Визуальная креативность в младшем школьном возрасте: мотивация и эмоциональные координаты (опыт эмпирического исследования)
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-1-4-11Ключевые слова:
визуальная креативность, восприятие художественно-визуальной информации, художественно-познавательная мотивация, интересы, экспрессивная эмоциональность, диапазон эмоционального опыта, эстетическая эмпатия, младший школьникАннотация
В статье визуальная креативность рассматривается с различных позиций: как вид креативности, продуктом которого является визуальная репрезентация мира; как процесс создания новых визуальных форм, несущих смысловую нагрузку; как метаспособность человека к восприятию, преобразованию и созданию новой визуальной информации. На основе мультифакторного подхода обоснована гипотетическая модель визуальной креативности, которая состоит из пяти симптомокомплексов: мотивационного, эмоционального, визуально-интеллектуального, эстетического, экзистенциального. Мотивация, которая включает художественно-познавательные интересы, творческую мотивацию, сензитивность к визуальной информации креативного типа, составляет энергетический ресурс, а эмоциональный комплекс (экспрессивная эмоциональность, эстетическая эмпатия, диапазон эмоционального опыта) определяет содержательные координаты визуальной креативности. С целью изучения мотивации и особенностей эмоциональных компонентов визуальной креативности у младших школьников реализован констатирующий эксперимент, в котором принимали участие 203 младших школьника. Диагностическая программа включала «классические» и авторские арт-диагностические методики: Семантический дифференциал (Осгуд, Суси, Танненбаум 1972); эксперт-методы («Визуальная креативность», «Художественно-познавательный интерес»); «Карта интересов» (Савенков 2020), «Измерение художественно-эстетической потребности» (В. С. Аванесов); Эстетическая шкала (Ф. Бэррон, Ю. Уэлш); контент-анализ выявления экспрессивной лексики в визуальном и вербальном тексте; Художественно-экспрессивный тест; Эмоциональный тезаурус (модификация методики Б. И. Додонова). В результате эмпирического исследования определены некоторые психологические особенности мотивации и эмоционального комплекса, непосредственно связанные с проявлением и перспективой развития визуальной креативности у детей младшего школьного возраста: низкий рейтинг художественно-познавательных интересов в структуре актуальных интересов детей; диссинхрония между высоким уровнем общей творческой мотивации и низким уровнем сензитивности к визуальной информации креативного типа; противоречие между доминантой эмоциональной экспрессии и недостаточным уровнем развития эстетической эмпатии и другие. Эти характеристики определяют перспективы, содержание и технологии педагогического сопровождения развития мотивации и эмоциональной сферы, которые являются предпосылкой творческого освоения младшими школьниками современного визуального пространства как многополярного, и шагом к развитию визуальной креативности как модели познания мира.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Барышева, Т. А. (2011) От художественного интереса к художественному интеллекту. Диагностика творческого развития ребенка в музейной среде. СПб.: Государственный Русский музей, 112 с.
Барышева, Т. А. (2016) Психология развития креативности: теория, диагностика, технологии. СПб.: ВВМ, 316 с.
Вундт, В. (1984) Психология душевных явлений. В кн.: В. К. Вилюнас, Ю. Б. Гиппенрейтер (ред.). Психология эмоций. М.: Изд-во МГУ, с. 47–63.
Додонов, Б. И. (1978) Эмоция как ценность. М.: Политиздат. 272 с.
Дорфман, Л. Я., Токарева, Г. В. (2013) Эмоциональные предпочтения и полимодальное я музыканта- исполнителя. Филология и культура, № 1 (31), с. 290–294.
Дроздова, А. В. (2018) Визуальность как феномен современного медиаобщества. Дискуссия, № 10 (51), с. 29–36.
Зинченко, В. П. (1995) Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 64 с.
Зинченко, В. П., Мещеряков, Б. Г. (ред.). (2008) Большой психологический словарь. М.: АСТ, 811 с.
Ильин, Е. П. (2002) Мотивация и мотивы. СПб.: Питер. 512 с.
Назайкинский, Е. В. (1980) Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. В кн.: Е. В. Назайкинский (ред.). Восприятие музыки: сборник статей. М.: Музыка, с. 91–110.
