Подростки в городе: рефлексия участников образовательных событий программы «МЕСТО:»
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2025-7-2-92-99Ключевые слова:
подростки, город, партисипаторные практики, тактический урбанизм, участиеАннотация
Исследование посвящено анализу рефлексии участников образовательных событий программы «МЕСТО:» о результатах их вовлеченности в архитектурные лаборатории и инициативы. В опросе приняли участие 25 респондентов в возрасте от 11 до 26 лет, проходивших образовательные программы в Суздале, Костроме и на острове Вертолетный в Республике Татарстан. В ходе исследования были проведены очные интервью, фиксирующие восприятие подростками и молодыми взрослыми таких аспектов, как социально значимое поведение, гражданская активность, профессиональное самоопределение и взаимодействие с городским пространством.
Результаты анализа интервью показывают, что для большинства участников события программы стали первым опытом практического преобразования общественного пространства, повлиявшим на их самоопределение и уверенность в своих силах. В частности, в Костроме подростки подчеркнули важность приобретения практических навыков, возможности самостоятельного проектирования и строительства, а также ценность учета их мнения в процессе принятия решений. В Суздале информанты акцентировали внимание на социальной значимости проекта и реляционном характере пространства, формируемого через взаимодействие участников. На острове Вертолетный фестиваль «Море за поворотом» способствовал профессиональному самоопределению участников, позволяя им осознать специфику архитектурной профессии в практическом контексте.
Исследование выявило, что образовательные события программы «МЕСТО:» способствуют формированию гражданской позиции, развитию коллективной ответственности и укреплению связи между молодежью и городом. Полученные результаты позволяют глубже понять влияние подобных инициатив на самоопределение подростков и молодых взрослых, а также механизмы формирования их социальной и профессиональной идентичности.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Омельченко, Е. Л. (сост.). Молодежь в городе: культуры, сцены и солидарности. М.: Изд-во Высшей школы экономики, 504 с.
Филипова, А. Г. (ред.). (2022) Лестница участия: право детей и подростков на город, в котором они живут. СПб.: Астерион, 176 с.
Харви, Д. (2008) Право на город. Логос, № 3 (66), с. 80–94.
Barber, T. (2009) Participation, citizenship, and well-being: Engaging with young people, making a difference. YOUNG, vol. 17, no. 1, рр. 25–40. https://doi.org/10.1177/110330880801700103
Gibbons, M., Limoges, C., Nowotny, H. et al. (1994) The new production of knowledge: The dynamics of science and research in contemporary societies. London; Thousand Oaks; New Delhi: SAGE Publ., 191 p.
Hart, R. A. (2008) Stepping back from ‘The ladder’: Reflections on a model of participatory work with children. In: A. Reid, B. B. Jensen, J. Nikel, V. Simovska (eds.). Participation and learning. Perspectives on education and the environment, health and sustainability. Dordrecht: Springer Publ., pp. 19–31. https://doi.org/10.1007/978-1-4020-6416-6_2
Lefebvre, H. (1996) Writing on cities. Oxford: Blackwell Publ., 250 p.
Percy-Smith, B., Thomas, N. (eds.). (2010) A handbook of children and young people’s participation: Perspectives from theory and practice. London; New York: Routledge Publ., 378 p.
Sherry, R. A. (1969) A ladder of citizen participation. Journal of the American Institute of Planners, vol. 35, no. 4, pp. 216–224. https://doi.org/10.1080/01944366908977225
Walther, A., Batsleer, J., Loncle, P., Pohl, A. (eds.). (2019) Young people and the struggle for participation: Contested practices, power and pedagogies in public spaces. London: Routledge Publ., 238 p. https://doi.org/10.4324/9780429432095
REFERENCES
Barber, T. (2009) Participation, citizenship, and well-being: Engaging with young people, making a difference. YOUNG, vol. 17, no. 1, рр. 25–40. https://doi.org/10.1177/110330880801700103 (In English)
Filipova, A. G. (ed.). (2022) Lestnitsa uchastiya: pravo detej i podrostkov na gorod, v kotorom oni zhivut [Ladder of participation: The right of children and adolescents to the city in which they live]. Saint Petersburg: Asterion Publ., 176 p. (In Russian)
Gibbons, M., Limoges, C., Nowotny, H. et al. (1994) The new production of knowledge: The dynamics of science and research in contemporary societies. London; Thousand Oaks; New Delhi: SAGE Publ., 191 p. (In English)
Hart, R. A. (2008) Stepping back from ‘The ladder’: Reflections on a model of participatory work with children. In: A. Reid, B. B. Jensen, J. Nikel, V. Simovska (eds.). Participation and learning. Perspectives on education and the environment, health and sustainability. Dordrecht: Springer Publ., pp. 19–31. https://doi.org/10.1007/978-1-4020-6416-6_2 (In English)
Harvey, D. (2008) Pravo na gorod [The right to the city]. Logos, no. 3 (66), pp. 80–94. (In Russian)
Lefebvre, H. (1996) Writing on cities. Oxford: Blackwell Publ., 250 p. (In English)
Omelchenko, E. L. (comp.). (2020) Molodezh’ v gorode. Kul’tury, stseny i solidarnosti [Youth in the city. Cultures, scenes and solidarities]. Moscow: Higher School of Economics Publ., 504 p. (In Russian)
Percy-Smith, B., Thomas, N. (eds.). (2010) A handbook of children and young people’s participation: Perspectives from theory and practice. London; New York: Routledge Publ., 378 p. (In English)
Sherry, R. A. (1969) A ladder of citizen participation. Journal of the American Institute of Planners, vol. 35, no. 4, pp. 216–224. https://doi.org/10.1080/01944366908977225 (In English)
Walther, A., Batsleer, J., Loncle, P., Pohl, A. (eds.). (2019) Young people and the struggle for participation: Contested practices, power and pedagogies in public spaces. London: Routledge Publ., 238 p. https://doi.org/10.4324/9780429432095 (In English)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Ольга Алексеевна Рокаль

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы предоставляют материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате в любых целях, делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал в любых целях, включая коммерческие.
Данная лицензия сохраняет за автором права на статью, но разрешает другим свободно распространять, использовать и адаптировать работу при обязательном условии указания авторства. Пользователи должны предоставить корректную ссылку на оригинальную публикацию в нашем журнале, указать имена авторов и отметить факт внесения изменений (если таковые были).
Авторские права сохраняются за авторами. Лицензия CC BY 4.0 не передает права третьим лицам, а лишь предоставляет пользователям заранее данное разрешение на использование при соблюдении условия атрибуции. Любое использование будет происходить на условиях этой лицензии. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.





