Психологические и нейропсихологические исследования в логопсихотерапии
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-3-160-172Ключевые слова:
речь, личность, общение, заикание, нейродиагностика, психологическое исследование, семейная групповая логопсихотерапияАннотация
В статье рассматриваются особенности нарушения речи в форме заикания у людей разного возраста, а также специфика его проявления в разных возрастных группах. Имея сложную психологическую структуру и представляя собой комплекс нарушений плавности речи и личностных расстройств, заикание (логоневроз) может служить инструментом для анализа целого ряда речевых практик. Понимание заикания как крайней формы нарушенного речевого общения требует комплексного подхода к его диагностике и коррекции. Представлены результаты психологического и нейропсихологического исследования участников трех разновозрастных групп семейной логопсихотерапии 2018–2020 гг. Система семейной групповой логопсихотерапии, состоящая из четырех основных этапов (диагностического, сеанса «снятия заикания», активного группового этапа и контрольно-поддерживающего), предполагает активное участие родителей и родственников заикающихся во всем многоплановом процессе социореабилитации, что влияет на результат речевой коммуникации. Анализ речевых и личностных изменений у 29 заикающихся в возрасте 9–32 лет выявил значимые отличия в показателях функций праксиса, памяти и речи после прохождения курса семейной групповой логопсихотерапии. Психологические исследования с использованием стандартизированных опросников, наблюдения и проективных методик показали значимые различия по параметрам ригидности и самооценки эмоционального состояния у участников после завершения курса социореабилитации. Также был выявлен ряд отличий между участниками разных групп, что связано со спецификой состава и формата работы в разные годы — в 2020 г. на активных этапах социореабилитации группа работала в режиме онлайн на платформе Zoom.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Выготский, Л. С. (1983) Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 369 с.
Глозман, Ж. М. (2002) Общение и здоровье личности. М.: Academia, 208 с.
Глозман, Ж. М. (2012) Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. М.: Смысл, 265 с.
Карпова, Н. Л. (2003) Основы личностно-направленной логопсихотерапии. 2-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ; Флинта, 200 с.
Карпова, Н. Л. (ред). (2011) Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания. СПб.: Нестор- История, 328 с.
Карпова, Н. Л. Глозман, Ж. М. (2019) Проблемы нарушенного речевого общения в форме заикания и его коррекции. В кн.: Е. Ф. Тарасов (ред.). Теория речевой деятельности: вызовы современности. Материалы XIX международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 6–8 июня 2019 г. М.: Издательство «Канцлер», с. 295–296.
Карпова, Н. Л., Данина, М. М. (2018) Комплексный подход к восстановлению нарушенного речевого общения в системе логопсихотерапии. В кн.: В. В. Архангельская, А. А. Голзицкая, Н. В. Кисельникова, Е. А. Семенова (ред.). Международная конференция по консультативной психологии, посвященная памяти Ф. Е. Василюка. ПИ РАО, МГППУ, Москва, 1–3 ноября 2018. М.: ФБГНУ «Психологический институт РАО», с. 109–113.
Карпова, Н. Л., Данина, М. М., Елистратова, Е. И. (2018) К оценке эффективности восстановления нарушенного речевого общения при заикании. Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал, № 6 (15), с. 32–40.
Карпова, Н. Л., Николаева, Е. И. (2020) Семейные факторы, повышающие вероятность возникновения заикания у ребенка (обзор зарубежных исследований). Дефектология, № 3, с. 41–50.
Некрасова, Ю. Б. (1968) Применение комплексного (логопедического и психотерапевтического) воздействия при устранении заикания у взрослых. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. М., МГПИ, 18 с.
Некрасова, Ю. Б. (1992) Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся. Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук в форме научного доклада. М., ПИ РАО, 45 с.
Некрасова, Ю. Б. (2006) Лечение творчеством. М.: Смысл, 223 с.
Яковистенко, А. Д. (2008) Динамика личностных и речевых характеристик в процессе социореабилитации (на примере семейной групповой логопсихотерапии). Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. М., ПИ РАО, 145 с.
Glozman, J. (2019) Сross-laterality as a risk-factor of cognitive disturbances in children and adults. In: Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow). Moscow: Moscow University Press, р. 117.
Karpova, N., Danina, M. (2019) Dynamics of mental health indicators in stutterers in the process of family group logopsychotherapy. In: 17th ISQOLS Annual Conference Happiness in a Multicultural World. Granada, Spain. Book of abstracts. Granada: s. n., р. 322.
