Связь характеристик рабочей памяти и тормозного контроля с особенностью ближайшего окружения дошкольника и его включенностью в физическую активность

Авторы

  • Елена Ивановна Николаева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-8363-8496
  • Анастасия Артемовна Исайко Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Анастасия Сергеевна Федорук Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-2-107-113

Ключевые слова:

тормозные процессы, рабочая память, интерференция, дошкольники, семья, семейная обстановка, физическая активность

Аннотация

Существует противоречивое представление о влиянии семейных обстоятельств на уровень сформированности исполнительных функций. Это и обусловило цель исследования: выявить роль социальных и демографических факторов в формировании уровня рабочей памяти и тормозного контроля в дошкольном возрасте. Поскольку именно семья в дошкольном возрасте контролирует физическую активность малыша, было оценено влияние на параметры исполнительных функций физической нагрузки, связанной с посещением спортивных секций.

В исследовании участвовали 77 дошкольников, посещающих детские сады Санкт-Петербурга, в возрасте 5–7 лет (среднее 5,6 ± 0,5 лет), из них девочек 55 %.

Для оценки объема и интерференции в рабочей памяти использовали компьютеризированную методику запоминания зрительно предъявленных стимулов (О. М. Разумникова), а для оценки тормозного контроля оценивались простая и сложная сенсомоторная реакция (Е. Г. Вергунов, Е. И. Николаева). Для оценки благополучия ребенка в семье использовали рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» в модификации, предложенной Р. Бернсом и С. Кауфманом. С помощью регрессионного анализа выяснилось, что из всех факторов, включенных в обстоятельства семьи, только порядок рождения влияет на объем рабочей памяти и число ошибок в простой сенсомоторной реакции. Занятия в спортивных секциях влияют на объем рабочей памяти при первом предъявлении стимулов: дети, занимающиеся в спортивных секциях, сразу включаются в работу по запоминанию, у них большой объем памяти при первом предъявлении и больше забывание, обусловленное запоминанием (проективная интерференция со стороны первого запоминания). Влияние семейных обстоятельств не выявлено.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Белолуцкая, А. К., Веракса, А. Н., Алмазова, О. В. и др. (2018) Связь характеристик образовательной среды детского сада и уровня развития регуляторных функций дошкольников. Психологическая наука и образование, т. 23, № 6, с. 85–96. DOI: 10.17759/pse.2018230608

Беляускайте, Р. Ф. (2003) Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. В кн.: Г. В. Бурменская (ред.). Психологическое обследование детей дошкольного — младшего школьного возраста: Тексты и методические материалы. М.: Психология, с. 220–231.

Бернс, Р. С. Кауфман, С. Х. (2000) Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М.: Смысл, 160 с.

Вергунов, Е. Г., Николаева, Е. И. (2009) Опыт применения методов визуализации в качественном анализе результатов тайм-теста. Мир науки, культуры, образования, № 7-2 (19), с. 128–131.

Николаева, Е. И. (2017) Психология семьи. 2-е изд. СПб.: Питер, 366 с.

Николаева, Е. И., Вергунов, Е. Г. (2017) Что такое “executive functions” и их развитие в онтогенезе. Теоретическая и экспериментальная психология, т. 10, № 2, с. 62–81.

Николаева, Е. И., Гончаров, Д. А., Борисенкова, Е. Ю. (2017) Связь интеллекта ребенка школьного возраста с возрастом и уровнем образования родителей при его рождении. Вестник психофизиологии, № 3, с. 51–55.

Разумникова, О. М., Николаева, Е. И. (2019) Возрастные особенности тормозного контроля и проактивная интерференция при запоминании зрительной информации. Вопросы психологии, № 2, с. 124–132.

Разумникова, О. М., Савиных, М. А. (2016) Программный комплекс для определения систем характеристик зрительно-пространственной памяти. Авторское свидетельство 2016617675. Дата регистрации 12.07.2016. Выдано Роспатентом.

