Соучаствующее проектирование: пространство возможностей для подростков
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2025-7-2-117-127Ключевые слова:
личностно-развивающая образовательная среда, пространственно-предметный компонент среды, подростки, пространство возможностей, соучаствующее проектированиеАннотация
В настоящее время назрела необходимость в выпускниках школ, обладающих высоким уровнем развития творческих способностей, способных оперативно и оригинально решать нестандартные жизненные задачи, умеющих применять получаемые в процессе базового образования знания на практике, инициативных и ответственных.
С целью изучения образовательной среды и выявления условий для развития активности ребенка, его личностной свободы было проведено исследование школьной среды с использованием методики педагогической экспертизы школьной среды В. А. Ясвина. На основе полученных данных выявлены недостаточные условия для развития самостоятельности и творчества детей.
Целью работы стало развитие образовательной среды и минимизация дефицитов в контексте активности, широты и эмоциональности среды с применением практики соучаствующего проектирования.
Ценность соучастия определялась не столько в изменении оформления помещения, зонировании пространств, в преображении не приспособленных для занятий и отдыха зон, сколько в создании возможностей для самовыражения детей. Применение метода соучаствующего проектирования позволило вовлечь всех участников образовательных отношений в создание нового образовательного пространства, обеспечивающего формирование согласованной, адекватной вызовам времени образовательной среды посредством преобразования предметно-пространственного компонента школы, помогло осуществить благоустройство школы совместно с обучающимися и запустило процесс присвоения детьми образовательного пространства.
Эффективность применения соучаствующего проектирования в преобразованиях школьного пространства доказана положительной динамикой развития образовательной среды в показателях интенсивности, эмоциональности, активности, безопасности и др.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Дирюгина, Е. Г., Катеева, М. И., Рычка, Н. Е. и др. (2023) Концептуальные основы программы по развитию личностного потенциала. М.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 228 с.
Иванова, Е. В., Барсукова, Е. М. (2023) 9 шагов соучаствующего проектирования. М.: А-Приор, 40 с.
Иванова, Е. В., Виноградова, И. А., Барсукова, Е. М. (2022) Новая среда: как менять образовательное пространство школ и детских садов. М.: Альпина ПРО, 188 с.
Ле-ван, Т. Н., Филатова, Б., Якшина, А. Н. (2021) Как спроектировать школьный двор: соучаствующее проектирование с детьми и школьным сообществом. Идеи для руководителей. М.: Экон-Информ, 58 с.
Островерх, О. С., Тихомирова, А. В. (2021) Соучастное проектирование образовательного пространства новой школы. Вопросы образования, № 3, с. 260–283. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-260-283
Поливанова, К. Н., Бочавер, А. А. (2022) Возможна ли детская самостоятельность в современной школе? Психологическая наука и образование, т. 27, № 3, с. 6–15. https://doi.org/10.17759/pse.2022270301
Филипова, А. Г. (ред.). (2022) Лестница участия: право детей и подростков на город, в котором они живут. СПб.: Астерион, 176 с.
Ясвин, В. А. (2019) Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование, 448 с.
REFERENCES
Diryugina, E. G., Kateeva, M. I., Rychka, N. E. et al. (2023) Kontseptual’nye osnovy programmy po razvitiyu lichnostnogo potentsiala [Conceptual foundations of the program for personal potential development]. Moscow: Charitable Foundation “Investment to the Future” Publ., 228 p. (In Russian)
Filipova, A. G. (ed.). (2022) Lestnitsa uchastiya: pravo detej i podrostkov na gorod, v kotorom oni zhivut [Ladder of participation: The right of children and adolescents to the city in which they live]. Saint Petersburg: Asterion Publ., 176 p. (In Russian)
Ivanova, E. V., Barsukova, E. M. (2023) 9 shagov souchastvuyushchego proektirovaniya [9 steps of participatory design]. Moscow: A-Prior Publ., 40 p. (In Russian)
Ivanova, E. V., Vinogradova, I. A., Barsukova, E. M. (2022) Novaya sreda: kak menyat’ obrazovatel’noe prostranstvo shkol i detskikh sadov [New environment: How to change the educational space in schools and kindergartens]. Moscow: Alpina PRO Publ., 188 p. (In Russian)
Le-van, T. N., Filatova, B., Yakshina, A. N. (2021) Kak sproektirovat’ shkol’nyj dvor: souchastvuyushchee proektirovanie s det’mi i shkol’nym soobshchestvom. Idei dlya rukovoditelej [How to design a schoolyard: Participatory design with children and the school community. Ideas for leaders]. Moscow: Ekon-Inform Publ., 58 p. (In Russian)
Ostroverkh, O. S., Tikhomirova, A. V. (2021) Souchastnoe proektirovanie obrazovatel’nogo prostranstva novoj shkoly [Participatory design of new school learning environments]. Voprosy obrazovaniya — Educational Studies Moscow, no. 3, pp. 260–283. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-260-283 (In Russian)
Polivanova, K. N., Bochaver, A. A. (2022) Vozmozhna li detskaya samostoyatel’nost’ v sovremennoj shkole? [Is students’ autonomy possible at contemporary school?]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 27, no. 3, pp. 6–15. https://doi.org/10.17759/pse.2022270301 (In Russian)
Yasvin, V. A. (2019) Shkol’naya sreda kak predmet izmereniya: ekspertiza, proektirovanie, upravlenie [The school environment as a subject of measurement: Expertise, design, management]. Moscow: Narodnoe obrazovanie Publ., 448 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Ольга Ивановна Полякова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы предоставляют материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате в любых целях, делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал в любых целях, включая коммерческие.
Данная лицензия сохраняет за автором права на статью, но разрешает другим свободно распространять, использовать и адаптировать работу при обязательном условии указания авторства. Пользователи должны предоставить корректную ссылку на оригинальную публикацию в нашем журнале, указать имена авторов и отметить факт внесения изменений (если таковые были).
Авторские права сохраняются за авторами. Лицензия CC BY 4.0 не передает права третьим лицам, а лишь предоставляет пользователям заранее данное разрешение на использование при соблюдении условия атрибуции. Любое использование будет происходить на условиях этой лицензии. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.





