Особенности структуры образной креативности у школьников младшего и старшего возраста

Авторы

  • Ольга Михайловна Разумникова Новосибирский государственный технический университет https://orcid.org/0000-0002-7831-9404

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-2-88-97

Ключевые слова:

креативность, гибкость воображения, возраст, младшие и старшие школьники

Аннотация

Изучение возрастных особенностей креативности представляет интерес для понимания механизмов формирования стиля мышления и выяснения закономерностей развития творческих способностей в детском возрасте. Лонгитюдные исследования свидетельствуют, что творческий потенциал детей может быть предиктором их дальнейшей социальной успешности и личностного роста. В настоящей работе представлены результаты изучения возрастных особенностей показателей образной креативности у школьников 9 и 15 лет. Этот возрастной диапазон выбран в связи с известными данными о неравномерности проявления творческих способностей детей вследствие нелинейной динамики развития интеллектуальных способностей. Для количественной оценки показателей креативности (оригинальности, беглости и гибкости) применяли компьютеризированную методику обработки данных, полученных с использованием субтестов Торренса «Круги» и «Незавершенные фигуры». Для выяснения межгрупповых различий и структуры взаимосвязи показателей креативности в каждой возрастной группе использовали непараметрические методы статистического анализа данных.

Обнаружены более высокие показатели оригинальности рисунков старших школьников по сравнению с младшими при выполнении субтеста «Круги», что может быть обусловлено связанным с возрастом категориальным расширением диапазона воображаемых объектов в условиях, требующих отказа от образных стереотипов. При отсутствии достоверных межгрупповых различий в показателях креативности согласно субтесту «Незавершенные фигуры» выявлена их взаимосвязь с самооценкой интереса и трудности выполнения задания только у школьников младшего возраста. Более высокая оценка трудности этого задания старшими школьниками может свидетельствовать о возрастных особенностях включения мотивационного компонента деятельности в творческую продуктивность. Анализ содержательной стороны образного творчества детей показал, что основой в возрастной реорганизации структуры образной креативности могут быть различия в категориальном диапазоне представлений при генерации идей: младшие школьники при создании образов чаще используют семантические категории «Природа», «Фантастика», «Игрушки», для старших — характерна склонность к рисункам разных категорий с доминированием категории «Человек».

Обсуждается значение возрастных изменений в функциях фронто-париетальной системы в особенностях структуры креативной деятельности детей младшего и старшего школьного возраста.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Богоявленская, Д. Б. (1999) «Субъект деятельности» в проблематике творчества. Вопросы психологии, № 2, c. 35–41.

Богоявленская, Д. Б. (2002) Психология творческих способностей. М.: Aкадемия, 317 c.

Лейтес, Н. С. (ред.). (1996) Психология одаренности детей и подростков. М.: Академия, 407 с.

Николаева, Е. И. (2010) Психология детского творчества. 2-е изд. СПб.: Питер, 232 с.

Обухова, Л. Ф. (1996) Детская (возрастная) психология. М.: Роспедагентство, 372 с.

Разумникова, О. М. (2002) Способы определения креативности. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 35 с.

Разумникова, О. М. (2006) Проявление половых различий в творческой деятельности. Вопросы психологии, № 1, с. 105–112.

Разумникова, О. М., Николаева, Е. И. (2019) Тормозные функции мозга и возрастные особенности организации когнитивной деятельности. Успехи физиологических наук, т. 50, № 1, с. 75–89.

Beaty, R. E., Benedek, M., Silvia, P. J., Schacter, D. L. (2016) Creative cognition and brain network dynamics. Trends in Cognitive Sciences, vol. 20, no. 2, pp. 87–95. PMID: 26553223. DOI: 10.1016/j.tics.2015.10.004

Burgaleta, M., Johnson, W., Waber, D. P. et al. (2014) Cognitive ability changes and dynamics of cortical thickness development in healthy children and adolescents. NeuroImage, vol. 84, pp. 810–819. PMID: 24071525. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2013.09.038

Dumas, D., Dunbar, K. N. (2014) Understanding fluency and originality: A latent variable perspective. Thinking Skills and Creativity, vol. 14, pp. 56–67. DOI: 10.1016/j.tsc.2014.09.003

Estrada, E., Ferrer, E., Román, F. G. et al. (2019) Time-lagged associations between cognitive and cortical development from childhood to early adulthood. Developmental Psychology, vol. 55, no. 6, pp. 1338–1352. PMID: 30829509. DOI: 10.1037/dev0000716

Ferrándiz, C., Ferrando, M., Soto, G. et al. (2017) Divergent thinking and its dimensions: What we talk about and what we evaluate? Anales de Psicología / Annals of Psychology, vol. 33, no. 1, pp. 40–47. DOI: 10.6018/ analesps.32.3.224371

Jung, R. E., Haier, R. J. (2007) The parieto-frontal integration theory (P-FIT) of intelligence: Converging neuroimaging evidence. Behavioral and Brain Sciences, vol. 30, no. 2, pp. 135–154. PMID: 17655784. DOI: 10.1017/ S0140525X07001185

Nikolaeva, E. I., Novikova, A. V., Vergunov, E. G. (2018) The correlation between intelligence, creativity and the parameters of sensorimotor integration in children of different ages. Psychology in Russia, vol. 11, no. 2, рр. 68–80. DOI: 10.11621/pir.2018.0206

Renzulli, J. S. (2016) The three-ring conception of giftedness. In: S. M. Reis (ed.). Reflections on gifted education: Critical works by Joseph S. Renzulli and colleagues. Waco, TX: Prufrock Press, pp. 55–90.

