Особенности использования гаджетов детьми до четырех лет по данным их родителей

Авторы

  • Елена Ивановна Николаева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-8363-8496
  • Марина Леонидовна Исаченкова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0003-4286-9970

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-1-32-53

Ключевые слова:

родители, дети от ноля до четырех лет, гаджеты, когнитивные процессы, приложения, Интернет

Аннотация

Период, когда из-за пандемии семьи оказались замкнутыми, а гаджеты стали рабочими инструментами родителей и средством обучения детей, существенно изменил роль гаджета в семье. Если ранее и многие педагоги, и многие родители были уверены во вреде приобщения к гаджетам дошкольников, то сейчас можно увидеть их даже в колясках детей до года.

Задачей настоящего исследования стало провести интернет-опрос родителей детей в возрасте от ноля до четырех лет для описания реальной ситуации взаимодействия маленьких детей с гаджетами в семьях. Для реализации поставленной задачи был разработан онлайн-опросник «Дети и Гаджеты», состоящий из трех блоков. Данные анализировались отдельно по трем возрастным группам: ноль–два года, два–три года, три–четыре года. В опросе приняли участие 866 родителей.

Было показано, что за последние два года число детей, получающих гаджет до четырех лет, выросло в два раза. Более половины детей (53,7%) из исследуемой выборки знакомится с гаджетом до двух лет, а 4,5% детей получили гаджет до полугода. 64,4% родителей признаются, что дают детям гаджет, чтобы отдохнуть от ребенка. Только 11,4 % родителей используют обучающие приложения, остальные включают детям мультфильмы. 28,1% детей до четырех заходят в интернет-пространство. Время первой встречи с гаджетом не связано ни с навыками самообслуживания, ни с капризами ребенка.

Существуют уникальные инструменты когнитивного развития маленьких детей, которые лишь 12% родителей используется в таком качестве. Остальные либо отвергают их, либо используют для исключения ребенка от общения с собой.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Ахмадуллина, О. В. (2017) Дошкольники: способности к коммуникации, социальному взаимодействию или гаджеты? В кн.: М. К. Кабардова, А. К. Осницкого (ред.). Б. М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии: Материалы международной юбилейной конференции к 120-летию со дня рождения Б. М. Теплова. М.: Перо, с. 120–122.

Барсукова, О. В., Мавлютова, Е. В., Савка, М. А. (2016) Ребенок и гаджеты: психологическое исследование мнений современных родителей. Вопросы дошкольной педагогики, № 1 (4), с. 14–18.

Борцова, М. В., Жукова, А. В., Некрасов, С. Д. (2017) Особенности развития личностных качеств у дошкольников, различающихся использованием электронных гаджетов. В кн.: А. П. Федоровский (ред.). Общество и личность: гуманистические тенденции в развитии современного общества: Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников: Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Е. Н. Шиянова. Севастополь: Северо-Кавказский социальный институт, с. 116–119.

В режиме раннего детства. (2019) Дети в информационном обществе. Гаджеты и здоровье: Мифы, факты, дискуссии, № 2 (31), с. 44–53.

Кунникова, К. И. (2021) Психофизиологические особенности детей до двух лет с разными латеральными предпочтениями. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб., Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 255 с.

Лисина, М. И. (2009) Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 320 с.

Менькова, С. Н. (2017) Игровые приложения для гаджетов как средство развития памяти ребенка дошкольного возраста. Научно-методический электронный журнал «Концепт», № 7, с. 40–48. https://doi.org/10.24422/MCITO.2015.7.6625

Нафикова, Г. З. (2009) Понятие неполной семьи и ее типы. Вестник Башкирского университета, т. 14, № 1, с. 241–243.

Николаева, Е. И. (2019a) Исполнительные функции в раннем детстве. Обзор иностранных источников. Комплексные исследования детства, т. 1, № 4, с. 330–337. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-4-330-337

Николаева, Е. И. (2019b) Ребенок как эксперт. В кн.: Т. Б. Рябова, О. В. Рябов (ред.). Символ детства в политике: от холодной войны к современности: тезисы научной конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 18–21.