Осгуд, Ч., Суси, Дж., Танненбаум, П. (1972) Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам. В кн.: Ю. М. Лотман, В. М. Петрова (ред.). Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, с. 355–359.
Рубинштейн, С. Л. (2017) Бытие и сознание. СПб.: Питер, 590 с.
Савенков, А. И. (2020) Одаренные дети в детском саду и школе. М.: Академия, 232 с.
Храпова, В. А., Земцова, Я. М. (2014) Визуальный поворот в культуре и становление нового образа социальной реальности. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, № 6-2 (44), с. 175–177.
REFERENCES
Barysheva, T. A. (2011) Ot khudozhestvennogo interesa k khudozhestvennomu intellektu. Diagnostika tvorcheskogo razvitiya rebenka v muzejnoj srede [From artistic interest to artistic intelligence. Diagnostics of the creative development of a child in a museum environment]. Saint Petersburg: The State Russian Museum Publ., 112 p. (In Russian)
Barysheva, T. A. (2016) Psikhologiya razvitiya kreativnosti: teoriya, diagnostika, tekhnologi [Psychology of creativity development: theory, diagnostics, technologies]. Saint Petersburg: VVM Publ., 316 p. (In Russian)
Dodonov, B. I. (1978) Emotsiya kak tsennost’ [Emotion as a value]. Moscow: Politizdat Publ., 272 p. (In Russian)
Dorfman, L. Ya., Tokareva, G. V. (2013) Emotsional’nye predpochteniya i polimodal’noe ya muzykanta-ispolnitelya [Emotional preferences and the polymodal self-concept of a performing musician]. Filologiya i kul’tura — Philology and Culture, no. 1 (31), pp. 290–294. (In Russian)
Drozdova, A. V. (2018) Vizual’nost’ kak fenomen sovremennogo mediaobshchestva [Visuality as a phenomenon of modern media society]. Diskussiya — Discussion, no. 10 (51), pp. 29–36. (In Russian)
Il’in, E. P. (2002) Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. Saint Petersburg: Piter, Publ., 512 p. (In Russian)
Khrapova, V. A., Zemtsova, Ya. M. (2014) Vizual’nyj povorot v kul’ture i stanovlenie novogo obraza sotsial’noj real’nosti [Visual turn in culture and formation of new image of social reality]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, no. 6-2 (44), pp. 175-177. (In Russian)
Nazajkinskij, E. V. (1980) Muzykal’noe vospriyatie kak problema muzykoznaniya [Musical perception as a problem of musicology]. In: E. V. Nezajkinskij (ed.). Vospriyatie muzyki: sbornik statej [Perception of music: Collection of articles]. Moscow: Music Publ., pp. 91–110. (In Russian)
Osgood, C., Suci, G., Tannenbaum, P. (1972) Prilozhenie metodiki semanticheskogo differentsiala k issledovaniyam po estetike i smezhnym problemam [Application of the semantic differential methodology to research on aesthetics and related problems]. In: Yu. M. Lotman, V. M. Petrova (eds.). Semiotika i iskusstvometriya [Semiotics and art metrics]. Moscow: Mir Publ., pp. 355–359. (In Russian)
Rubinshtein, S. L. (2017) Bytie i soznanie [Being and consciousness]. Saint Petersburg: Peter Publ., 590 p. (In Russian)
Savenkov, A. I. (2020) Odarennye deti v detskom sadu i shkole [Gifted children in kindergarten and school]. Moscow: Akademiya Publ., 232 p. (In Russian)
Wundt, W. (1984) Psikhologiya dushevnykh yavlenij [Psychology of mental phenomena]. In: V. K. Vilyunas, Yu. B. Gippenrejter (eds.). Psikhologiya emotsij [Psychology of Emotions]. M.: Moscow State University Publ., pp. 47–63. (In Russian)
Zinchenko, V. P. (1995) Affekt i intellekt v obrazovanii [Affect and intelligence in education]. Moscow: Trivola Publ., 64 p. (In Russian)
Zinchenko, V. P., Meshcheryakov, B. G. (eds.). (2008) Bol’shoj psikhologicheskij slovar’ [Great psychological dictionary]. Moscow: AST Publ., 811 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Барышева Тамара Александровна, Шилова Наталья Анатольевна
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.