Возрастная динамика показателей вербальной и образной креативности школьников

Авторы

  • Ольга Михайловна Разумникова Новосибирский государственный технический университет https://orcid.org/0000-0002-7831-9404
  • Владислав Александрович Каган Новосибирский государственный технический университет
  • Наталья Владимировна Панова Новосибирский государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-2-72-79

Ключевые слова:

вербальная и образная креативность, условия тестирования креативности, гибкость мышления, скорость принятия решения, школьный возраст

Аннотация

Несмотря на длительные исследования творческих способностей детей, проблема эта остается актуальной в связи с изменением программ обучения и социально-экономических условий воспитания, влияющих на формирование необходимого ребенку объема знаний и гибкости его использования. Развитие психометрических подходов к определению креативности позволяет рассмотреть возрастную динамику показателей принятия решения, которая отражает способность ребенка к критическому мышлению и смене его стратегий, так как выбор оригинального ответа требует использования ресурсов знаний из разных освоенных предметных областей.

В статье рассмотрены закономерности возрастных изменений гибкости мышления школьников в условиях тестирования вербальной и образной креативности с ограничением времени выполнения заданий и разным уровнем давления стереотипов: с повторяющимися стимулами или относящимися к разным семантическим категориям. В исследовании принимали участие 155 детей 11–13 лет общеобразовательной школы. Для определения показателей креативности использовали субтесты Торренса «Круги» и «Незавершенные фигуры», методику Гилфорда «Необычное использование обычного предмета» и вербальный тест составления предложения с объединением слов из отдаленных семантических категорий.

Установлено, что при тестировании креативности с ограничением времени и предъявлением повторяющихся стимулов показатели оригинальности и беглости связаны положительно вне зависимости от возраста и вербальной или образной природы стимулов. Обнаруженное возрастное снижение показателя беглости может указывать на развитие функций тормозного контроля и критического мышления, не приводящее, однако, к повышению оригинальности, по-видимому ввиду недостаточной еще гибкости мышления. Вследствие этого лучшие показатели креативности при тестировании на основе повторяющихся стимулов отмечены у одиннадцатилетних школьников, а при использовании неповторяющихся — у двенадцатилетних. Результативность выполнения творческих заданий определяется также фактором пола. Девочки продемонстрировали лучшее выполнение вербальных заданий: оригинальность составленных предложений и названий завершенных фигур.

Следовательно, возрастная динамика креативности школьников 11–13 лет оказывается связана с особенностями экспериментальных заданий: и с их природой, и с условиями тестирования.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Богоявленская, Д. Б. (1999) «Субъект деятельности» в проблематике творчества. Вопросы психологии, № 2, c. 35–41.

Богоявленская, Д. Б. (2002) Психология творческих способностей. М.: Aкадемия, 317 c.

Дорохина, А. Ю., Малова, О. В. (2019) Учебный потенциал Всемирной сети Интернет. Комплексные исследования детства, т. 1, № 2, с. 122–131. DOI: 10.33910/2687-0223-2019-1-2-122-131

Каракчиева, И. (2016) Реформа школьной системы образования (отечественный и зарубежный опыт). Бюллетень о сфере образования, № 10, 35 с.

Николаева, Е. И. (2010) Психология детского творчества. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 232 с.

Разумникова, О. М. (2002) Способы определения креативности. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 35 с.

Разумникова, О. М. (2019) Особенности структуры образной креативности у школьников младшего и старшего возраста. Комплексные исследования детства, т. 1, № 2, с. 88–97. DOI: 10.33910/2687-0223- 2019-1-2-88-97

Разумникова, О. М., Николаева, Е. И. (2019) Тормозные функции мозга и возрастные особенности организации когнитивной деятельности. Успехи физиологических наук, т. 50, № 1, с. 75–89. DOI: 10.1134/S0301179819010090

Фарбер, Д. А., Горев, А. С. (2017) Особенности функционального состояния мозга подростков и возможность его произвольной регуляции. Новые исследования, № 4 (53), с. 5–14.

