Подростки в городе: рефлексия участников образовательных событий программы «МЕСТО:»

Авторы

  • Ольга Алексеевна Рокаль Архитектурное бюро UTRO

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2025-7-2-92-99

Ключевые слова:

подростки, город, партисипаторные практики, тактический урбанизм, участие

Аннотация

Исследование посвящено анализу рефлексии участников образовательных событий программы «МЕСТО:» о результатах их вовлеченности в архитектурные лаборатории и инициативы. В опросе приняли участие 25 респондентов в возрасте от 11 до 26 лет, проходивших образовательные программы в Суздале, Костроме и на острове Вертолетный в Республике Татарстан. В ходе исследования были проведены очные интервью, фиксирующие восприятие подростками и молодыми взрослыми таких аспектов, как социально значимое поведение, гражданская активность, профессиональное самоопределение и взаимодействие с городским пространством.

Результаты анализа интервью показывают, что для большинства участников события программы стали первым опытом практического преобразования общественного пространства, повлиявшим на их самоопределение и уверенность в своих силах. В частности, в Костроме подростки подчеркнули важность приобретения практических навыков, возможности самостоятельного проектирования и строительства, а также ценность учета их мнения в процессе принятия решений. В Суздале информанты акцентировали внимание на социальной значимости проекта и реляционном характере пространства, формируемого через взаимодействие участников. На острове Вертолетный фестиваль «Море за поворотом» способствовал профессиональному самоопределению участников, позволяя им осознать специфику архитектурной профессии в практическом контексте.

Исследование выявило, что образовательные события программы «МЕСТО:» способствуют формированию гражданской позиции, развитию коллективной ответственности и укреплению связи между молодежью и городом. Полученные результаты позволяют глубже понять влияние подобных инициатив на самоопределение подростков и молодых взрослых, а также механизмы формирования их социальной и профессиональной идентичности.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Омельченко, Е. Л. (сост.). Молодежь в городе: культуры, сцены и солидарности. М.: Изд-во Высшей школы экономики, 504 с.

Филипова, А. Г. (ред.). (2022) Лестница участия: право детей и подростков на город, в котором они живут. СПб.: Астерион, 176 с.

Харви, Д. (2008) Право на город. Логос, № 3 (66), с. 80–94.

Barber, T. (2009) Participation, citizenship, and well-being: Engaging with young people, making a difference. YOUNG, vol. 17, no. 1, рр. 25–40. https://doi.org/10.1177/110330880801700103

Gibbons, M., Limoges, C., Nowotny, H. et al. (1994) The new production of knowledge: The dynamics of science and research in contemporary societies. London; Thousand Oaks; New Delhi: SAGE Publ., 191 p.

Hart, R. A. (2008) Stepping back from ‘The ladder’: Reflections on a model of participatory work with children. In: A. Reid, B. B. Jensen, J. Nikel, V. Simovska (eds.). Participation and learning. Perspectives on education and the environment, health and sustainability. Dordrecht: Springer Publ., pp. 19–31. https://doi.org/10.1007/978-1-4020-6416-6_2

Lefebvre, H. (1996) Writing on cities. Oxford: Blackwell Publ., 250 p.

Percy-Smith, B., Thomas, N. (eds.). (2010) A handbook of children and young people’s participation: Perspectives from theory and practice. London; New York: Routledge Publ., 378 p.

Sherry, R. A. (1969) A ladder of citizen participation. Journal of the American Institute of Planners, vol. 35, no. 4, pp. 216–224. https://doi.org/10.1080/01944366908977225

Walther, A., Batsleer, J., Loncle, P., Pohl, A. (eds.). (2019) Young people and the struggle for participation: Contested practices, power and pedagogies in public spaces. London: Routledge Publ., 238 p. https://doi.org/10.4324/9780429432095

REFERENCES

Barber, T. (2009) Participation, citizenship, and well-being: Engaging with young people, making a difference. YOUNG, vol. 17, no. 1, рр. 25–40. https://doi.org/10.1177/110330880801700103 (In English)

Filipova, A. G. (ed.). (2022) Lestnitsa uchastiya: pravo detej i podrostkov na gorod, v kotorom oni zhivut [Ladder of participation: The right of children and adolescents to the city in which they live]. Saint Petersburg: Asterion Publ., 176 p. (In Russian)

Gibbons, M., Limoges, C., Nowotny, H. et al. (1994) The new production of knowledge: The dynamics of science and research in contemporary societies. London; Thousand Oaks; New Delhi: SAGE Publ., 191 p. (In English)

Hart, R. A. (2008) Stepping back from ‘The ladder’: Reflections on a model of participatory work with children. In: A. Reid, B. B. Jensen, J. Nikel, V. Simovska (eds.). Participation and learning. Perspectives on education and the environment, health and sustainability. Dordrecht: Springer Publ., pp. 19–31. https://doi.org/10.1007/978-1-4020-6416-6_2 (In English)

Harvey, D. (2008) Pravo na gorod [The right to the city]. Logos, no. 3 (66), pp. 80–94. (In Russian)

Lefebvre, H. (1996) Writing on cities. Oxford: Blackwell Publ., 250 p. (In English)

Omelchenko, E. L. (comp.). (2020) Molodezh’ v gorode. Kul’tury, stseny i solidarnosti [Youth in the city. Cultures, scenes and solidarities]. Moscow: Higher School of Economics Publ., 504 p. (In Russian)

Percy-Smith, B., Thomas, N. (eds.). (2010) A handbook of children and young people’s participation: Perspectives from theory and practice. London; New York: Routledge Publ., 378 p. (In English)

Sherry, R. A. (1969) A ladder of citizen participation. Journal of the American Institute of Planners, vol. 35, no. 4, pp. 216–224. https://doi.org/10.1080/01944366908977225 (In English)

Walther, A., Batsleer, J., Loncle, P., Pohl, A. (eds.). (2019) Young people and the struggle for participation: Contested practices, power and pedagogies in public spaces. London: Routledge Publ., 238 p. https://doi.org/10.4324/9780429432095 (In English)

Загрузки

Опубликован

24.09.2025

Выпуск

Раздел

Статьи