Николаева, Е. И., Дунаевская, Э. Б., Калабина, И. А. (2020) Факторы, влияющие на успешность поддержки родителями детей при дистанционном обучении. Комплексные исследования детства, т. 2, № 4, с. 235–245. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-4-235-245

Николаева, Е. И., Исаченкова, М. Л. (2020) Оценка родителями роли гаджетов в процессе воспитания детей до четырех лет. В кн.: Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, приуроченной к 45-летию подготовки педагогических кадров для начальной школы в Елецком государственном университете им. И. А. Бунина. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, с. 113–116.

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 (ред. от 16 декабря 2020 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Информационное общество”». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184 (дата обращения 20.02.2021).

Редковская, В. Ю. (2006) Влияние мобильных сотовых телефонов на здоровье человека. В кн.: В. Ю. Редковская, В. В. Ачнасов (ред.). Научная сессия ТУСУР–2006: Материалы докладов Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Ч. 5. Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, с. 92–94.

Тивелева, А. Е. (2015) Негативное влияние гаджетов на человека. В кн.: Е. В. Королюк (ред.). Социально- гуманитарные и психологические науки: теоретико-методологические и прикладные аспекты: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тихорецк: Краснодарский центр научно-технической информации, с. 143–144.

Филь, М. А. (2018) Влияние электронных гаджетов на развитие детей дошкольного возраста. В кн.: Молодой исследователь: вопросы науки и практики: Материалы региональной научно-практической конференции. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, с. 141–147.

Хадаева, Р. А. (2020) Влияние гаджетов на детей дошкольного возраста: плюсы и минусы. В кн.: Семья XXI века: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 40-летию ФГБОУ ВО «ЧГПУ». Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, с. 339–343.

Якутенко, И. (2018) Воля и самоконтроль. Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами. М.: Альпина нон-фикшн, 456 с.

Adedoyin, O. B. Soykan, E. (2020) COVID-19 pandemic and online learning: The challenges and opportunities. Interactive Learning Environments. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1080/10494820.2020.1813180 (accessed 17.12.2021)

Australian Health Survey: Physical Activity. (2013) Australian Bureau of Statistics. [Online]. Available at: https://www.abs.gov.au/statistics/health/health-conditions-and-risks/australian-health-survey-physical-activity/latest-release#articles (accessed 15.04.2020).

Barnes, R., Potter, A. (2021) Sharenting and parents’ digital literacy: An agenda for future research. Communication Research and Practice, vol. 7, no. 1, pp. 6–20. https://doi.org/10.1080/22041451.2020.1847819

Carrillo, C., Flores, M. A. (2020) COVID-19 and teacher education: A literature review of online teaching and learning practices. European Journal of Teacher Education, vol. 43, no. 4, pp. 466–487. https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1821184

Children and parents: Media use and attitudes report 2019. (2020) Ofcom. [Online]. Available at: https://www.ofcom.org.uk/research-and-data/media-literacy-research/childrens/children-and-parents-media-use-and-attitudes-report-2019 (accessed 30.05.2020).

Children and parents: Media use and attitudes report 2020/21. (2021) Ofcom. [Online]. Available at: https://www.ofcom.org.uk/research-and-data/media-literacy-research/childrens/children-and-parents-media-use-and-attitudes-report-2021 (accessed 13.07.2021).

Daimon, T. (2021) Socio-technical practices of young children and parents in the home: A case study from Japan. Journal of Children and Media. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1080/17482798.2021.1948433 (accessed 07.12.2021).

Green, C. S., Bavelier, D. (2012) Learning, attentional control, and action video games. Current Biology, vol. 22, no. 6, pp. R197–R206. https://doi.org/10.1016/j.cub.2012.02.012

Gupta, R., Aggarwal, A., Sable, D. et al. (2021) Covid-19 pandemic and online education: Impact on students, parents and teachers. Journal of Human Behavior in the Social Environment. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1080/10911359.2021.1909518 (accessed 17.12.2021).

Holloway, D. J., Green, L., Stevenson, K. (2015) Digitods: Toddlers, touch screens and Australian family life. M/C Journal, vol. 18, no. 5. [Online]. Available at: https://doi.org/10.5204/mcj.1024 (accessed 17.12.2021).

Joint Research Centre, Institute for the Protection and Security of the Citizen, Chaudron, S. (2015) Young children (0–8) and digital technology: A qualitative exploratory study across seven countries. Publications Office. [Online]. Available at: https://doi.org/10.2788/00749 (accessed 17.12.2021).