Хромова, С. К., Логинова, Е. С. (2013) Развитие устной речи у детей 7–8 лет и его взаимосвязь с показателями интеллектуального развития. Новые исследования, № 4 (37), с. 89–101.

Baer, J., Kaufman, J. C. (2005) Bridging generality and specificity: The amusement park theoretical (APT) model of creativity. Roeper Review, vol. 27, no. 3, pp. 158–163.

Eriksson, M., Marschik, P. B., Tulviste, T. et al. (2012) Differences between girls and boys in emerging language skills: Evidence from 10 language communities. British Journal of Developmental Psychology, vol. 30, no. 2, pp. 326–343. DOI: 10.1111/j.2044-835X.2011.02042.x

REFERENCES

Baer, J., Kaufman, J. C. (2005) Bridging generality and specificity: The amusement park theoretical (APT) model of creativity. Roeper Review, vol. 27, no. 3, pp. 158–163. (In English)

Bogoyavlenskaya, D. B. (1999) “Sub’ekt deyatel’nosti” v problematike tvorchestva [“Activity subject” in creativity context]. Voprosy psychologii, no. 2, pp. 35–41. (In Russian)

Bogoyavlenskaya, D. B. (2002) Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostej [Psychology of creative abilities]. Moscow: Aсademia Publ., 317 p. (In Russian)

Dorokhina, A. Yu., Malova, O. V. (2019) Uchebnyi potentsial Vsemirnoi seti Internet [Educational potential of the World Wide Web]. Кompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 1, no. 2, pp. 122–131. DOI: 10.33910/2687-0223-2019-1-2-122-131 (In Russian)

Eriksson, M., Marschik, P. B., Tulviste, T. et al. (2012) Differences between girls and boys in emerging language skills: Evidence from 10 language communities. British Journal of Developmental Psychology, vol. 30, no. 2, pp. 326–343. DOI: 10.1111/j.2044-835X.2011.02042.x (In English)

Farber, D. A., Gorev, A. S. (2017) Osobennosti funktsional’nogo sostoyaniya mozga podrostkov i vozmozhnost’ ego proizvol’noi regulyatsii. Novye issledovaniya — New Study, no. 4 (53), pp. 5–14. (In Russian)

Каrakchieva, I. (2016) Reforma shkol’noi sistemy obrazovaniya (otechestvennyi i zarubezhnyi opyt) [Reform of the school education system (domestic and foreign experience)]. Bulleten’ o sfere obrazovaniya — Bulletins on Current Trends in Global Economy, no. 10, 35 p. (In Russian)

Khromova, S. K., Loginova, E. S. (2013) Razvitie ustnoi rechi u detei 7–8 let i ego vzaimosvyaz s pokazatelyami intellectual’nogo razvitiya [The development of oral speech in children 7–8 years old and its relationship with indicators of intellectual development]. Novye issledovaniya — New Study, no. 4 (37), pp. 89–101. (In Russian)

Nikolaeva, E. I. (2010) Psikhologiya detskogo tvorchestva [Psychology of children’s creativity]. 2nd ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 232 p. (In Russian)

Razumnikova, О. М. (2002) Sposoby opredeleniya kreativnosti [Ways to determine creativity]. Novosibirsk: Novosibirsk State Technical University Publ., 35 p. (In Russian)

Razumnikova, О. М. (2019) Osobennosti structury obraznoj kreativnosti u shkol’nikov mladshego i starshego vozrasta [Patterns of imaginative creativity in younger and older school students]. Кompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 1, no. 2, pp. 88–97. DOI: 10.33910/2687-0223-2019-1-2-88-97 (In Russian)

Razumnikova, O. M., Nikolaeva, E. I. (2019) Tormoznye funktsii mozga i vozrastnye osobennosti organizatsii kognitivnoj deyatel’nosti [Inhibition functions of brain and age characteristics of cognitive activity organization]. Uspekhi fiziologicheskikh nauk — Progress in Physiological Science, vol. 50, no. 1, pp. 75–89. DOI: 10.1134/S0301179819010090 (In Russian)

Опубликован

28.10.2020

Выпуск

Раздел

Статьи