Соучаствующее проектирование на этапе предпроектного исследования школы

Авторы

  • Ирина Игоревна Баранова Архитектурное бюро База 14

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2025-7-2-134-146

Ключевые слова:

соучаствующее проектирование, образовательное пространство, подростки, проектирование школ, проектная работа, предпроектное архитектурное исследование

Аннотация

В статье анализируется влияние вовлечения подростков в процессы соучаствующего проектирования школьной среды на примере предпроектного исследования строительства нового учебного корпуса школы в Якутске. Включение учащихся в проектирование образовательного пространства обосновано международными правовыми нормами, закрепляющими право детей на участие в решениях, касающихся их жизни.

Актуальность темы обусловлена возрастающим интересом к созданию современных образовательных пространств, отражающих реальные потребности учащихся. Современные исследования подтверждают, что участие подростков в проектировании способствует повышению качества среды, развитию их ответственности, социальной активности и вовлеченности в образовательный процесс. В условиях быстрого изменения образовательных стандартов и методов обучения важно учитывать мнение учащихся, поскольку это способствует формированию пространства, которое оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние подростков.

В теоретической части статьи рассматриваются ключевые подходы к соучаствующему проектированию, включая его влияние на социальное развитие подростков, их гражданскую активность и субъективное восприятие школьной среды. Также анализируется роль образовательного пространства как социального конструкта, формируемого в процессе взаимодействия его пользователей.

Эмпирическая часть статьи основана на данных предпроектного исследования, проведенного в одной из школ Якутска. В исследовании приняли участие основные группы пользователей школьного пространства. Особый акцент сделан на анализ мнений подростков, их восприятия удобства и безопасности школьной территории, а также на выявление их предпочтений в организации пространства.

Результаты показывают, что подростки активно используют неформальные пространства школы, включая недостроенные объекты, тогда как взрослые воспринимают их как небезопасные зоны. Также подростки выражают потребность в местах для общения, уединения и активного досуга, тогда как взрослые акцентируют внимание на функциональности и контролируемости пространства. Анализ выявил, что включение подростков в проектирование позволяет не только учитывать их запросы, но и снижает конфликтность восприятия школьной среды между разными группами пользователей. На основе полученных данных формулируются рекомендации по учету мнения учащихся при проектировании школьной среды, что может способствовать созданию более комфортных и безопасных образовательных пространств для всех участников образовательного процесса.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Конвенция о правах ребенка. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 07.03.2025).

ЛИТЕРАТУРА

Санофф, Г. (2015) Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов. Вологда: Проектная группа 8, 170 с.

Юркевич, А. Ю., Соколова, М. В. (2020) Проектирование соучаствующее с подростками. В кн.: А. Г. Филипова (ред.). География детства: междисциплинарный синтез исследовательских подходов и практик. Тематический словарь-справочник. СПб.: Астерион, с. 160–161.

Berger, P. L., Luckmann, T. (1966) The social construction of reality: A treatise in the sociology of knowledge. New York: Anchor Books Publ., 323 p.

Durkheim, E. (1922) Éducation et sociologie. Paris: Librairie Félix Alcan Publ., 161 p.

Erikson, E. H. (1968) Identity: Youth and crisis. New York: W. W. Norton & Company Publ., 336 p.

Gifford, R. (2007) Environmental psychology: Principles and practice. Colville: Optimal Books Publ., 599 p.

Hart, R. A. (1992) Children’s participation: From tokenism to citizenship. Florence: UNICEF International Child Development Centre Publ., 39 p.

Penuel, W. R., Gallagher, D. J. (2017) Creating research–practice partnerships in education. Cambridge: Harvard Education Press, 256 p.

SOURCES

Konventsiya o pravakh rebenka [Convention on the rights of the child]. (1989) [Online]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (accessed 07.03.2025).

REFERENCES

Berger, P. L., Luckmann, T. (1966) The social construction of reality: A treatise in the sociology of knowledge. New York: Anchor Books Publ., 323 p. (In English)

Durkheim, E. (1922) Éducation et sociologie [Education and sociology]. Paris: Librairie Félix Alcan Publ., 161 p. (In French)

Erikson, E. H. (1968) Identity: Youth and crisis. New York: W. W. Norton & Company Publ., 336 p. (In English)

Gifford, R. (2007) Environmental psychology: Principles and practice. Colville: Optimal Books Publ., 599 p. (In English)

Hart, R. A. (1992) Children’s participation: From tokenism to citizenship. Florence: UNICEF International Child Development Centre Publ., 39 p. (In English)

Penuel, W. R., Gallagher, D. J. (2017) Creating research–practice partnerships in education. Cambridge: Harvard Education Press, 256 p. (In English)

Sanoff, H. (2015) Souchastvuyushchee proektirovanie. Praktiki obshchestvennogo uchastiya v formirovanii sredy bol’shikh i malykh gorodov [Democratic design. Participation case studies in urban and small town environments]. Vologda: Proektnaya gruppa 8 Publ., 170 p. (In Russian)

Yurkevich, A. Yu., Sokolova, M. V. (2020) Proektirovanie souchastvuyushchee s podrostkami [Participative designing with teens]. In: A. G. Filipova (ed.). Geografiya detstva: mezhdistsiplinarnyj sintez issledovatel’skikh podkhodov i praktik. Tematicheskij slovar’-spravochnik [Children’s geographies: Cross-disciplinary synthesis of research approaches and practices. Thematic reference dictionary]. Saint Petersburg: Asterion Publ., pp. 160–161. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

24.09.2025

Выпуск

Раздел

Статьи