Соучаствующее проектирование на этапе предпроектного исследования школы
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2025-7-2-134-146Ключевые слова:
соучаствующее проектирование, образовательное пространство, подростки, проектирование школ, проектная работа, предпроектное архитектурное исследованиеАннотация
В статье анализируется влияние вовлечения подростков в процессы соучаствующего проектирования школьной среды на примере предпроектного исследования строительства нового учебного корпуса школы в Якутске. Включение учащихся в проектирование образовательного пространства обосновано международными правовыми нормами, закрепляющими право детей на участие в решениях, касающихся их жизни.
Актуальность темы обусловлена возрастающим интересом к созданию современных образовательных пространств, отражающих реальные потребности учащихся. Современные исследования подтверждают, что участие подростков в проектировании способствует повышению качества среды, развитию их ответственности, социальной активности и вовлеченности в образовательный процесс. В условиях быстрого изменения образовательных стандартов и методов обучения важно учитывать мнение учащихся, поскольку это способствует формированию пространства, которое оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние подростков.
В теоретической части статьи рассматриваются ключевые подходы к соучаствующему проектированию, включая его влияние на социальное развитие подростков, их гражданскую активность и субъективное восприятие школьной среды. Также анализируется роль образовательного пространства как социального конструкта, формируемого в процессе взаимодействия его пользователей.
Эмпирическая часть статьи основана на данных предпроектного исследования, проведенного в одной из школ Якутска. В исследовании приняли участие основные группы пользователей школьного пространства. Особый акцент сделан на анализ мнений подростков, их восприятия удобства и безопасности школьной территории, а также на выявление их предпочтений в организации пространства.
Результаты показывают, что подростки активно используют неформальные пространства школы, включая недостроенные объекты, тогда как взрослые воспринимают их как небезопасные зоны. Также подростки выражают потребность в местах для общения, уединения и активного досуга, тогда как взрослые акцентируют внимание на функциональности и контролируемости пространства. Анализ выявил, что включение подростков в проектирование позволяет не только учитывать их запросы, но и снижает конфликтность восприятия школьной среды между разными группами пользователей. На основе полученных данных формулируются рекомендации по учету мнения учащихся при проектировании школьной среды, что может способствовать созданию более комфортных и безопасных образовательных пространств для всех участников образовательного процесса.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Конвенция о правах ребенка. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 07.03.2025).
ЛИТЕРАТУРА
Санофф, Г. (2015) Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов. Вологда: Проектная группа 8, 170 с.
Юркевич, А. Ю., Соколова, М. В. (2020) Проектирование соучаствующее с подростками. В кн.: А. Г. Филипова (ред.). География детства: междисциплинарный синтез исследовательских подходов и практик. Тематический словарь-справочник. СПб.: Астерион, с. 160–161.
Berger, P. L., Luckmann, T. (1966) The social construction of reality: A treatise in the sociology of knowledge. New York: Anchor Books Publ., 323 p.
Durkheim, E. (1922) Éducation et sociologie. Paris: Librairie Félix Alcan Publ., 161 p.
Erikson, E. H. (1968) Identity: Youth and crisis. New York: W. W. Norton & Company Publ., 336 p.
Gifford, R. (2007) Environmental psychology: Principles and practice. Colville: Optimal Books Publ., 599 p.
Hart, R. A. (1992) Children’s participation: From tokenism to citizenship. Florence: UNICEF International Child Development Centre Publ., 39 p.
Penuel, W. R., Gallagher, D. J. (2017) Creating research–practice partnerships in education. Cambridge: Harvard Education Press, 256 p.
SOURCES
Konventsiya o pravakh rebenka [Convention on the rights of the child]. (1989) [Online]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (accessed 07.03.2025).
REFERENCES
Berger, P. L., Luckmann, T. (1966) The social construction of reality: A treatise in the sociology of knowledge. New York: Anchor Books Publ., 323 p. (In English)
Durkheim, E. (1922) Éducation et sociologie [Education and sociology]. Paris: Librairie Félix Alcan Publ., 161 p. (In French)
Erikson, E. H. (1968) Identity: Youth and crisis. New York: W. W. Norton & Company Publ., 336 p. (In English)
Gifford, R. (2007) Environmental psychology: Principles and practice. Colville: Optimal Books Publ., 599 p. (In English)
Hart, R. A. (1992) Children’s participation: From tokenism to citizenship. Florence: UNICEF International Child Development Centre Publ., 39 p. (In English)
Penuel, W. R., Gallagher, D. J. (2017) Creating research–practice partnerships in education. Cambridge: Harvard Education Press, 256 p. (In English)
Sanoff, H. (2015) Souchastvuyushchee proektirovanie. Praktiki obshchestvennogo uchastiya v formirovanii sredy bol’shikh i malykh gorodov [Democratic design. Participation case studies in urban and small town environments]. Vologda: Proektnaya gruppa 8 Publ., 170 p. (In Russian)
Yurkevich, A. Yu., Sokolova, M. V. (2020) Proektirovanie souchastvuyushchee s podrostkami [Participative designing with teens]. In: A. G. Filipova (ed.). Geografiya detstva: mezhdistsiplinarnyj sintez issledovatel’skikh podkhodov i praktik. Tematicheskij slovar’-spravochnik [Children’s geographies: Cross-disciplinary synthesis of research approaches and practices. Thematic reference dictionary]. Saint Petersburg: Asterion Publ., pp. 160–161. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Баранова Ирина Игоревна

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы предоставляют материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате в любых целях, делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал в любых целях, включая коммерческие.
Данная лицензия сохраняет за автором права на статью, но разрешает другим свободно распространять, использовать и адаптировать работу при обязательном условии указания авторства. Пользователи должны предоставить корректную ссылку на оригинальную публикацию в нашем журнале, указать имена авторов и отметить факт внесения изменений (если таковые были).
Авторские права сохраняются за авторами. Лицензия CC BY 4.0 не передает права третьим лицам, а лишь предоставляет пользователям заранее данное разрешение на использование при соблюдении условия атрибуции. Любое использование будет происходить на условиях этой лицензии. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.





