Соучаствующее проектирование арт-пространства в школе

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2025-7-2-109-116

Ключевые слова:

арт-центр, дополнительное образование, соучаствующее проектирование, образовательная среда, художественное образование

Аннотация

В статье приводится пример вовлечения учащихся в создание образовательной среды через метод соучаствующего проектирования. На примере реализации арт-центра в ГБОУ «Школа № 2070» раскрыты этапы совместной работы детей, педагогов и родителей, а также проанализированы ключевые эффекты: повышение мотивации учащихся, персонализация пространства и развитие социальных навыков. В статье рассматривается практика соучаствующего проектирования арт-центра для организации дополнительного образования детей с художественной направленностью на примере деятельности кружка «Как стать дизайнером» и проекта «Стикеры на стенах». Соучаствующее проектирование позволяет детям почувствовать значимость своего участия, персонализировать школьное пространство и развить творческий потенциал. Развитие инновационных площадок, мастерских в школе для кружковой работы позволяет решить проблему инфраструктуры современного дополнительного образования детей и подростков. Площадки позволяют реализовать практико-ориентированный компонент системы дополнительного образования детей. В таких арт-мастерских обучающиеся имеют возможность не только наблюдать, но и самостоятельно участвовать в деятельности как индивидуально, так и совместно с группой. Создание таких мастерских и арт-центров позволяет школьникам планировать будущую профессию в системе дополнительного образования. Основной акцент сделан на вовлечении обучающихся, педагогов, родителей, жителей района в процесс соучаствующего проектирования с последующей реализацией. Очень важно, что в изменение школы включались дети, это дало им возможность ощутить свою принадлежность, поверить в свои силы и почувствовать свою значимость и роль в школьных процессах. В статье также представлены теоретические основы соучаствующего проектирования, образовательной среды и эстетического образования, которые подкрепляют практические результаты.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Конвенция о правах ребенка. (1989) Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения 10.04.2025).

ЛИТЕРАТУРА

Веракса, Н. Е. (2018) Детское развитие: две парадигмы. Культурно-историческая психология, т. 14, № 2, с. 102–108. https://doi.org/10.17759/chp.2018140211

Виноградова, И. А., Иванова, Е. В., Нестерова, О. В. (2017) Система оценки эффектов редизайна пространств образовательных организаций. Современные проблемы науки и образования, № 4. https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26650 (дата обращения 10.04.2025).

Виноградова, И. А., Иванова, Е. В., Нестерова, О. В. (2018) Исследование предметно-пространственной среды школы методом семантического дифференциала. Образование и наука, т. 20, № 6, с. 118–138. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-118-138

Выготский, Л. С. (2005) Психология развития человека. М.: Эксмо; Смысл, 1136 с.

Гарднер, Г. (2007) Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: Вильямс, 501 с.

Иванова, Е. В., Барсукова, Е. М. (2020) Соучаствующее проектирование образовательной инфраструктуры совместно с детьми: методы и алгоритмы социального дизайна. В кн.: М. Г. Пугачева (ред.). Тенденции развития образования. Как спланировать и реализовать эффективные образовательные реформы: материалы XVII ежегодной Международной научно-практической конференции. М.: Дело, с. 125–131.

Ле-ван, Т. Н., Якшина, А. Н., Филатова, Б. А. и др. (2020) Модель соучаствующего проектирования школьных дворов: соавторство детей, педагогов и родителей. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология, № 2 (52), с. 55–69.

Hart, R. A. (2008) Stepping back from ‘The ladder’: Reflections on a model of participatory work with children. In: A. Reid, B. B. Jensen, J. Nikel, V. Simovska (eds.). Participation and learning. Perspectives on education and the environment, health and sustainability. Dordrecht: Springer Publ., pp. 19–31. https://doi.org/10.1007/978-1-4020-6416-6_2

SOURCES

Konventsiya o pravakh rebenka [Convention on the rights of the child]. (1989) Konsul’tant Plyus [Consultant Plus]. [Online]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (accessed 10.04.2025). (In Russian)

REFERENCES

Gardner, H. (2007) Struktura razuma: teoriya mnozhestvennogo intellekta [Frames of mind. The theory of multiple intelligences]. Moscow: Williams Publ., 501 p. (In Russian)

Hart, R. A. (2008) Stepping back from ‘The ladder’: Reflections on a model of participatory work with children. In: A. Reid, B. B. Jensen, J. Nikel, V. Simovska (eds.). Participation and learning. Perspectives on education and the environment, health and sustainability. Dordrecht: Springer Publ., pp. 19–31. https://doi.org/10.1007/978-1-4020-6416-6_2 (In English)

Ivanova, E. V., Barsukova, E. M. (2020) Souchastvuyushhee proektirovanie obrazovatel’noj infrastruktury sovmestno s det’mi: metody i algoritmy sotsial’nogo dizajna [Participatory design of educational infrastructure together with children: Methods and algorithms of social design]. In: M. G. Pugacheva (ed.). Tendentsii razvitiya obrazovaniya. Kak splanirovat’ i realizovat’ effektivnye obrazovatel’nye reformy: materialy XVII ezhegodnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Trends in the development of education. How to plan and implement effective educational reforms: Proceedings of the XVII annual International scientific and practical conference]. Moscow: Delo Publ., pp. 125–131. (In Russian)

Le-van, T. N., Iakshina, A. N., Filatova, B. A. et al. (2020) Model’ souchastvuyushchego proektirovaniya shkol’nykh dvorov: soavtorstvo detej, pedagogov i roditelej [Model of participatory design of schoolyards: Collaboration of children, teachers and parents as co-authors]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya — MCU Journal of Pedagogy and Psychology, no. 2 (52), pp. 55–69. (In Russian)

Veraksa, N. Ye. (2018) Detskoe razvitie: dve paradigmy [Child development: Two paradigms]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya — Cultural-Historical Psychology, vol. 14, no. 2, pp. 102–108. https://doi.org/10.17759/chp.2018140211 (In Russian)

Vinogradova, I. A., Ivanova, E. V., Nesterova, O. V. (2017) Sistema otsenki effektov redizajna prostranstv obrazovatel’nykh organizatsij [System of evaluation of educational effects of educational establishments of spaces of educational organizations]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, no. 4. [Online]. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26650 (accessed 10.04.2025). (In Russian)

Vinogradova, I. A., Ivanova, E. V., Nesterova, O. V. (2018) Issledovanie predmetno-prostranstvennoj sredy shkoly metodom semanticheskogo differentsiala [Investigation of the subject-spatial environment of the school by the method of semantic differential]. Obrazovanie i nauka — The Education and Science Journal, vol. 20, no. 6, pp. 118–138. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-118-138 (In Russian)

Vygotsky, L. S. (2005) Psikhologiya razvitiya cheloveka [The psychology of human development]. Moscow: Eksmo Publ.; Smysl Publ., 1136 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

24.09.2025

Выпуск

Раздел

Статьи