Вовлеченность детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: итоги анкетного опроса
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-3-184-194Ключевые слова:
участие детей, семья, школа, городское пространство, участие, анкетирование, индекс вовлеченностиАннотация
В статье анализируются результаты исследования, посвященного вопросам участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы. Для выявления уровня активности детей в жизни семьи, школы и города была использована методика расчета индекса вовлеченности по уровню самоощущения ребенка как человека, с мнением которого считаются или не считаются взрослые при принятии решений. Эмпирическим материалом для расчета индексов вовлеченности послужили данные анкетного опроса детей, проживающих в городах и поселках трех регионов РФ — Новосибирской и Архангельской областей, а также Хабаровского края. Для расчетов индексов вовлеченности анализировались три уровня участия: семья, школа, город. На первом этапе в каждом блоке вопросов была построена балльная шкала от 0 до 2 баллов, где 0 баллов — минимальная вовлеченность, 1 балл — средняя, а 2 балла — максимальная вовлеченность ребенка в решение вопроса. Далее ответы участников опроса сопоставлялись с введенной шкалой обозначений, и полученные баллы суммировались по каждому респонденту. Таким образом, минимальная сумма могла быть 0 баллов, а максимальный результат — 6 баллов. Полученные итоги позволили разделить участников анкетирования по уровням вовлеченности. Обозначенные уровни позволили оценить, какие вопросы привлекают внимание детей, в решении каких вопросов они участвуют и на решение каких вопросов хотели бы влиять. Помимо индексного метода, в исследовании использовался корреляционный анализ, выяснялось наличие связей между позициями ребенка в семье, школе и населенном пункте и его половозрастными характеристиками.
Анализ полученных результатов позволил выявить закономерности в проявлении активности ребенка в общественной жизни и его взаимодействиях со взрослыми.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Бесчасная, А. А. (2019) Образ детства в зеркале урбанизации: от традиций к мозаике. Человек. Культура. Образование, № 4 (34), с. 174–187. DOI: 10.34130/2233-1277-2019-4-174-187
Бухтиярова, И. Н. (2019) Смыслы социального участия детей: по материалам анкетного опроса. В кн.: А. Г. Филипова (ред.). Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: современное состояние, проблемы и перспективы. Материалы международной научной конференции. СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион», с. 76–79.
Высоцкая, А. В. (2019) Участие детей в жизни семьи, школы, города по материалам анкетного опроса: итоги пилотажа. В кн.: А. Г. Филипова (ред.). Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: современное состояние, проблемы и перспективы. Материалы международной научной конференции. СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион», с. 207–213.
Сибирева, М. Ю. (2010) Влияние мегаполиса на социализацию ребенка. Социологические исследования, № 7, с. 147–150.
Филипова, А. Г., Прямикова, Е. В., Волкова, О. А. и др. (2020) Технологии вовлечения детей в решение вопросов, затрагивающих их интересы. СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 200 с.
Филипова, А. Г., Ракитина, Н. Э. (2017) Городская «доброжелательность» к детям: от неравенства к соучаствующему проектированию городской среды (на материалах городов юга Дальнего Востока). Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 188 с.
Филипова, А. Г., Ракитина, Н. Э., Купряшкина, Е. А. (2018) Новые исследовательские ориентации в социологии детства. Социологические исследования, № 3, с. 86–93. DOI: 10.7868/S0132162518030091
Arnstein, S. R. (1969) A ladder of citizen participation. Journal of American Institute of Planners, vol. 35, no. 4, pp. 216–224. DOI: 10.1080/01944366908977225
Corsaro, W. A. (2018) The sociology of childhood. 5th ed. Thousand Oaks: Sage Publ., 376 p.
Hart, R. A. (1992) Children’s participation: From tokenism to citizenship. Florence: International Child Development Centre Publ., 42 p.
Hill, M., Davis, J., Prout, A., Tisdall, K. (2004) Moving the participation agenda forward. Children and Society, vol. 18, no. 2, pp. 77–96. DOI: 10.1002/chi.819
Newmann, F. M. (1992) Student engagement and achievement in American secondary schools. New York: Teachers College Press, 240 p.
Shier, H. (2001) Pathways to participation: Openings, opportunities and obligations. Children and Society, vol. 15, no. 2, pp. 107–117. DOI: 10.1002/chi.617
Sinclair, R., Cronin, K., Lanyon, L. et al. (2002) Aim high stay real: Outcomes for children and young people: The views of children, parents and professionals. London: Children and Young People’s Unit, 140 p.
