Дети и образовательные ресурсы: кластеризация российских регионов
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-3-255-264Ключевые слова:
дети, образовательное пространство, регионализация, кластерный анализ, индексы образовательной инфраструктуры, региональные факторыАннотация
Региональная система образования — это сложная динамическая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с внешней средой. В статье представлены результаты исследования условий развития региональных систем среднего общего образования.
На первом этапе осуществлена кластеризация российских регионов по восьми показателям. В качестве источника данных была использована база данных «Социальный потенциал детства в российских регионах», содержащая более 150 управляющих и целевых факторов, описывающих результаты освоения программ обучения начального, среднего общего и среднего полного образования, социально-экономические, демографические, инфраструктурные, природно-экологические и другие показатели 85 субъектов Российской Федерации. Также база содержит сводные данные информационно-аналитических отчетов региональных центров обработки информации (РЦОИ), региональных центров оценки качества образования (РЦОКО), аналитических сборников НИУ ВШЭ.
С помощью специального программного продукта Deductor Studio все значения базы данных были проанализированы на наличие выбросов и экстремальных значений, а также проведен анализ качества данных. После приведения данных к надлежащему виду был проведен ряд экспериментов для получения более точного результата кластерного анализа.
В качестве кластерообразующих факторов были использованы следующие показатели: индекс качества дошкольного образования; индекс качества среднего общего образования; индекс качества дополнительного образования; индекс качества среднепрофессионального образования; плотность населения, чел/км2; отношение ВРП на душу населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, ед.; удельный вес расходов на образование в консолидированных бюджетах субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, %; отношение объема государственного долга субъекта к доходам консолидированного бюджета субъекта и территориальных государственных не бюджетных фондов (за вычетом субсидий на выравнивание бюджета), %. В результате использования алгоритма EM-кластеризации определены пять кластеров. При описании профилей кластеров определены мощность, значимость и состав кластеров. Проведена оценка и анализ средних значений кластерообразующих факторов и средних значений по всем 85 регионам страны.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Deductor. Продвинутая аналитика без программирования. BaseGroup Labs. [Электронный ресурс]. URL: https://basegroup.ru/deductor/description (дата обращения 02.09.2019).
Витрина статистических данных. (2018) [Электронный ресурс]. URL: https://showdata.gks.ru/finder (дата обращения 01.09.2019).
Заир-Бек, С. И., Лозовский, М. Б., Мерцалова, Т. А. и др. (2019) Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов. М.: Высшая школа экономики; Корпорация «Русский учебник», 276 с.
Регионы России. Социально-экономические показатели. (2017) [Электронный ресурс]. URL: https://www. gks.ru/bgd/regl/b17_14p/Main.htm (дата обращения 16.08.2019).
ЛИТЕРАТУРА
Адамский, А. И. (2012) Стажировочные площадки: элементы педобразования (на основе реализации ФГОС). Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию, № 2 (3), с. 29–33.
Арасланова, А. А. (2010) Регионализация высшего образования в контексте повышения доступности образования и обеспечения равных возможностей. Проблемы и перспективы развития образования в России. № 3, с. 46–57.
Большаков, Н. М., Жиделева, В. В., Гурьева, Л. А., Рауш, Е. А. (2016) Кластеризация в современном образовании: методология и практика. СПб.: СПбГЛТУ, 200 с.
Калувэ, Л. де, Маркс, Э., Петри, М. (1993) Развитие школы: модели и изменения. Калуга: Калуж. ин-т социол., 239 с.
Книпович, Б. Н. (1925) Сельскохозяйственное районирование. М.: Новая деревня, 192 с.
Куценко, Е. С. (2010) Кластеры в экономике. Обозреватель — Observer, № 3 (242), с. 99–110.
Матвеева, С. Е. (2009) Мониторинговый подход к кластеризации образования. Интеграция образования, № 4 (57), с. 20–25.
Полонский, В. М., Сидон, Л. М., Самбурова, Г. Г. (2008) Понятийно-терминологический метод анализа нормативных документов в сфере образования. Инновации в образовании, № 2, с. 34–41
Проскурина, Т. Л. (2012) Теоретические основы кластеризации региональной системы образования. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, № 6 (125), с. 180–188.