Shaw, P., Greenstein, D., Lerch, J. et al. (2006) Intellectual ability and cortical development in children and adolescents. Nature, vol. 440 (7084), pp. 676–679. PMID: 16572172. DOI: 10.1038/nature04513

Zhou, D., Lebel, C., Treit, S. et al. (2015) Accelerated longitudinal cortical thinning in adolescence. NeuroImage, vol. 104, pp. 138–145. PMID: 25312772. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2014.10.005

REFERENCES

Beaty, R. E., Benedek, M., Silvia, P. J., Schacter, D. L. (2016) Creative cognition and brain network dynamics. Trends in Cognitive Sciences, vol. 20, no. 2, pp. 87–95. PMID: 26553223. DOI: 10.1016/j.tics.2015.10.004 (In English)

Bogoyavlenskaya, D. B. (1999) “Sub’ekt deyatel’nosti” v problematike tvorchestva [Activity subject in creativity problems]. Voprosy psychologii, no. 2, pp. 35–41. (In Russian)

Bogoyavlenskaya, D. B. (2002) Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostej [Psychology of creative abilities]. Moscow: Akademiya Publ., 317 p. (In Russian)

Burgaleta, M., Johnson, W., Waber, D. P. et al. (2014) Cognitive ability changes and dynamics of cortical thickness development in healthy children and adolescents. NeuroImage, vol. 84, pp. 810–819. PMID: 24071525. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2013.09.038 (In English)

Dumas, D., Dunbar, K. N. (2014) Understanding fluency and originality: A latent variable perspective. Thinking Skills and Creativity, vol. 14, pp. 56–67. DOI: 10.1016/j.tsc.2014.09.003 (In English)

Estrada, E., Ferrer, E., Román, F. G. et al. (2019) Time-lagged associations between cognitive and cortical development from childhood to early adulthood. Developmental Psychology, vol. 55, no. 6, pp. 1338–1352. PMID: 30829509. DOI: 10.1037/dev0000716 (In English)

Ferrándiz, C., Ferrando, M., Soto, G. et al. (2017) Divergent thinking and its dimensions: What we talk about and what we evaluate? Anales de Psicología — Annals of Psychology, vol. 33, no. 1, pp. 40–47. DOI: 10.6018/ analesps.32.3.224371 (In English)

Jung, R. E., Haier, R. J. (2007) The parieto-frontal integration theory (P-FIT) of intelligence: Converging neuroimaging evidence. Behavioral and Brain Sciences, vol. 30, no. 2, pp. 135–154. PMID: 17655784. DOI: 10.1017/ S0140525X07001185 (In English)

Lejtes, N. S. (ed.). (1996) Psikhologiya odarennosti detej i podrostkov [Psychology of gifted children and adolescents]. Moscow: Akademiya Publ., 407 p. (In Russian)

Nikolaeva, E. I. (2010) Psikhologiya detskogo tvorchestva [Psychology of children’s creativity]. 2nd ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 232 p. (In Russian)

Nikolaeva, E. I., Novikova, A. V., Vergunov, E. G. (2018) The correlation between intelligence, creativity and the parameters of sensorimotor integration in children of different ages. Psychology in Russia, vol. 11, no. 2, рр. 68–80. DOI: 10.11621/pir.2018.0206 (In English)

Obuhova, L. F. (1996) Detskaya (vozrastnaya) psikhologiya [Children’s (age) psychology]. Moscow: Rospedagentstvo Publ., 374 p. (In Russian)

Razumnikova, O. M. (2002) Sposoby opredeleniya kreativnosti [Methods of creativity assessment]. Novosibirsk: Novosibirsk State Technical University Publ., 35 p. (In Russian)

Razumnikova, O. M. (2006) Proyavlenie polovykh razlichij v tvorcheskoi deyatel’nosti [Manifestations of gender differences in creative activity]. Voprosy psychologii, no. 1, pp. 105–112. (In Russian)

Razumnikova, O. M., Nikolaeva, E. I. (2019) Tormoznye funktsii mozga i vozrastnye osobennosti organizatsii kognitivnoj deyatel’nosti [Inhibition functions of brain and age characteristics of cognitive activity organization]. Uspekhi fiziologicheskikh nauk, vol. 50, no. 1, pp. 75–89. (In Russian)

Renzulli, J. S. (2016) The three-ring conception of giftedness. In: S. M. Reis (ed.). Reflections on gifted education: Critical works by Joseph S. Renzulli and colleagues. Waco, TX: Prufrock Press, pp. 55–90. (In English)

Schnack, H. G., van Haren, N. E. M., Brouwer, R. M. et al. (2015) Changes in thickness and surface area of the human cortex and their relationship with intelligence. Cerebral Cortex, vol. 25, no. 6, pp. 1608–1617. PMID: 24408955. DOI: 10.1093/cercor/bht357 (In English)

Shaw, P., Greenstein, D., Lerch, J. et al. (2006) Intellectual ability and cortical development in children and adolescents. Nature, vol. 440 (7084), pp. 676–679. PMID: 16572172. DOI: 10.1038/nature04513 (In English)

Zhou, D., Lebel, C., Treit, S. et al. (2015) Accelerated longitudinal cortical thinning in adolescence. NeuroImage, vol. 104, pp. 138–145. PMID: 25312772. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2014.10.005 (In English)

Загрузки

Опубликован

2019-10-21

Выпуск

Раздел

Статьи