Kılıç, A. O., Sari, E., Yucel, H. et al. (2019) Exposure to and use of mobile devices in children aged 1–60 months. European Journal of Pediatrics, vol. 178, no. 2, pp. 221–227. https://doi.org/10.1007/s00431-018-3284-x

Kirkorian, H. L., Choi, K., Yoo, S. H., Etta, R. A. (2021) The impact of touchscreen interactivity on U. S. toddlers’ selective attention and learning from digital media. Journal of Children and Media, vol. 17. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1080/17482798.2021.1944888 (accessed 17.12.2021).

Sangster, A., Stoner, G., Flood, B. (2020) Insights into accounting education in a COVID-19 world. Accounting Education, vol. 29, no. 5, pp. 431–562. https://doi.org/10.1080/09639284.2020.1808487

Schomburg, R. (2017) Technology and interactive media in early childhood programs: What we’ve learned from five years of research, policy, and practice. Young Children, vol. 72, no. 4. [Online]. Available at: https://www.naeyc.org/resources/pubs/yc/sep2017/technology-and-interactive-media (accessed 23.01.2020).

Strasburger, V. C., Hogan, M. J., Mulligan, D. A et al. (2013) Children, Adolescents, and the Media. Pediatrics, vol. 132, no. 5, pp. 958–961. https://doi.org/10.1542/peds.2013-2656

Tolosana, R., Ruiz-Garcia, J. C., Vera-Rodriguez, R. et al. (2021) Child-computer interaction: Recent works, new dataset, and age detection. IEEE Transactions on Emerging Topics in Computing. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1109/TETC.2022.3150836 (accessed 29.08.2021).

Tsvyatkova, D., Storni, C. (2019) A review of selected methods, techniques and tools in Child–Computer Interaction (CCI) developed/adapted to support children’s involvement in technology development. International Journal of Child–Computer Interaction, vol. 22, article 100148. https://doi.org/10.1016/j.ijcci.2019.100148

Wheler, A. P., Kelner, J., Hung, P. C. et al. (2021) Toy user interface design—tools for Child-Computer Interaction. International Journal of Child–Computer Interaction, vol. 30, article 100307. https://doi.org/10.1016/j.ijcci.2021.100307

Worldwide Tablet Shipments Return to Growth in 2020, Fueled by Unprecedented Demand, According to IDC. (2021) IDC Media Centre. [Online]. Available at: https://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=prUS47423721 (accessed 25.07.2021).

Yadav, S., Chakraborty, P., Mittal, P. (2021) Designing drawing apps for children: Artistic and technological factors. International Journal of Human–Computer Interaction, vol. 38, no. 2, pp. 103–117. https://doi.org/10.1080/10447318.2021.1926113

Yadav, S., Chakraborty, P. (2021) Designing digital content for children: Understanding children’s capabilities. Childhood Education. vol. 97, no. 1, pp. 75–78. https://doi.org/10.1080/00094056.2021.1873699

Yohana, A., Mulyono, S. (2021) The impact of digital era: Intensity of excessive use of gadget causing eating difficulty on children. Enfermería Clínica, vol. 31, no. 2, pp. S6–S9. https://doi.org/10.1016/j.enfcli.2020.10.005

REFERENCES

Adedoyin, O. B. Soykan, E. (2020) COVID-19 pandemic and online learning: The challenges and opportunities. Interactive Learning Environments. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1080/10494820.2020.1813180 (accessed 17.12.2021). (In English)

Akhmadullina, O. V. (2017) Doshkol’niki: sposobnosti k kommunikatsii, sotsial’nomu vzaimodejstviyu ili gadzhety? [Preschoolers: Communication skills, social interaction or gadgets?] In: M. K. Kabardova, A. K. Osnitsky. (eds.). B. M. Teplov i sovremennoe sostoyanie differentsial’noj psikhologii i differentsial’noj psikhofiziologii: Materialy mezhdunarodnoj yubilejnoj konferentsii k 120-letiyu so dnya rozhdeniya B. M. Teplova [B. M. Teplov and the current state of differential psychology and differential psychophysiology: Materials of the international jubilee conference dedicated to the 120th anniversary of the birth of B. M. Teplova]. Moscow: Pero Publ., pp. 120–122. (In Russian)

Australian Health Survey: Physical Activity. (2013) Australian Bureau of Statistics. [Online]. Available at: https://www.abs.gov.au/statistics/health/health-conditions-and-risks/australian-health-survey-physical-activity/latest-release#articles (accessed 15.04.2020). (In English)