Ткаченко, Е. В. (2001) Основы регионализации базового профессионального образования. М.: Академия профессионального образования, 43 с.
Филипова, А. Г., Высоцкая, А. В. (2018) Социальный потенциал детства и региональная среда: особенности кластеризации российских регионов. Ойкумена. Регионоведческие исследования, № 3, с. 108–120. DOI: 10.24866/1998-6785/2018-3/108-120
Филипова, А. Г., Еськова, А. В., Инзарцев, А. В. (2017) Кластерный анализ: особенности изучения социального потенциала регионов РФ. В кн.: А. Г. Филипова (ред.). Многомерные статистические модели и их применение в социологических исследованиях детства: материалы Всероссийской молодежной научной школы-конференции. СПб.: Астерион, с. 225–230.
Alexander, J. C., Colony, P. B. (eds.). (1990) Differentiation theory and social change. New York: Columbia University Press, 510 p.
Archer, M. S. (2015) Social origins of educational systems. London: Routledge, 848 p. DOI: 10.4324/9780203584002
Boudon, R. (1974) Education, opportunity and social inequality: Changing prospects in Western society. New York; London: Wiley, 220 p.
Coleman, J. S. (1968) The concept of equality of educational opportunity. Harvard Educational Review, vol. 38, no. 1, pp. 7–22. DOI: 10.17763/haer.38.1.m3770776577415m2
Coleman, J. S. (1987) Families and schools. Educational Researcher, vol. 16, no. 6, pp. 32–38. DOI: 10.3102/0013189X016006032
Coleman, J. S., Campbell, E. Q., Hobson, C. J. et al. (1966) Equality of educational opportunity. Washington: U. S. Department of health, education, and welfare; Office of education, 737 р.
Gelpi, E. (2005) Lifelong education policies in Western and Eastern Europe: Similarities and differences. In: T. Shuller, J. Meggary (eds.). World yearbook of education 1979: Recurrent education and lifelong learning. London: Routledge, pp. 167–175.
SOURCES
Deductor. Prodvinutaya analitika bez programmirovaniya [Deductor. Advanced analytics without programming]. BaseGroup Labs. [Online]. Available at: https://basegroup.ru/deductor/description (accessed 02.09.2019). (In Russian)
Regiony Rossii. Sotsialno-ekonomicheskie pokazateli [Regions of Russia. Socio-economic indicators]. (2017) [Online]. Available at: www.gks.ru/bgd/regl/b17_14p/Main.htm (accessed 16.08.2019). (In Russian)
Vitrina statisticheskikh dannykh [Showcase of statistical data]. (2018) [Online]. Available at: https://showdata.gks. ru/finder (accessed 01.09.2019). (In Russian)
Zair-Bek, S. I., Lozovskij, M. B., Mertsalova, T. A. et al. (2019) Indeks obrazovatelnoi infrastruktury Rossiiskikh regionov [Index of educational infrastructure of the Russian regions]. Moscow: Higher School of Economics Publ.; Korporatsiya “Russkij uchebnik” Publ., 276 p. (In Russian)
REFERENCES
Adamskij, A. I. (2012) Stazhirovochnye ploshchadki: elementy pedobrazovaniya (na osnove realizatsii FGOS) [Internship sites: Elements of pedagogical education (based on the implementation of the Federal state educational standard)]. Byulleten’ Uchebno-metodicheskogo ob’edineniya vuzov RF po psikhologo-pedagogicheskomu obrazovaniyu — Bulletin of Russian University Association for Training in Psychology & Education, no. 2 (3), pp. 29–33. (In Russian)
Alexander, J. C., Colony, P. B. (eds.). (1990) Differentiation theory and social change. New York: Columbia University Press, 510 p. (In English)
Araslanova, А. A. (2010) Regionalizatsiya vysshego obrazovaniya v kontekste povysheniya dostupnosti obrazovaniya i obespecheniya ravnykh vozmozhnostej [Regionalization of higher education in the context of access to education and equal opportunities]. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii, no. 3, pp. 46–57. (In Russian)
Archer, M. S. (2015) Social origins of educational systems. London: Routledge, 848 p. DOI: 10.4324/9780203584002 (In English)
