin-Antipov, D. N., Kupriyanchuk, M. N. (2016) Evristicheskij potentsial teorii obshcheniya L. S. Vygotskogo [The heuristic potential of the theory of communication by L. S. Vygotsky]. In: O. Ye. Serova, Ye. P. Guseva (eds.). Chelpanovskie chteniya 2016: Dialog nauchnykh shkol Psikhologicheskogo instituta: L. S. Vygotskij, B. M. Teplov, G. I. Chelpanov. Sbornik nauchnykh materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Moskva, 15 noyabrya 2016. Al’manakh Nauchnogo arkhiva Psikhologicheskogo instituta [Chelpanov’s readings 2016: Dialogue of scientific schools of the Psychological Institute: L. S. Vygotsky, B. M. Teplov, G. I. Chelpanov. Collection of proceedings of the All-Russian scientific and practical conference. Moskva, 15 noyabrya 2016. Almanac of the Scientific Archive of the Psychological Institute]. Iss. 8. Moscow: Nestor-Istoriya, pp. 288–294. (In Russian)

Glozman, Zh. M., Soboleva, A. Ye. (eds.). (2019) Kompleksnaya korrektsiya trudnostej obucheniya v shkole [Complex correction of learning difficulties at school]. 2nd ed., correct. and compl. Moscow: Smysl Publ., 544 p. (In Russian)

Karpova, N. L. (2003) Osnovy lichnostno-napravlennoj logopsikhoterapii [Fundamentals of personally-oriented logopsychotherapy]. 2nd ed., correct. and compl. Moscow: Moscow Psychology and Sociology Institute Publ.; Flinta Publ., 200 p. (In Russian)

Karpova, N. L. (ed.). (2011) Semejnaya gruppovaya logopsikhoterapiya: issledovanie zaikaniya [Family group speech therapy: A study of stuttering]. Saint Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., 328 p. (In Russian)

Karpova, N. L., Cheburashkin-Antipov, D. N. (2017) O novom podkhode k issledovaniyu trudnostej rechevogo obshcheniya [On a new approach to the study of the difficulties of verbal communication]. In: Lurievskij podkhod v mirovoj psikhologicheskoj nauke: tezisy dokladov. V Mezhdunarodnyj Kongress pamyati A. R. Luriya. 13–16 oktyabrya 2017 g. Rossiya, Ekaterinburg [Lurian approach in international psychological science. The Fifth International Luria Memorial Congress. October 13–16, 2017. Yekaterinburg, Russia. Abstracts]. Yekaterinburg: Ural University Publ., pp. 83–84. (In Russian)

Karpova, N. L., Pashukova, T. I., Tereshkova, Ye. B. (2016) Rechevye i lichnostnye izmeneniya v protsesse sotsioreabilitatsii [Speech and personal changes in the process of socio-rehabilitation]. In: O. E. Nesterova, R. M. Shamionova, E. S. Pyatkina (eds.). Reabilitatsiya, abilitatsiya i sotsializatsiya: mezhdistsiplinarnyj podkhod [Rehabilitation, habilitation and socialization: An interdisciplinary approach]. Moscow: Pero Publ., pp. 54–67. (In Russian)

Lisina, M. I. (1997) Obshcheniye, lichnost’ i psikhika rebenka [Communication, personality and psyche of a child.]. Moscow: Institute of Practical Psychology; Voronezh: MODEK Publ., 384 p. (In Russian)

Luria, A. R. (2002) Osnovy nejropsikhologii [Foundations of neuropsychology]. Moscow: Akademiya Publ., 384 p. (In Russian)

Nekrasova, Yu. B. (1968) Primenenie kompleksnogo (logopedicheskogo i psikhoterapevticheskogo) vozdejstviya pri ustranenii zaikaniya u vzroslykh [The use of complex (speech therapy and psychotherapeutic) effects in the elimination of stuttering in adults]. Extended abstract of the PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, Moscow City Teachers’ Training Institute, 18 p. (In Russian)

Nekrasova, Yu. B. (1992) Psikhologicheskie osnovy protsessa sotsioreabilitatsii zaikayushchikhsya [Psychological foundations of the process of socio-rehabilitation of stuttering]. Extended abstract of the PhD dissertation (Psychology). Moscow, Psychological Institute of the Russian Academy of Education Publ., 45 p. (In Russian)

Nekrasova, Yu. B. (2006) Lechenie tvorchestvom [Treatment by creativity]. Moscow: Smysl Publ., 223 p. (In Russian)

Nekrasova, Yu. B., Bodalev, A. A., Karpova, N. L. et al. (1996) Razrabotka novykh putej sotsioreabilitatsii lyudej s razlichnymi formami narushennogo obshcheniya [Development of new ways of social rehabilitation of people with various forms of impaired communication]. Vestnik Rossijskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda, no. 3, pp. 199–206. (In Russian)

Vygotskij, L. S. (1983) Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 5. Osnovy defektologii [Collected works: In 6 vols. Vol. 5. Fundamentals of defectology]. Moscow: Pedagogika Publ., 369 p. (In Russian)

Yakovistenko, A. D. (2008) Dinamika lichnostnykh i rechevykh kharakteristik v protsesse sotsioreabilitatsii na primere semejnoj gruppovoj logopsikhoterapii [Dynamics of personal and speech characteristics in the process of socio-rehabilitation (on the example of family group speech therapy)]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Psychological Institute of the Russian Academy of Education Publ., 189 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

06.10.2021

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)