Инжиниринг или соучаствующее проектирование?

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2025-7-2-85-91

Ключевые слова:

соучаствующее проектирование, инжиниринг атмосферы соучастия, стейкхолдеры, брендинг, образовательная среда

Аннотация

Соучаствующее проектирование как способ организации общественного взаимодействия быстро приобретает известность в России и становится значимым инструментом преобразования школьного пространства, а также форматом создания и развития сплоченного школьного коллектива на базе единых принципов и устремлений. При этом далеко не все заинтересованные стороны образовательной организации готовы объединиться и совместно принять участие в воплощении важных инициатив. Это ведет к взаимному недоверию среди участников учебного процесса. Даже когда детская инициатива начинается с совместного участия, это нередко заканчивается неудачей.

В статье исследуется опыт разработки брендирования школы c использованием практики соучаствующего проектирования со старшеклассниками.

Участникам проекта удалось провести среди всех заинтересованных сторон эмоциональную оценку предметно-пространственной среды школы с использованием методики «Незаконченные предложения», составить свой первый бриф, выявить общее понимание школьного пространства учениками, учителями и родителями, а также сформулировать набор основных ценностей школы.

В статье представлен ряд особенностей проектирования пространственно- семантического и коммуникационно-организационного компонентов образовательной среды. Соучаствующее проектирование подразумевает переход от поступательного восхождения по ступеням вовлеченного проектирования как самоцели к палитре выбора, где дети знают о разноуровневой градации точек роста и выбирают их самостоятельно. В зависимости от обстоятельств / желания соучастие детей, детей и взрослых в преобразовании пространства несет в себе позитивный эффект пробуждает «голос школьника», развивает социальную активность, формирует коммуникативную компетенцию, обеспечивает творческое вдохновение и первые профессиональные пробы.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Виноградова, И. А., Иванова, Е. В., Нестерова, О. В. (2018) Исследование предметно-пространственной среды школы методом семантического дифференциала. Образование и наука, т. 20, № 6, с. 118–138. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-118-138

Санофф, Г. (2015) Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов. Вологда: Проектная группа 8, 170 с.

Ясвин, В. А. (2019) Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование, 448 с.

Hart, R. A. (2008) Stepping back from ‘The ladder’: Reflections on a model of participatory work with children. In: A. Reid, B. B. Jensen, J. Nikel, V. Simovska (eds.). Participation and learning. Perspectives on education and the environment, health and sustainability. Dordrecht: Springer Publ., pp. 19–31. https://doi.org/10.1007/978-1-4020-6416-6_2

REFERENCES

Hart, R. A. (2008) Stepping back from ‘The ladder’: Reflections on a model of participatory work with children. In: A. Reid, B. B. Jensen, J. Nikel, V. Simovska (eds.). Participation and learning. Perspectives on education and the environment, health and sustainability. Dordrecht: Springer Publ., pp. 19–31. https://doi.org/10.1007/978-1-4020-6416-6_2 (In English)

Sanoff, H. (2015) Souchastvuyushchee proektirovanie. Praktiki obshchestvennogo uchastiya v formirovanii sredy bol’shikh i malykh gorodov [Democratic design. Participation case studies in urban and small town environments]. Vologda: Proektnaya gruppa 8 Publ., 170 p. (In Russian)

Vinogradova, I. A., Ivanova, E. V., Nesterova, O. V. (2018) Issledovanie predmetno-prostranstvennoj sredy shkoly metodom semanticheskogo differentsiala [Investigation of the subject-spatial environment of the school by the method of semantic differential]. Obrazovanie i nauka — The Education and Science Journal, vol. 20, no. 6, pp. 118–138. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-118-138 (In Russian)

Yasvin, V. A. (2019) Shkol’naya sreda kak predmet izmereniya: ekspertiza, proektirovanie, upravlenie [School environment as an object of measurement: Examination, design, management]. Moscow: Narodnoe obrazovanie Publ., 448 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

24.09.2025

Выпуск

Раздел

Статьи