Bolshakov, N. M., Zhideleva, V. V., Gureva, L. A., Raush, E. A. (2016) Klasterizatsiia v sovremennom obrazovanii: Metodologiya i praktika [Clusterization in modern society: Methodology and practice]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State Forest Technical University Publ., 200 p. (In Russian)
Boudon, R. (1974) Education, opportunity and social inequality: Changing prospects in Western society. New York; London: Wiley, 220 p. (In English)
Caluwe, L. de, Marx, E., Petri, M. (1993) Razvitie shkoly: modeli i izmeneniya [School development: Models and change]. Kaluga: Kaluga Sociology Institute Publ., 239 p. (In Russian)
Coleman, J. S. (1968) The concept of equality of educational opportunity. Harvard Educational Review, vol. 38, no. 1, pp. 7–22. DOI: 10.17763/haer.38.1.m3770776577415m2 (In English)
Coleman, J. S. (1987) Families and schools. Educational Researcher, vol. 16, no. 6, pp. 32–38. DOI: 10.3102/0013189X016006032 (In English)
Coleman, J. S., Campbell, E. Q., Hobson, C. J. et al. (1966) Equality of educational opportunity. Washington: U. S. Department of health, education, and welfare; Office of education, 737 р. (In English)
Filipova, A. G., Es’kova, A. V., Inzartsev, A. V. (2017) Klasternyj analiz: osobennosti izucheniya sotsial’nogo potentsiala regionov RF [Cluster analysis: Features of the study of the social potential of the regions of the Russian Federation]. In: A. G. Filipova (ed.). Mnogomernye statisticheskie modeli i ikh primenenie v sotsiologicheskikh issledovaniyakh detstva: materialy Vserossijskoj molodezhnoj nauchnoj shkoly-konferentsii [Multidimensional statistical models and their application in sociological research of childhood: Materials of the All-Russian youth scientific school-conference]. Saint Petersburg: Asterion Publ., pp. 225–230. (In Russian)
Filipova, A. G., Vysotskaia, A. V. (2018) Sotsial’nyj potentsial detstva i regional’naya sreda: osobennosti klasterizatsii rossiiskikh regionov [Social potential of childhood and the regional environment: Features of the clustering of Russian regions]. Oikumena. Regionovedcheskie issledovaniia — Ojkumena. Regional Researches, no. 3, pp. 108–120. DOI: 10.24866/1998-6785/2018-3/108-120 (In Russian)
Gelpi, E (2005) Lifelong education policies in Western and Eastern Europe: Similarities and differences. In: T. Shuller, J. Meggary (eds.). World yearbook of education 1979: Recurrent education and lifelong learning. London: Routledge, pp. 167–175. (In English)
Knipovich, B. N. (1925) Selskokhoziaistvennoe raionirovanie [Agricultural zoning]. Moscow: Novaya derevnya Publ., 192 p. (In Russian)
Kutsenko, E. S. (2010) Klastery v ekonomike [Business clusters: Principles of cluster policy]. Obozrevatel’ — Observer, no. 3 (242), pp. 99–110. (In Russian)
Matveeva, S. E. (2009) Monitoringovyj podkhod k klasterizatsii obrazovaniya [Monitoring as an approach to education clustering]. Integratsiya obrazovaniia — Integration of Education, no. 4 (57), pp. 20–25. (In Russian)
Polonskij, V. M, Sidon, L. M., Samburova, G. G. (2008) Ponyatijno-terminologicheskij metod analiza normativnykh dokumentov v sfere obrazovaniya [Conceptual and terminological method of analysis of regulatory documents in the field of education]. Innovatsii v obrazovanii, no. 2, pp. 34–41. (In Russian)
Proskurina, T. L. (2012) Teoreticheskie osnovy klasterizatsii regionalnoj sistemy obrazovaniya [Theoretical foundations for clustering the regional education system]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki — Scientific Bulletin of Belgorod State University. Humanities Sciences, no. 6 (125), pp. 180–188. (In Russian)
Tkachenko, E. V. (2001) Osnovy regionalizatsii bazovogo professional’nogo obrazovaniya [Fundamentals of regionalization of basic vocational education]. Moscow: Academy of Professional Education Publ., 43 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.