Психологические ресурсы соучаствующего проектирования школьных пространств: развитие, сотрудничество, самореализация
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2025-7-2-72-84Ключевые слова:
психологические ресурсы, социальное взаимодействие, совместная деятельность, соучаствующее проектирование, подросток- взрослый, развитие личности, профессиональное самоопределение, школьный двор, конструирование пространстваАннотация
Пространство образовательной среды составляют физические объекты, архитектура школьного здания и школьного двора, размер и функционал помещений в здании школы.
Важным аспектом создания комфортной и дружественной школьной среды становится участие самих подростков в ее проектировании.
Предметом исследования были психологические ресурсы взаимодействия детей и взрослых, а также направления личностного развития подростков — участников проекта «Город для меня — 2024». Проект был реализован Автономной некоммерческой организацией «Город для меня» в рамках фестиваля Москомархитектуры «Открытый город», где подростки проектировали объекты для школьной и городской территории. Проект реализован в формате соучаствующего проектирования, совместной деятельности детей, родителей, педагогов, исследователей и практиков соучаствующего проектирования под руководством архитекторов.
В исследовании психологические ресурсы понимаются как потенциал, который раскрывается посредством совместной деятельности взрослого и подростка (соучаствующего проектирования), развертывающейся в условиях достижения общей цели — преобразования школьного пространства.
Для целей исследования методом онлайн-фокус-группы были собраны материалы; участники — учащиеся 8–10 классов из разных школ (пять человек: два мальчика и три девочки), которые принимали участие в проекте «Город для меня». Вопросы топик-гайда актуализировали рефлексию процесса участия в проекте, анализ результатов проводился методом тематического анализа.
Анализ данных показал, что совместные проекты, объединяющие взрослых и подростков, оказываются не только эффективным инструментом проектирования школьных пространств, но и важным фактором личностного, социального и профессионального становления подростков.
Для подростков ценно, что взрослые, обладая знаниями и опытом, помогают организовать продуктивный процесс, задают эталоны успешной профессиональной реализации, показывают примеры взаимодействия в конкретных практиках.
Рефлексия проекта подростками показала, что взаимодействие происходило в разных направлениях: новые знания и навыки, расширение круга общения, актуализация творческой самореализации, осознание важности реконструирования общественного пространства, профессиональное самоопределение. Получили развитие такие психологические механизмы, как эмпатия, идентификация, необходимые для построения эффективного межличностного общения.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Большой толковый словарь русского языка. (2025) Грамота.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://gramota.ru/biblioteka/slovari/bolshoj-tolkovyj-slovar (дата обращения 16.05.2025).
Город для меня — Москва. (2025) [Электронный ресурс]. URL: https://городдляменя.рф/moscow (дата обращения 09.03.2025).
«То самое место». Как создать удобное общественное пространство для подростков. (2023) Сноб. [Электронный ресурс]. URL: https://snob.ru/society/to-samoe-mesto-kak-sozdat-udobnoe-obshestvennoe-prostranstvo-dlya-podrostkov/?ysclid=m8x23bdx7f211346168 (дата обращения 15.03.2025).
Толковый словарь Ожегова. (2025) Gufo.me. [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/ozhegov/ (дата обращения 16.05.2025).
ЛИТЕРАТУРА
Андреева, Г. М. (2008) Социальная психология. 5-е изд. М.: Аспект Пресс, 363 с.
Андреева, Г. М., Яноушек, Я. (ред.). (1987) Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 302 с.
Баранова, В. А. (2024) Место для подростка: потребности подростка и городская среда. Новые психологические исследования, т. 4, № 2, с. 217–221. https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2024_04_02_13
Баранова, В. А., Репринцева, Г. И. (2012) Повышение компетентности родителей в социальном воспитании подростков и гармонизации внутрисемейных отношений. М.: Институт социальной педагогики Российской академии образования, 97 с.
Богомаз, С. А., Литвина, С. А., Неяскина, Ю. Ю., Рассказова, Е. И. (2015) Особенности восприятия городской среды в Москве, Томске и Петропавловске-Камчатском. В кн.: Д. Б. Богоявленская (ред.). От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете. Сборник материалов юбилейной конференции: в 5 т. Т. 3. М.: Когито-Центр, с. 120–122.
