Особенности участия детей, оставшихся без попечения родителей, в принятии решений, связанных с их повседневностью

Авторы

  • Анастасия Александровна Стекольщикова Дальневосточный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-3-207-215

Ключевые слова:

участие детей, оставшихся без попечения родителей, право ребенка, выражение собственного мнения, замещающие семьи, фокус-группа, интервью

Аннотация

Тема участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, является особенно актуальной в современном обществе. Особое внимание исследователей привлекают дети групп социальной эксклюзии — сироты, дети с ограниченными возможностями здоровья, несовершеннолетние правонарушители. Ученые и практики заняты разработкой методов сбора данных (получение детского мнения), вовлечением детей в экспертизу и оценку социальных программ, а также соучаствующими исследованиями. Целью данного исследования выступает выявление возможностей и специфических черт участия детей, оставшихся без попечения родителей, в решении разных вопросов. Методами исследования стала серия фокус-групп и индивидуальных интервью с детьми, проживающими в замещающих семьях и учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всего было проведено три фокус-группы и девять индивидуальных интервью. Общее количество детей — участников исследования составило 34 человека в возрасте от 12 до 17 лет, в ходе экспресс-анкетирования опрошены еще 72 ребенка. Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что в детских домах и приемных семьях дети принимают активное участие в решении вопросов, связанных с учебой, но при этом большинство детей ограничены в выборе форм развлечений и отдыха. Чем старше становятся дети, тем больше взрослые к ним прислушиваются. Появляется больше аргументов для того, чтобы отстаивать свое собственное мнение, свою собственную позицию. Подростки, воспитывающиеся в семьях или государственных учреждениях, как правило, всегда высказывают свою точку зрения, но многие не знают, как корректно ее аргументировать, что иногда приводит к конфликтным взаимодействиям. Мнение детей в семье или государственном учреждении в основном учитывается по вопросам, связанным с учебой, выбором дополнительных занятий секций, кружков, организацией внеучебной деятельности в детском учреждении. В приемных семьях участие детей часто принимает форму выполнения различных домашних обязанностей, в выполнении которых детям предлагается определенная свобода выбора.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Гарифулина, Э. (2017) Подходы к учету мнения ребенка при принятии решений, затрагивающих его интересы. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--c1ackabuhcbecyrh.xn--p1ai/resources/conferencematerials/45/ GarifulinaES.pdf (дата обращения 19.08.2020).

Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. (1989) Организация Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 17.08.2020).

Одинокова, В. А. (2019) Дети в организациях для детей-сирот в Санкт-Петербурге, Свердловской области и Республике Башкортостан: участие в принятии решений и его влияние на благополучие. В кн.: Семья в современном мире: XI социологические чтения памяти В. Б. Голофаста: материалы Всероссийской научной конференции (Санкт-Петербург, 28–31 марта 2019 г.). СПб.: Реноме, с. 246–251.

Статья 57 СК РФ. Право ребенка выражать свое мнение. Семейный кодекс РФ 2020. Актуальная редакция с Комментариями по состоянию на 18.05.2020. [Электронный ресурс]. URL: http://skodeksrf.ru/rzd-4/ gl-11/st-57-sk-rf (дата обращения 17.08.2020).

Семья, Г. В. (2011) Социально-психологические основы участия детей в принятии решений, влияющих на их жизнь. Социальная педагогика, № 6, с. 9–14.

Филипова, А. Г., Абросимова, Е. Е., Бухтиярова, И. Н. (2020) Участие детей в решении семейных вопросов: анализ материалов родительских форумов. Социология, № 3, c. 222–233.

Филипова, А. Г., Скрыпникова, Е. М. (2019) Особенности участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: по материалам экспертных интервью. Социальная педагогика, № 4, c. 89–96.

Children’s rights. KidsRights. [Online]. Available at: https://kidsrights.org/childrens-rights/ (accessed 17.08.2020).

Lansdown, G. (2010) The realisation of children’s participation rights: Critical reflections. In: B. Percy-Smith, N. Thomas (eds.). A handbook of children and young people’s participation. Perspectives from theory and practice. New York: Routledge Publ., pp. 11–23.