Atkinson, A. L., Waterman, A. H., Allen, R. J. (2019) Can children prioritize more valuable information in working memory? An exploration into the effects of motivation and memory load. Developmental Psychology, vol. 55, no. 5, pp. 967–980. DOI: 10.1037/dev0000692

Bathelt, J., Gathercole, S. E., Johnson, A., Astle, D. E. (2018) Differences in brain morphology and working memory capacity across childhood. Developmental Science, vol. 21, no. 3, article e12579. DOI: 10.1111/desc.12579

Chamandar, F., Jabbari, S., Poorghorban, M. et al. (2019) Mathematics performance of the students in primary school: Comparison of working memory capacity and inhibition. Journal of Education and Learning, vol. 8, no. 3, pp. 242–250. DOI: 10.5539/jel.v8n3p242

Cowan, N., Li, Y., Glass, B. A., Scott, S. J. (2018) Development of the ability to combine visual and acoustic information in working memory. Developmental Science, vol. 21, no. 5, article e12635. PMID: 29119661. DOI: 10.1111/ desc.12635

Ekerim, M., Selcuk, B. (2018) Longitudinal predictors of vocabulary knowledge in Turkish children: The role of maternal warmth, inductive reasoning, and children’s inhibitory control. Early Education and Development, vol. 29, no. 3, pp. 324–341. DOI: 10.1080/10409289.2017.1407607

Gunzenhauser, C., Saalbach, H., von Suchodoletz, A. (2017) Boys have not caught up, family influences still continue: Influences on executive functioning and behavioral self-regulation in elementary students in Germany. PsyCh Journal, vol. 6, no. 3, pp. 205–218. DOI: 10.1002/pchj.180

Peng, P., Fuchs, D. (2016) A meta-analysis of working memory deficits in children with learning difficulties: Is there a difference between verbal domain and numerical domain? Journal of Learning Disabilities, vol. 49, no. 1, pp. 3–20. PMID: 24548914. DOI: 10.1177/0022219414521667

Roell, M., Viarouge, A., Houdé, O., Borst, G. (2017) Inhibitory control and decimal number comparison in school-aged children. PLoS ONE, vol. 12, no. 11, article e0188276. DOI: 10.1371/journal.pone.0188276

Santillán, J., Khurana, A. (2018) Developmental associations between bilingual experience and inhibitory control trajectories in Head Start children. Developmental Science, vol. 21, no. 4, article e12624. PMID: 28944614. DOI: 10.1111/desc.12624

Zeng, N., Ayyub, M., Sun, H. et al. (2017) Effects of physical activity on motor skills and cognitive development in early childhood: A systematic review. BioMed Research International, vol. 2017, article 2760716. DOI: 10.1155/2017/2760716

Zhao, G., Quan, M., Su, L. et al. (2017) Effect of physical activity on cognitive development: Protocol for a 15-year longitudinal follow-up study. BioMed Research International, vol. 2017, article 8568459. PMID: 29094050. DOI: 10.1155/2017/8568459

REFERENCES

Atkinson, A. L., Waterman, A. H., Allen, R. J. (2019) Can children prioritize more valuable information in working memory? An exploration into the effects of motivation and memory load. Developmental Psychology, vol. 55, no. 5, pp. 967–980. DOI: 10.1037/dev0000692 (In English)

Bathelt, J., Gathercole, S. E., Johnson, A., Astle, D. E. (2018) Differences in brain morphology and working memory capacity across childhood. Developmental Science, vol. 21, no. 3, article e12579. DOI: 10.1111/desc.12579 (In English)

Belolutskaya, A. K., Veraksa, A. N., Almazova, O. V. et al. (2018) Svyaz’ kharakteristik obrazovatel’noj sredy detskogo sada i urovnya razvitiya regulyatornykh funktsij doshkol’nikov [Association between educational environment in kindergarten and executive functions in preschool age]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 23, no. 6, pp. 85–96. DOI: 10.17759/pse.2018230608. (In Russian)

Belyauskajte, R. F. (2003) Risunochnye proby kak sredstvo diagnostiki razvitiya lichnosti rebenka [Drawing of samples as a diagnostic tool of personality development of the child]. In: G. V. Burmenskaya (ed.). Psikhologicheskoe obsledovanie detej doshkol’nogo — mladshego shkol’nogo vozrasta: Teksty i metodicheskie materialy [Psychological examination of children of preschool — primary school age: Texts and methodological materials]. Moscow: Psykhologiya Publ., pp. 220–231. (In Russian)

Burns, R. S. Kaufman, S. H. (2000) Kinetic drawing of the family: Аn introduction to understanding children through kinetic drawings. Moscow: Smysl Publ., 160 p. (In Russian)

Chamandar, F., Jabbari, S., Poorghorban, M. et al. (2019) Mathematics performance of the students in primary school: Comparison of working memory capacity and inhibition. Journal of Education and Learning, vol. 8, no. 3, pp. 242–250. DOI: 10.5539/jel.v8n3p242 (In English)