Донцов, А. И., Дубовская, Е. М., Улановская, И. М. (1998) Разработка критериев анализа совместной деятельности. Вопросы психологии, № 2, с. 61–71.
Ермолаева, М. В. (2023) Надежда как ресурс совладания с жизненным вызовом неопределенности. Актуальные проблемы психологического знания, № 2 (63), с. 8–20.
Журавлев, А. Л. (2005) Психология совместной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 640 с.
Иваницкий, А. В. (2015) Психологический ресурс как интегральная характеристика личности. Современные проблемы науки и образования, № 2-3. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23894 (дата обращения 31.05.2025).
Козимирова, Г. М. (2016) Основные направления исследования совместной деятельности в отечественной психологии. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, № 3 (39), с. 210–215. [Электронный ресурс]. URL: http://scientific-notes.ru/magazine/archive/number/44 (дата обращения 29.05.2025).
Куликов, Л. В. (сост.). (2009) Психология личности в трудах отечественных психологов. 2-е изд. М.: Питер, 460 с.
Марцинковская, Т. Д. (ред.). (2001) Психология развития. М.: Академия, 349 с.
Одинцова, М. А., Лубовский, Д. В., Кузьмина, Е. И. (2023) Психологические ресурсы личности при переживании жизненных ситуаций разной степени неопределенности. Социальная психология и общество, т. 14, № 4, с. 156–177. https://doi.org/10.17759/sps.2023140410
Петровский, А. В. (ред.). (1979) Психологическая теория коллектива. М.: Педагогика, 240 с.
Савина, О. О., Баранова, В. А. (2020) Особенности восприятия родного города у подростков-москвичей. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, т. 9, № 2А, с. 149–156.
Скрыпникова, Е. М. (2020) Школа как место для детей. В кн.: А. Г. Филипова (ред.). География детства: междисциплинарный синтез исследовательских подходов и практик. СПб.: Астерион, с. 129–130.
Татарко, А. Н. (2014) Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе. М.: Институт психологии РАН, 384 с.
Черемухин, Ю. М. (2019) О содержательной сущности психологических ресурсов личности на примере курсантов военного училища. Мир науки. Педагогика и психология, т. 7, № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/37PSMN619.pdf (дата обращения 12.05.2025).
Шипова, Н. С., Севастьянова, У. Ю. (2020) Понятие ресурса в психологии: определение и ассоциативные связи. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, т. 26, № 4, с. 105–110.
Leontiev, D., Mospan, A., Osin, E. (2022) Positive personality resources as buffers against psychological reactions to uncertainty. Current Psychology, vol. 43, no. 16, pp. 14839–14850. https://doi.org/10.1007/s12144-022-03879-1
Sassenberg, K., Scholl, A. (2019) Linking regulatory focus and threat-challenge: Transitions between and outcomes of four motivational states. European Review of Social Psychology, vol. 30, no. 1, pp. 174–215. https://doi.org/10.1080/10463283.2019.1647507
Sullivan, K. J. (2002) Catching the age wave: Building schools with senior citizens in mind. Washington: National Clearinghouse for Educational Facilities Publ., 14 р.