Barnes, R., Potter, A. (2021) Sharenting and parents’ digital literacy: An agenda for future research. Communication Research and Practice, vol. 7, no. 1, pp. 6–20. https://doi.org/10.1080/22041451.2020.1847819 (In English)

Barsukova, O. V., Mavlyutova, E. V., Savka, M. A. (2016) Rebenok i gadzhety: psikhologicheskoe issledovanie mnenij sovremennykh roditelej [The child and gadgets: A psychological study of the opinions of modern parents]. Voprosy doshkol’noj pedagogiki, no. 1 (4), pp. 14–18. (In Russian)

Bortsova, M. V., Zhukova, A. V., Nekrasov, S. D. (2017) Osobennosti razvitiya lichnostnykh kachestv u doshkol’nikov, razlichayushchikhsya ispol’zovaniem elektronnykh gadzhetov [Features of the development of personal qualities in preschoolers who differ in the use of electronic gadgets]. In: A. P. Fedorovskij (ed.). Obshchestvo i lichnost’: gumanisticheskie tendentsii v razvitii sovremennogo obshchestva: Sbornik nauchnykh statej prepodavatelej, obuchayushchikhsya vuzov, nauchno-prakticheskikh rabotnikov: Materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, posvyashchennoj pamyati professora E. N. Shiyanova [Society and personality: Humanistic tendencies in the development of modern society: Collection of scientific articles of teachers, students of universities, scientific and practical workers: Materials of the V International scientific and practical conference dedicated to the memory of professor E. N. Shiyanov]. Sevastopol: North-Caucasian Social Institute Publ., pp. 116–119. (In Russian)

Carrillo, C., Flores, M. A. (2020) COVID-19 and teacher education: A literature review of online teaching and learning practices. European Journal of Teacher Education, vol. 43, no. 4, pp. 466–487. https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1821184 (In English)

Chaudron, S. (2015) Young children (0–8) and digital technology: A qualitative exploratory study across seven countries. Publications Office. [Online]. Available at: https://doi.org/10.2788/00749 (accessed 17.12.2021). (In English)

Children and parents: Media use and attitudes report 2019. (2020) Ofcom. [Online]. Available at: https://www.ofcom.org.uk/research-and-data/media-literacy-research/childrens/children-and-parents-media-use-and-attitudes-report-2019 (accessed 30.05.2020). (In English)

Children and parents: Media use and attitudes report 2020/21. (2021) Ofcom. [Online]. Available at: https://www.ofcom.org.uk/research-and-data/media-literacy-research/childrens/children-and-parents-media-use-and-attitudes-report-2021 (accessed 13.07.2021). (In English)

Daimon, T. (2021) Socio-technical practices of young children and parents in the home: A case study from Japan. Journal of Children and Media. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1080/17482798.2021.1948433 (accessed 07.12.2021). (In English)

Fil’, M. A. (2018) Vliyanie elektronnykh gadzhetov na razvitie detej doshkol’nogo vozrasta [Influence of electronic gadgets on the development of preschool children]. In: Molodoj issledovatel’: Voprosy nauki i praktiki: Materialy regional’noj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Young researcher: Issues of science and practice: materials of the regional scientific and practical conference]. Kirov: Interregional Center for Innovative Technologies in Education Publ., pp. 141–147. (In Russian)

Green, C. S., Bavelier, D. (2012) Learning, attentional control, and action video games. Current Biology, vol. 22, no. 6, pp. R197–R206. https://doi.org/10.1016/j.cub.2012.02.012 (In English)

Gupta, R., Aggarwal, A., Sable, D. et al. (2021) Covid-19 pandemic and online education: Impact on students, parents and teachers. Journal of Human Behavior in the Social Environment. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1080/10911359.2021.1909518 (accessed 17.12.2021). (In English)

Holloway, D. J., Green, L., Stevenson, K. (2015) Digitods: Toddlers, touch screens and Australian family life. M/C Journal, vol. 18, no. 5. [Online]. Available at: https://doi.org/10.5204/mcj.1024 (accessed 17.12.2021). (In English)