REFERENCES
Glosman, J. M. (2002) Obshchenie i zdorov’e lichnosti [Communication and personality health]. Мoscow: Academia Publ., 208 p. (In Russian)
Glosman, J. M. (2012) Nejropsikhologicheskoe obsledovanie: kachestvennaya i kolichestvennaya otsenka dannykh [Neuropsychological examination: Qualitative and quantitative assessment of data]. Moscow: Smysl Publ., 265 p. (In Russian)
Glozman, J. (2019) Cross-laterality as a risk-factor of cognitive disturbances in children and adults. In: Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow). Moscow: Moscow University Press, р. 117. (In English)
Glosman, J. M., Karpova, N. L., Cheburashkin-Antipov, D. N. (2018a) Vliyanie rechevogo obshcheniya na psikhicheskoe razvitie i funktsionirovanie detej i vzroslykh [The influence of verbal communication on the mental development and functioning of children and adults]. Nauchno-prakticheskij elektronnyj zhurnal “Alleya nauki”, vol. 1, no. 1 (17), pp. 263–271. (In Russian)
Glosman, J. M., Karpova, N. L., Cheburashkin-Antipov, D. N. (2018b) Dinamika narushenij lichnosti i plavnosti rechi v khode logopsikhoterapii zaikaniya [Dynamics of personality changes and verbal fluency of persons who stutter after logopsychotherapy]. Defektologiya — Defectology, no. 5, pp. 51–57. (In Russian)
Karpova, N. L. (2003) Osnovy lichnostno-napravlennoj logopsikhoterapii [Fundamentals of personally-oriented logopsychotherapy]. 2nd ed., correct. and compl. Moscow: Moscow Psychology and Sociology Institute Publ.; Flinta Publ., 200 p. (In Russian)
Karpova, N. L. (ed.). (2011) Semejnaya gruppovaya logopsikhoterapiya: issledovanie zaikaniya [Family group speech therapy: A study of stuttering]. Saint Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., 328 p. (In Russian)
Karpova, N. L., Glosman, J. M. (2019) Problemy narushennogo rechevogo obshcheniya v forme zaikaniya i ego korrektsii [Problems of impaired speech communication in the form of stuttering and its correction]. In: E. F. Tarasov (ed.). Teoriya rechevoj deyatel’nosti: vyzovy sovremennosti. Materialy XIX mezhdunarodnogo simpoziuma po psikholingvistike i teorii kommunikatsii [Theory of speech activity: Modern challenges. Proceedings of the XIX International Symposium on Psycholinguistics and Communication Theory. Moscow, 6–8 June 2019]. Moscow: Kantsler Publ., pp. 295–296. (In Russian)
Karpova, N. L., Danina, M. M. (2018) Kompleksnyj podkhod k vosstanovleniyu narushennogo rechevogo obshcheniya v sisteme logopsikhoterapii [Complex approach to the restoration of disturbed speech communication in the system of logopsychotherapy]. In: V. V. Arkhangelskaya, A. A. Golzitskaja, N. V. Kiselnikova, E. A. Semenova (eds). Mezhdunarodnaya konferentsiya po konsul’tativnoj psikhologii, posvyashchennaya pamyati F. E. Vasilyuka [International conference on counseling psychology dedicated to the memory of F. E. Vasilyuk]. Moscow: Psychological Institute of the Russian Academy of Education Publ., pp. 109–113. (In Russian)
Karpova, N., Danina, M. (2019) Dynamics of mental health indicators in stutterers in the process of family group logopsychotherapy. In: 17th ISQOLS Annual Conference Happiness in a Multicultural World. Granada, Spain. Book of abstracts. Granada: s. n., р. 322. (In English)
Karpova, N. L., Danina, M. M., Elistratova, E. I. (2018) K otsenke effektivnosti vosstanovleniya narushennogo rechevogo obshcheniya pri zaikanii [Estimation of the efficiency of stuttering rehabilitation]. Kollektsiya gumanitarnykh issledovanij. Elektronnyj nauchnyj zhurnal — The Collection of Humanitarian Studies. Electronic Scientific Journal, no. 6 (15), pp. 32–40. (In Russian)
Karpova, N. L., Nikolaeva, E. I. (2020) Semejnye factory, povyshayushchie veroyatnost’ vozniknoveniya zaikaniya u rebenka (obzor zarubezhnykh issledovanij) [Family factors increasing the probability of appearance of stuttering in a child (Review of foreign studies)]. Defektologiya — Defectology, no. 3, pp. 41–50. (In Russian)
Nekrasova, Yu. B. (1968) Primenenie kompleksnogo (logopedicheskogo i psikhoterapevticheskogo) vozdejstviya pri ustranenii zaikaniya u vzroslykh [The use of complex (speech therapy and psychotherapeutic) effects in the elimination of stuttering in adults]. Extended abstract of the PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, Moscow City Teachers’ Training Institute, 18 p. (In Russian)
Nekrasova, Yu. B. (1992) Psikhologicheskie osnovy protsessa sotsioreabilitatsii zaikayushchikhsya [Psychological foundations of the process of socio-rehabilitation of stuttering]. Extended abstract of the PhD dissertation (Psychology). Moscow, Psychological Institute of the Russian Academy of Education Publ., 45 p. (In Russian)
Nekrasova, Yu. B. (2006) Lechenie tvorchestvom [Treatment by creativity]. Moscow: Smysl Publ., 223 p. (In Russian)
Vygotskij, L. S. (1983) Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 5. Osnovy defektologii [Collected works: In 6 vols. Vol. 5. Fundamentals of defectology]. Moscow: Pedagogika Publ., 369 p. (In Russian)
Yakovistenko, A. D. (2008) Dinamika lichnostnykh i rechevykh kharakteristik v protsesse sotsioreabilitatsii na primere semejnoj gruppovoj logopsikhoterapii [Dynamics of personal and speech characteristics in the process of socio-rehabilitation (on the example of family group speech therapy)]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Psychological Institute of the Russian Academy of Education Publ., 145 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Наталья Львовна Карпова, Жанна Марковна Глозман, Мария Михайловна Данина, Елизавета Ильинична Елистратова, Дмитрий Николаевич Чебурашкин-Антипов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.