SOURCES
Bol’shoj tolkovyj slovar’ russkogo yazyka [Comprehensive Explanatory Dictionary of the Russian language]. (2025) Gramota.ru. [Online]. Available at: https://gramota.ru/biblioteka/slovari/bolshoj-tolkovyj-slovar (accessed 16.05.2025). (In Russian)
Gorod dlya menya — Moskva [The city for me — Moscow]. (2025) [Online]. Available at: https://городдляменя.рф/moscow (accessed 09.03.2025). (In Russian)
“To samoe mesto”. Kak sozdat’ udobnoe obshchestvennoe prostranstvo dlya podrostkov [That very place: How to create a comfortable public space for teenagers]. (2023) Snob. [Online]. Available at: https://snob.ru/society/to-samoe-mesto-kak-sozdat-udobnoe-obshestvennoe-prostranstvo-dlya-podrostkov/?ysclid=m8x23bdx 7f211346168 (accessed 15.03.2025). (In Russian)
Tolkovyj slovar’ Ozhegova [Ozhegov’s Explanatory Dictionary]. (2025) Gufo.me. [Online]. Available at: https://gufo.me/dict/ozhegov/ (accessed 16.05.2025). (In Russian)
REFERENCES
Andreeva, G. M. (2008) Sotsial’naya psikhologiya [Social psychology]. 5th ed. Moscow: Aspect Press Publ., 363 p. (In Russian)
Andreeva, G. M., Yanoushek, Ya. (1987) Obshchenie i optimizatsiya sovmestnoj deyatel’nosti [Communication and optimization of joint activity]. Moscow: Lomonosov Moscow State University Publ., 302 p. (In Russian)
Baranova, V. A. (2024) Mesto dlya podrostka: potrebnosti podrostka i gorodskaya sreda [A place for a teenager: The needs of a teenager and the urban environment]. Novye psikhologicheskie issledovaniya — New Psychological Research, vol. 4, no. 2, pp. 217–221. https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2024_04_02_13 (In Russian)
Baranova, V. A., Reprintseva, G. I. (2012) Povyshenie kompetentnosti roditelej v sotsial’nom vospitanii podrostkov i garmonizatsii vnutrisemejnykh otnoshenij [Enhancing parents’ competence in social upbringing of adolescents and harmonization of family relations]. Moscow: Institute of Social Pedagogy of the Russian Academy of Education Publ., 97 p. (In Russian)
Bogomaz, S. A., Litvina, S. A., Neyaskina, Yu. Yu., Rasskazova, E. I. (2015) Osobennosti vospriyatiya gorodskoj sredy v Moskve, Tomske i Petropavlovske-Kamchatskom [Features of perception of the urban environment in Moscow, Tomsk, and Petropavlovsk-Kamchatsky]. In: D. B. Bogoyavlenskaya (ed.). Ot istokov k sovremennosti: 130 let organizatsii Psikhologicheskogo obshchestva pri Moskovskom universitete. Sbornik materialov yubilejnoj konferentsii: v 5 t. T. 3 [From origins to modern times: 130 years of organizing the psychological society at Moscow University. Collection of materials of the anniversary conference: In 5 vols. Vol. 3]. Moscow: Cogito-Centre Publ., pp. 120–122. (In Russian)
Cheremukhin, Yu. M. (2019) O soderzhatel’noj sushchnosti psikhologicheskikh resursov lichnosti na primere kursantov voennogo uchilishcha [About the content entity psychological resources of an individual on the example of cadets of a military school]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya — World of Science. Pedagogy and Psychology, vol. 7, no. 6. [Online]. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/37PSMN619.pdf (accessed 12.05.2025). (In Russian)
Dontsov, A. I., Dubovskaya, E. M., Ulanovskaya, I. M. (1998) Razrabotka kriteriev analiza sovmestnoj deyatel’nosti [Development of criteria for the analysis of cooperative activity]. Voprosy psikhologii, no. 2, pp. 61–71. (In Russian)
Ermolaeva, M. V. (2023) Nadezhda kak resurs sovladaniya s zhiznennym vyzovom neopredelennosti [Hope as a resource for coping with the life challenge of uncertainty]. Aktual’nye problemy psikhologicheskogo znaniya — Actual Problems of Psychological Knowledge, no. 2 (63), pp. 8–20. (In Russian)
Ivanitskiy, A. V. (2015) Psikhologicheskij resurs kak integral’naya kharakteristika lichnosti [Psychological resource as an integral characteristic of personality]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya — Modern Problems of Science and Education, no. 2-3. [Online]. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23894 (accessed 31.05.2025).
