Исследование динамики представлений о ситуациях речевого общения у заикающихся (на примере участников семейной групповой логопсихотерапии)
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-3-173-178Ключевые слова:
семантическое пространство, многомерное шкалирование, репрезентация ситуации, заикание, семейная групповая логопсихотерапияАннотация
В статье представлены результаты исследования динамики представлений о ситуациях речевого общения у заикающихся, проходящих социореабилитацию. С помощью методов психосемантики испытуемые шкалировали компоненты репрезентации речевой ситуации до и после участия в курсе семейной логопсихотерапии, на основе чего была произведена факторизация и построено субъективное семантическое пространство речевого общения, а также показана динамика отдельных его компонентов в результате успешного лечения. Было выделено 3 фактора: фактор 1 — «Позитивное ожидание перемен», фактор 2 — «Речевая проблема, заикание», фактор 3 — «Функциональное речевое здоровье». После завершения участниками курса семейной логопсихотерапии такой объект, как «запинка», уменьшил свой вклад в фактор «Речевая проблема, заикание». Объекты «знакомство» и «плавность» увеличили свой вклад в фактор «Функциональное речевое здоровье», а объект «речь», наоборот, его уменьшил. В заключении статьи дается обоснование наблюдаемого эффекта.
Можно спекулировать на тему изменения значимости данных объектов относительно категорий оценки, то есть предположить, что запинка перестала играть столь важную роль в понимании заикающимся своей речевой проблемы, а речь — в оценке собственного функционального здоровья. И наоборот, знакомство с людьми и плавность речи стали более значимыми в оценке функционального здоровья. Это согласуется с ключевыми интервенциями в социореабилитации заикающихся, в частности — с основными идеями, реализованными в системе семейной групповой логопсихотерапии. По многочисленным свидетельствам практиков, заикающиеся, обретая возможность лучше управлять своей речью и более уверенно общаться в различных ситуациях, переоценивают значимость запинок в своей речи, а также речь как преграду для реализации общения. Вместе с тем на первый план выходят инструменты контроля речи (плавность) и собственно цели общения (знакомство).
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Карпова, Н. Л. (2015) Семейная групповая логопсихотерапия как модель системы социореабилитации. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, т. 4, № 4 (16), с. 338–342. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2015-4-4-338-342
Корнилова, Т. В. (1996) Многоуровневая личностная регуляция интеллектуальных решений. Вестник Российского гуманитарного научного фонда, № 3, с. 206–213.
Миссуловин, Л. Я. (2002) Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы. СПб.: Союз, 320 с.
Некрасова, Ю. Б. (1984) Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия в коррекции психических состояний заикающихся. Вопросы психологии, № 2, с. 75–82.
Ньюэлл, А., Саймон, Г. А. (1965) Имитация мышления человека с помощью электронно-вычислительной машины. В кн.: А. М. Матюшкин (ред.). Психология мышления. М.: Прогресс, с. 457–474.
Холодная, М. А. (2002) Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 272 с.
Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. На материале политического менталитета. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1997. 214 с.
Цымбалюк, А. Э. (2010) Ментальная репрезентация жизненных ситуаций в юношеском возрасте. Диссертация кандидата психологических наук. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 204 с.
Яковистенко, А. Д. (2008) Динамика личностных и речевых характеристик в процессе социореабилитации (на примере семейной групповой логопсихотерапии). Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. М.: ПИ РАО, 145 с.
Bajaj, A., Hodson, B., Westby, C. (2005) Communicative ability conceptions among children who stutter and their fluent peers: A qualitative exploration. Journal of Fluency Disorders, vol. 30, no. 1, pp. 41–64. https://doi.org/10.1016/j.jfludis.2005.01.002
Bloodstein, O., Bernstein Ratner, N. (2008) A handbook on stuttering. 6th ed. Clifton Park, NY: Delmar Learning, 552 p.
Vanryckeghem, M., Hylebos, C., Brutten, G., Peleman, M. (2001) The relationship between communication attitude and emotion of children who stutter. Journal of Fluency Disorders, vol. 26, no. 1, pp. 1–15. https://doi.org/10.1016/S0094-730X(00)00090-5
REFERENCES
Bajaj, A., Hodson, B., Westby, C. (2005) Communicative ability conceptions among children who stutter and their fluent peers: A qualitative exploration. Journal of Fluency Disorders, vol. 30, no. 1, pp. 41–64. https://doi.org/10.1016/j.jfludis.2005.01.002 (In English)
Bloodstein, O., Bernstein Ratner, N. (2008) A handbook on stuttering. 6th ed. Clifton Park, NY: Delmar Learning, 552 p. (In English)
Karpova, N. L. (2015) Semejnaya gruppovaya logopsikhoterapiya kak model’ sistemy sotsioreabilitatsii [Family group logopedic psychotherapy as a model of socio-rehabilitational system]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya — Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, vol. 4, no. 4 (16), pp. 338–342. (In Russian)
Kholodnaya, M. A. (2002) Psikhologiya intellekta: Paradoksy issledovaniya [The psychology of intelligence: Paradoxes of research]. 2nd ed., correct. and compl. Saint Petersburg: Piter Publ., 272 p. (In Russian)
Kornilova, T. V. (1996) Mnogourovnevaya lichnostnaya regulyatsiya intellektual’nykh reshenij [Multilevel personal regulation of intellectual decision]. Vestnik Rossijskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda, vol. 3, pp. 206–213. (In Russian)
Missulovin, L. Ya. (2002) Patomorfoz zaikaniya. Izmeneniye kartiny vozniknoveniya i techeniya zaikaniya, osobennosti korrektsionnoy raboty [Pathomorphosis of stuttering. Changing the picture of the onset and course of stuttering, peculiarities of correctional work]. Saint Petersburg: Soyuz Publ., 320 p. (In Russian)
Nekrasova, Yu. B. (1984) Gruppovaya emotsional’no-stressovaya psikhoterapiya v korrektsii psikhicheskikh sostoyanij zaikayushchikhsya [Group emotional-stressful psychotherapy in the correction of mental states of stuttering]. Voprosy psikhologii, no. 2, pp. 75–82. (In Russian)
Newell, A., Simon, H. A. (1965) Imitatsiya myshleniya cheloveka s pomoshch’yu elektronno-vychislitel’noj mashiny [Computer simulation of human thinking]. In: A. M. Matushkin (ed.). Psikhologiya myshleniya [Psychology of the thinking]. Moscow: Progress Publ., pp. 457–474. (In Russian)
Tsymbalyuk, A. E. (2010) Mental’naya reprezentatsiya zhiznennykh situatsij v yunosheskom vozraste [Mental representation of life situations in adolescence]. PhD thesis (Psychology). Yaroslavl’, Yaroslavl State Pedagogical University, 204 p. (In Russian)
Vanryckeghem, M., Hylebos, C., Brutten, G., Peleman, M. (2001) The relationship between communication attitude and emotion of children who stutter. Journal of Fluency Disorders, vol. 26, no. 1, pp. 1–15. https://doi.org/10.1016/S0094-730X(00)00090-5 (In English)
Yakovistenko, A. D. (2008) Dinamika lichnostnykh i rechevykh kharakteristik v protsesse sotsioreabilitatsii (na primere semeynoj gruppovoj logopsikhoterapii) [Dynamics of personal and speech characteristics in the process of socio-rehabilitation (on the example of family group speech therapy)]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Psychological Institute of the Russian Academy of Education Publ., 145 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Мария Михайловна Данина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.