Stein, J. (2014) Child participation: From rights to reality. [Online]. Available at: https://resourcecentre.savethechildren. net/node/8717/pdf/kidsrights_report_-_child_participation_website.pdf (accessed 17.08.2020).

REFERENCES

Children’s rights. KidsRights. [Online]. Available at: https://kidsrights.org/childrens-rights/ (accessed 17.08.2020). (In English)

Filipova, A. G., Abrosimova, E. E., Bukhtiyarova, I. N. (2020) Uchastie detej v reshenii semejnykh voprosov: analiz materialov roditel’skikh forumov [Participation of children in solving family issues: Analysis of materials of parent forums]. Sotsiologiya — Sociology, no. 3, pp. 222–233. (In Russian)

Filipova, A. G., Skrypnikova, E. M. (2019) Osobennosti uchastiya detej v reshenii voprosov, zatragivayushchikh ikh interesy: po materialam ekspertnykh interv’yu [Features of children’s participation in issues affecting them: Based on expert interviews]. Sotsial’naya pedagogika, no. 4, pp. 89–96. (In Russian)

Garifulina, E. (2017) Podkhody k uchetu mneniya rebenka pri prinyatii reshenij, zatragivayushchikh ego interesy [Approaches to taking into account the opinion of the child when making decisions that affect his interests]. [Online]. Available at: http://xn--c1ackabuhcbecyrh.xn--p1ai/resources/conferencematerials/45/GarifulinaES. pdf (accessed 19.08.2020). (In Russian)

Konventsiya o pravakh rebenka. Prinyata rezolyutsiej 44/25 General’noj Assamblei ot 20 noyabrya 1989 g. [Convention on the rights of the child. Adopted and opened for signature, ratification and accession by General Assembly resolution 44/25 of 20 November 1989]. (1989) Organizatsiya Ob’edinennykh Natsij [United Nations]. [Online]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (accessed 17.08.2020). (In Russian)

Lansdown, G. (2010) The realisation of children’s participation rights: Critical reflections. In: B. Percy-Smith, N. Thomas (eds.). A handbook of children and young people’s participation. Perspectives from theory and practice. New York: Routledge Publ., pp. 11–23. (In English)

Odinokova, V. A. (2019) Deti v organizatsiyakh dlya detej-sirot v Sankt-Peterburge, Sverdlovskoj oblasti i respublike Bashkortostan: uchastie v prinyatii reshenij i ego vliyanie na blagopoluchie [Children in institutional care in St. Petersburg, Sverdlovsk Region and the Republic of Bashkortostan: Participation in decision-making and its impact on well-being]. In: Sem’ya v sovremennom mire: XI sotsiologicheskie chteniya pamyati V. B. Golofasta: materialy Vserossijskoj nauchnoj konferentsii (Sankt-Peterburg, 28–31 marta 2019 g.) [Family in the modern world: XI Sociological Readings in memory of V. B. Golofast: Proceedings of the All-Russian scientific conference (Saint Petersburg, 28–31 March 2019)]. Saint Petersburg: Renome Publ., pp. 246–251. (In Russian)

Stat’ya 57 SK RF. Pravo rebenka vyrazhat’ svoe mnenie [Article 57 of the Family Code of the Russian Federation. The child’s right to express his or her opinion]. Semejnyj kodeks RF 2020. Aktual’naya redaktsiya s Kommentariyami po sostoyaniyu na 18.05.2020 [Family Code of the Russian Federation 2020 Current version with Comments as amended on 18 May 2020]. [Online]. Available at: http://skodeksrf.ru/rzd-4/gl-11/st-57-sk-rf (accessed 17.08.2020). (In Russian)

Sem’ya, G. V. (2011) Sotsial’no-psikhologicheskie osnovy uchastiya detej v prinyatii reshenij, vliyayushchikh na ikh zhizn’ [Socio-psychological foundations of children’s participation in the decisions affecting their live]. Sotsial’naya pedagogika, no. 6, pp. 9–14. (In Russian)

Stein, J. (2014) Child participation: From rights to reality. [Online]. Available at: https://resourcecentre.savethechildren. net/node/8717/pdf/kidsrights_report_-_child_participation_website.pdf (accessed 17.08.2020). (In English)

Опубликован

28.12.2020

Выпуск

Раздел

Статьи