Kozimirova, G. M. (2016) Osnovnye napravleniya issledovaniya sovmestnoj deyatel’nosti v otechestvennoj psikhologii [Key trends in the study of joint activity in Russian psychology]. Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 3 (39), pp. 210–215. [Online]. Available at: http://scientific-notes.ru/magazine/archive/number/44 (accessed 29.05.2025). (In Russian)
Kulikov, L. V. (comp.). (2009) Psikhologiya lichnosti v trudakh otechestvennykh psikhologov [Personality psychology in works of Russian psychologists]. 2nd ed. Moscow: Piter Publ., 460 p. (In Russian)
Leontiev, D., Mospan, A., Osin, E. (2022) Positive personality resources as buffers against psychological reactions to uncertainty. Current Psychology, vol. 43, no. 16, pp. 14839–14850. https://doi.org/10.1007/s12144-022-03879-1 (In English)
Martsinkovskaya, T. D. (ed.). (2001) Psikhologiya razvitiya [Developmental psychology]. Moscow: Akademiya Publ., 349 p. (In Russian)
Odintsova, M. A., Lubovsky, D. V., Kuzmina, E. I. (2023) Psikhologicheskie resursy lichnosti pri perezhivanii zhiznennykh situatsij raznoj stepeni neopredelennosti [Psychological resources of the individual when living life situations of varying degrees of uncertainty]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo — Social Psychology and Society, vol. 14, no. 4, pp. 156–177. https://doi.org/10.17759/sps.2023140410 (In Russian)
Petrovsky, A. V. (ed.). (1979) Psikhologicheskaya teoriya kollektiva [Psychological theory of the collective]. Moscow: Pedagogika Publ., 240 p. (In Russian)
Sassenberg, K., Scholl, A. (2019) Linking regulatory focus and threat-challenge: Transitions between and outcomes of four motivational states. European Review of Social Psychology, vol. 30, no. 1, pp. 174–215. https://doi.org/10.1080/10463283.2019.1647507 (In Russian)
Savina, O. O., Baranova, V. A. (2020) Osobennosti vospriyatiya rodnogo goroda u podrostkov-moskvichej [The specifics of the perception of the hometown among teenage Muscovites]. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya — Psychology. Historical-Critical Reviews and Current Researches, vol. 9, no. 2A, pp. 149–156. (In Russian)
Shipova, N. S., Sevast’yanova, U. Yu. (2020) Ponyatie resursa v psikhologii: opredelenie i assotsiativnye svyazi [The concept of a resource in psychology — definition and associative links]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika — Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, vol. 26, no. 4, pp. 105–110. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-105-110 (In Russian)
Skrypnikova, E. M. (2020) Shkola kak mesto dlya detej [School as a place for children]. In: A. G. Filipova (ed.). Geografiya detstva: mezhdistsiplinarnyj sintez issledovatel’skikh podkhodov i praktik [Geography of childhood: Interdisciplinary synthesis of research approaches and practices]. Saint Petersburg: Asterion Publ., pp. 129–130. (In Russian)
Sullivan, K. J. (2002) Catching the age wave: Building schools with senior citizens in mind. Washington: National Clearinghouse for Educational Facilities Publ., 14 р. (In English)
Tatarko, A. N. (2014) Sotsial’no-psikhologicheskij kapital lichnosti v polikul’turnom obshchestve [Socio-psychological capital of a person in a multicultural society]. Moscow: Institute of Psychology RAS Publ., 384 p. (In Russian)
Zhuravlev, A. L. (2005) Psikhologiya sovmestnoj deyatel’nosti [Psychology of joint activity]. Moscow: Institute of Psychology RAS Publ., 640 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Виктория Анатольевна Баранова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы предоставляют материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате в любых целях, делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал в любых целях, включая коммерческие.
Данная лицензия сохраняет за автором права на статью, но разрешает другим свободно распространять, использовать и адаптировать работу при обязательном условии указания авторства. Пользователи должны предоставить корректную ссылку на оригинальную публикацию в нашем журнале, указать имена авторов и отметить факт внесения изменений (если таковые были).
Авторские права сохраняются за авторами. Лицензия CC BY 4.0 не передает права третьим лицам, а лишь предоставляет пользователям заранее данное разрешение на использование при соблюдении условия атрибуции. Любое использование будет происходить на условиях этой лицензии. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.