Sinclair, R. (2004) Participation in practice: Making it meaningful, effective and sustainable. Children and Society, vol. 18, no. 2, pp. 106–118. DOI: 10.1002/chi.817
REFERENCES
Arnstein, S. R. (1969) A ladder of citizen participation. Journal of American Institute of Planners, vol. 35, no. 4, pp. 216–224. DOI: 10.1080/01944366908977225 (In English)
Beschasnaya, A. A. (2019) Obraz detstva v zerkale urbanizatsii: ot traditsij k mozaike [The image of childhood in the urbanization mirror: From tradition to mosaic]. Chelovek. Kul’tura. Obrazovanie — Human. Culture. Education, no. 4 (34), pp. 174–187. DOI: 10.34130/2233-1277-2019-4-174-187 (In Russian)
Bukhtiyarova, I. N. (2019) Smysly sotsial’nogo uchastiya detej: po materialam anketnogo oprosa [Meanings of social participation of children: On the materials of the questionnaire]. In: A. G. Filippova (ed.). Uchastie detej v reshenii voprosov, zatragivayushchikh ikh interesy: sovremennoe sostoyanie, problemy i perspektivy. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii [Participation of children in solving issues affecting their interests: Current state, problems and prospects. Proceedings of the international scientific conference]. Saint Petersburg: Scientific and Information Technologies Center Asterion Publ., pp. 76–79. (In Russian)
Corsaro, W. A. (2018) The sociology of childhood. 5th ed. Thousand Oaks: Sage Publ., 376 p. (In English)
Filipova, A. G., Pryamikova, E. V., Volkova, O. A. et al. (2020) Tekhnologii vovlecheniya detej v reshenie voprosov, zatragivayushchikh ikh interesy [Technologies for involving children in solving issues affecting their interests]. Saint Petersburg: Scientific and Information Technologies Center Asterion Publ., 200 p. (In Russian)
Filipova, A. G., Rakitina, N. E. (2017) Gorodskaya “dobrozhelatel’nost’” k detyam: ot neravenstva k souchastvuyushchemu proektirovaniyu gorodskoj sredy (na materialakh gorodov yuga Dal’nego Vostoka) [“Child-friendliness” of cities: From inequality to co-design of the urban environment (On the materials of the cities of the South of the Far East)]. Vladivostok: Far Eastern Federal University Publ., 188 p. (In Russian)
Filipova, A. G., Rakitina, N. E., Kupryashkina, E. A. (2018) Novye issledovatel’skie orientatsii v sotsiologii detstva [New research orientations in sociology of childhood]. Sotsiologicheskie issledovaniya — Sociological Studies, no. 3, pp. 86–93. DOI: 10.7868/S0132162518030091 (In Russian)
Hart, R. A. (1992) Children’s participation: From tokenism to citizenship. Florence: International Child Development Centre Publ., 42 p. (In English)
Hill, M., Davis, J., Prout, A., Tisdall, K. (2004) Moving the participation agenda forward. Children and Society, vol. 18, no. 2, pp. 77–96. DOI: 10.1002/chi.819 (In English)
Newmann, F. M. (1992) Student engagement and achievement in American secondary schools. New York: Teachers College Press, 240 p. (In English)
Shier, H. (2001) Pathways to participation: Openings, opportunities and obligations. Children and Society, vol. 15, no. 2, pp. 107–117. DOI: 10.1002/chi.617 (In English)
Sibireva, M. Yu. (2010) Vliyanie megapolisa na sotsializatsiyu rebenka [The influence of the metropolis on the socialization of the child]. Sotsiologicheskie issledovaniya — Sociological Studies, no. 7, pp. 147–150. (In Russian)
Sinclair, R., Cronin, K., Lanyon, L. et al. (2002) Aim high stay real: Outcomes for children and young people: The views of children, parents and professionals. London: Children and Young People’s Unit, 140 p. (In English)
Sinclair, R. (2004) Participation in practice: Making it meaningful, effective and sustainable. Children and Society, vol. 18, no. 2, pp. 106–118. DOI: 10.1002/chi.817 (In English)
Vysotskaya, A. V. (2019) Uchastie detej v zhizni sem’i, shkoly, goroda po materialam anketnogo oprosa: itogi pilotazha [Participation of children in the life of the family, school, city based on the materials of the questionnaire survey: The results of aerobatics]. In: A. G. Filippova (ed.). Uchastie detej v reshenii voprosov, zatragivayushchikh ikh interesy: sovremennoe sostoyanie, problemy i perspektivy. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii [Participation of children in solving issues affecting their interests: Current state, problems and prospects. Proceedings of the international scientific conference]. Saint Petersburg: Scientific and Information Technologies Center Asterion Publ., pp. 207–213. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Алёна Валерьевна Высоцкая
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.