Joint Research Centre, Institute for the Protection and Security of the Citizen, Khadaeva, R. A. (2020) Vliyanie gadzhetov na detej doshkol’nogo vozrasta: Plyusy i minusy [Influence of gadgets on preschool children: Pros and cons]. In: Sem’ya XXI veka: Problemy i perspektivy: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoj 75-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne i 40-letiyu FGBOU VO “CHGPU” [Family of the XXI century: Problems and prospects: Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference with international participation, dedicated to the 75th anniversary of Victory in the Great Patriotic War and the 40th anniversary of the Chechen State Pedagogical University]. Groznyj: Chechen State Pedagogical University Publ., pp. 339–343. (In Russian)

Kılıç, A. O., Sari, E., Yucel, H. et al. (2019) Exposure to and use of mobile devices in children aged 1–60 months. European Journal of Pediatrics, vol. 178, no. 2, pp. 221–227. https://doi.org/10.1007/s00431-018-3284-x (In English)

Kirkorian, H. L., Choi, K., Yoo, S. H., Etta, R. A. (2021) The impact of touchscreen interactivity on U. S. toddlers’ selective attention and learning from digital media. Journal of Children and Media, vol. 17. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1080/17482798.2021.1944888 (accessed 17.12.2021). (In English)

Kunnikova, K. I. (2021) Psikhofiziologicheskie osobennosti detej do dvukh let s raznymi lateral’nymi predpochteniyami [Psychophysiological characteristics of children under two years of age with different lateral preferences]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University, 255 p. (In Russian)

Lisina, M. I. (2009) Formirovanie lichnosti rebenka v obshchenii [Formation of the child’s personality in communication]. Saint Petersburg: Piter Publ., 320 p. (In Russian)

Menkova, S. N. (2017) Igrovye prilozheniya dlya gadzhetov kak sredstvo razvitiya pamyati rebenka doshkol’nogo vozrasta [Gadget apps as pre-school child memory development too]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal “Kontcept” — Scientific and methodological electronic journal “Koncept”, no. 7, pp. 40–48. https://doi.org/10.24422/MCITO.2015.7.6625 (In Russian)

Nafikova, G. Z. (2009) Ponyatie nepolnoj sem’i i ee tipy [The concept of an incomplete family and its types]. Vestnik Bashkirskogo universiteta, vol. 14, no. 1, pp. 241–243. (In Russian)

Nikolaeva, E. I. (2019a) Ispolnitel’nye funktsii v rannem detstve. Obzor inostrannykh istochnikov [Executive functions in early childhood. A review of foreign sources]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Studies of Childhood, vol. 1, no. 4, pp. 330–337. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-4-330-337 (In Russian)

Nikolaeva, E. I. (2019b) Rebenok kak ekspert [Child as an expert]. In: T. B. Ryabova, O. V. Ryabov (eds.). Simvol detstva v politike: Ot kholodnoj vojny k sovremennosti: Tezisy nauchnoj konferentsii [Symbol of childhood in politics: From the Cold War to the present: Abstracts of a scientific conference]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., pp. 18–21. (In Russian)

Nikolaeva, E. I., Dunaevskaya, E. B., Kalabina, I. A. (2020) Faktory, vliyayushchie na uspeshnost’ podderzhki roditelyami detej pri distantsionnom obuchenii [Factors affecting the success of parental support for children in distance learning]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Studies of Childhood, vol. 2, no. 4, pp. 235–245. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-4-235-245 (In Russian)

Nikolaeva, E. I., Isachenkova, M. L. (2020) Otsenka roditelyami roli gadzhetov v protsesse vospitaniya detej do chetyrekh let [Parents’ assessment of the role of gadgets in the process of raising children under four]. In: Razvitie lichnosti v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya: Ot nachal’noj k vysshej shkole: Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, priurochennoj k 45-letiyu podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlya nachal’noj shkoly v Eletskom gosudarstvennom universitete im. I. A. Bunina [Personal development in the context of digitalization of education: From primary to higher education: Proceedings of the All-Russian scientific conference with international participation, timed to the 45th anniversary of the training of teachers for elementary schools at Yelets State University named after I. A. Bunina]. Yelets: Yelets State University named after I. A. Bunin Publ., pp. 113–116.

Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 15 aprelya 2014 g. № 313 (red. ot 16 dekabrya 2020 g.) “Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii ‘Informacionnoe obshchestvo’” [Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 313 (as amended on December 16, 2020) “On Approval of the State Program of the Russian Federation ‘Information Society’”]. [Online] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184 (accessed 10.20.2019). (In Russian)

Redkovskaya, V. U. (2006) Vliyanie mobil’nykh sotovykh telefonov na zdorov’e cheloveka [The impact of mobile cell phones on human health]. In: V. U. Redkovskaya, V. V. Achnasov (eds.). Nauchnaya sessiya TUSUR–2006: Materialy dokladov Vserosiijskoij nauchno-tekhnicheskoij konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh [Scientific session TUSUR–2006: Proceedings of the All-Russian scientific and technical conference of students, graduate students and young scientists]. Pt. 5. Tomsk: Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics Publ., pp. 92–94. (In Russian)

Sangster, A., Stoner, G., Flood, B. (2020) Insights into accounting education in a COVID-19 world. Accounting Education, vol. 29, no. 5, pp. 431–562. https://doi.org/10.1080/09639284.2020.1808487 (In English)

Schomburg, R. (2017) Technology and interactive media in early childhood programs: What we’ve learned from five years of research, policy, and practice. Young Children, vol. 72, no. 4. [Online]. Available at: https://www.naeyc.org/resources/pubs/yc/sep2017/technology-and-interactive-media (accessed 23.01.2020). (In English)

Strasburger, V. C., Hogan, M. J., Mulligan, D. A et al. (2013) Children, Adolescents, and the Media. Pediatrics, vol. 132, no. 5, pp. 958–961. https://doi.org/10.1542/peds.2013-2656 (In English)

Tiveleva, A. E. (2015) Negativnoe vliyanie gadzhetov na cheloveka [The negative impact of gadgets on a person]. In: E. V. Korolyuk (ed.). Sotsial’no-gumanitarnye i psikhologicheskie nauki: Teoretiko-metodologicheskie i prikladnye aspekty: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Social, humanitarian and psychological sciences: Theoretical, methodological and applied aspects: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference]. Tikhoretsk: Krasnodar Center for Scientific and Technical Information Publ., pp. 143–144. (In Russian)

Tolosana, R., Ruiz-Garcia, J. C., Vera-Rodriguez, R. et al. (2021) Child-computer interaction: Recent works, new dataset, and age detection. IEEE Transactions on Emerging Topics in Computing. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1109/TETC.2022.3150836 (accessed 29.08.2021). (In English)

Tsvyatkova, D., Storni, C. (2019) A review of selected methods, techniques and tools in Child–Computer Interaction (CCI) developed/adapted to support children’s involvement in technology development. International Journal of Child–Computer Interaction, vol. 22, article 100148. https://doi.org/10.1016/j.ijcci.2019.100148 (In English)

V rezhime rannego detstva [In early childhood mode]. (2019) Deti v informatsionnom obshchestve. Gadzhety i zdorov’e: Mify, fakty, diskussii, no. 2 (31), pp. 44–53. (In Russian)

Wheler, A. P., Kelner, J., Hung, P. C. et al. (2021) Toy user interface design—tools for Child-Computer Interaction. International Journal of Child–Computer Interaction, vol. 30, article 100307. https://doi.org/10.1016/j.ijcci.2021.100307 (In English)

Worldwide Tablet Shipments Return to Growth in 2020, Fueled by Unprecedented Demand, According to IDC. (2021) IDC Media Centre. [Online]. Available at: https://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=prUS47423721 (accessed 25.07.2021). (In English)

Yadav, S., Chakraborty, P., Mittal, P. (2021) Designing drawing apps for children: Artistic and technological factors. International Journal of Human–Computer Interaction, vol. 38, no. 2, pp. 103–117. https://doi.org/10.1080/10447318.2021.1926113 (In English)

Yadav, S., Chakraborty, P. (2021) Designing digital content for children: Understanding children’s capabilities. Childhood Education. vol. 97, no. 1, pp. 75–78. https://doi.org/10.1080/00094056.2021.1873699 (In English)

Yakutenko, I. (2018) Volya i samokontrol’. Kak geny i mozg meshayut nam borot’sya s soblaznami [Will and self-control. How genes and the brain prevent us from fighting temptations]. Mosсow: Alpina non-fiction Publ., 456 p. (In Russian)

Yohana, A., Mulyono, S. (2021) The impact of digital era: Intensity of excessive use of gadget causing eating difficulty on children. Enfermería Clínica, vol. 31, no. 2, pp. S6–S9. https://doi.org/10.1016/j.enfcli.2020.10.005 (In English)

Загрузки

Опубликован

16.04.2022

Выпуск

Раздел

Статьи