Cowan, N., Li, Y., Glass, B., Scott, S. J. (2018) Development of the ability to combine visual and acoustic information in working memory. Developmental Science, vol. 21, no. 5, article e12635. PMID: 29119661. DOI: 10.1111/ desc.12635 (In English)

Ekerim, M., Selcuk, B. (2018) Longitudinal predictors of vocabulary knowledge in Turkish children: The role of maternal warmth, inductive reasoning, and children’s inhibitory control. Early Education and Development, vol. 29, no. 3, pp. 324–341. DOI: 10.1080/10409289.2017.1407607 (In English)

Gunzenhauser, C., Saalbach, H., von Suchodoletz, A. (2017) Boys have not caught up, family influences still continue: Influences on executive functioning and behavioral self-regulation in elementary students in Germany. PsyCh Journal, vol. 6, no. 3, pp. 205–218. DOI: 10.1002/pchj.180 (In English)

Nikolaeva, E. I. (2017) Psykhologiya sem’i [Family psychology]. 2nd ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 366 p. (In Russian)

Nikolaeva, E. I., Vergunov, E. G. (2017) Chto takoe “executive functions” i ikh razvitie v ontogeneze [Executive functions and their development in ontogenesis]. Teoreticheskaya i eksperimental’naya psikhologiya — Theoretical and Experimental Psychology, vol. 10, no. 2, pp. 62–81. (In Russian)

Nikolaeva, E. I., Goncharov, D. A., Borisenkova, E. Y. (2017) Svyaz’ intellekta rebenka shkol’nogo vozrasta s vozrastom i urovnem obrazovaniya roditelej pri ego rozhdenii [Relationship of intelligence of a child of scool age with age and education level of parents at his birth]. Vestnik psikhofiziologii — Psychophysiology News, vol. 3, pp. 51–55. (In Russian)

Peng, P., Fuchs, D. (2016) A meta-analysis of working memory deficits in children with learning difficulties: Is there a difference between verbal domain and numerical domain? Journal of Learning Disabilities, vol. 49, no. 1, pp. 3–20. PMID: 24548914. DOI: 10.1177/0022219414521667 (In English)

Razumnikova, O. M., Nikolaeva, E. I. (2019) Vozrastnye osobennosti tormoznogo kontrolya i proaktivnaya interferentsiya pri zapominanii zritel’noj informatsii [Age characteristics of inhibition control in the model of proactive interference]. Voprosy psychologii, vol. 2, pp. 124–132. (In Russian)

Razumnikova, O. M., Savinykh, M. A. (2016) Programmnyj kompleks dlya opredeleniya sistem kharakteristik zritel’no-prostranstvennoj pamyati [Software package for determining the systems of characteristics of visuospatial memory]. Inventor’s certificate 2016617675. Register date 12.07.2016. Granted by Rospatent. (In Russian)

Roell, M., Viarouge, A., Houdé, O., Borst, G. (2017) Inhibitory control and decimal number comparison in school-aged children. PLoS ONE, vol. 12, no. 11, article e0188276. DOI: 10.1371/journal.pone.0188276 (In English)

Santillán, J., Khurana, A. (2018) Developmental associations between bilingual experience and inhibitory control trajectories in head start children. Developmental Science, vol. 21, no. 4, article e12624. PMID: 28944614. DOI: 10.1111/desc.12624 (In English)

Vergunov, E. G., Nikolaeva, E. I. (2009) Opyt primeneniya metodov vizualizatsii v kachestvennom analize rezul’tatov tajm-testa [The application visualization methods experience in the qualitative time-test results analysis]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya — The world of science, culture and education, vol. 7-2 (19), pp. 128–131. (In Russian)

Zeng, N., Ayyub, M., Sun, H. et al. (2017) Effects of physical activity on motor skills and cognitive development in early childhood: A systematic review. BioMed Research International, vol. 2017, article 2760716. DOI: 10.1155/2017/2760716 (In English)

Zhao, G., Quan, M., Su, L. et al. (2017) Effect of physical activity on cognitive development: Protocol for a 15-tear longitudinal follow-up study. BioMed Research International, vol. 2017, article 8568459. PMID: 29094050. DOI: 10.1155/2017/8568459 (In English)

Опубликован

21.10.2019

Выпуск

Раздел

Статьи