Художественное конструирование как средство развития формотворчества у младших школьников

  • Алла Николаевна Мисюкевич Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Ия Викентьевна Каландарова Муниципальное образовательное учреждение «Сосновский центр образования»
Ключевые слова: креативность, формотворчество, художественное конструирование, дизайн-деятельность, дизайн-технологии, младшие школьники

Аннотация

Работа посвящена проблеме изучения и развития способности к формотворчеству у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к проблеме изучения творчества и креативности. В настоящее время можно зафиксировать расширение поля значений данных понятий в науке. Одним из современных направлений изучения креативности является рассмотрение данного феномена как особого психического феномена, сложного психологического явления, имеющего сложную структуру, включающую различные компоненты, одним из которых является и способность к формотворчеству. В контексте данной работы важным является рассмотрение креативности и ее компонентов, поддающихся изменениям и развитию. Раскрывается содержание понятия «формотворчество» как структурного компонента креативности и креативного процесса, т. е. процесса изменения, преобразования предмета творческой деятельности, результатом которого является инновационная форма. Представлена модель для реализации подхода к исследованию формотворчества как параметра креативности в дизайн-деятельности младших школьников. В соответствии с этой моделью подобраны методики как «классические», так и модифицированные для диагностики интеллектуальных параметров формотворчества: «Эскизы» (Е. Е. Туник), «Графические анаграммы» (Т. А. Барышева) и эстетических: «Геометрия в композиции» (Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова). Особое внимание уделяется анализу и интерпретации результатов эмпирического исследования. Выделены уровни развития способности к формотворчеству у младших школьников: «ученик»; «подмастерье»; «мастер». Выявлена некоторая зависимость интеллектуальных параметров (способность к преобразованиям) и эстетических (чувство формы) от возрастных особенностей младших школьников. Авторы предлагают программу развития способности к формотворчеству средствами дизайн- деятельности. Обоснована актуальность программы, определены задачи, выделены особенности и принципы организации материала. Рассматриваются особенности и специфика метода художественного конструирования как фактора развития формотворчества детей, определены направления и тематика подобной работы в условиях организации творческих мастерских. Намечены педагогические перспективы работы через проектирование образовательных дизайн-программ и введения дизайна в систему начального образования.

Литература

ЛИТЕРАТУРА

Барышева, Т. А. (2002) Креативность. Диагностика и развитие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 205 с.

Барышева, Т. А. (2016) Психология развития креативности: теория, диагностика, технологии. СПб.: Изд-во ВВМ, 316 с.

Глотова, Г. А. (1992) Творческая одаренность личности. Проблемы и методы исследования. Екатеринбург: УрГУ, 127 с.

Дилтс, Р. (2003) НЛП: Управление креативностью. СПб.: Питер, 416 с.

Изард, К. Е. (1980) Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 440 с.

Каландарова, И. В. (2017) Метод художественного конструирования в развитии способности к формотворчеству у младших школьников в дизайн-деятельности. Выпускная квалификационная работа (бакалавриат). СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 93 с. URL: https://e.lanbook.com/vkr/10991 (дата обращения 22.03.2019).

Конышева, Н. М. (1999) Методика трудового обучения младших школьников: основы дизайнобразования. М.: Издательский центр «Академия», 192 с.

Мисюкевич, А. Н. (2013) Развитие формотворчества у младших школьников в дизайн-деятельности. Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 256 с.

Мисюкевич, А. Н. (2017) Дизайн как феномен современной культуры и образования. В кн.: Герценовские чтения. Художественное образование ребенка. СПб.: Изд-во ВВМ, т. 3, № 1, с. 188–194.

Мэй, Р. (2001) Мужество творить: очерк психологии творчества. Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 128 с.

Пономарев, Я. А. (1976) Психология творчества. М.: Наука, 302 с.

Рунге, В. Ф., Сеньковский, В. В. (2003) Основы теории и методологии дизайна. М.: МЗ-Пресс, 252 с.

Собко, Н. В. (2002) Педагогические условия развития творческого воображения младших школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М.: Ин-т общ. сред. образования РАО, 21 с.

Солсо, Р. (2002) Когнитивная психология. СПб.: Питер, 592 с.

Степанов, С. С. (2002) Век психологии: имена и судьбы. М.: Эксмо, 592 с.

Субетто, А. И. (1992) Творчество, жизнь, здоровье и гармония. Этюды креативной онтологии. М.: Изд. фирма «Логос», 202 с.

Торшилова, Е. М., Морозова, Т. В. (2001) Развитие эстетических способностей детей 3–7 лет (теория и диагностика). Екатеринбург: Деловая книга, 141 с.

Туник, Е. Е. (2002) Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Изд-во «Дидактика ПЛЮС», 48 с.

Хрящева, Н. Ю. (ред.) (2002) Психогимнастика в тренинге. СПб.: Речь, 256 с.

Шевелев, И. Ш. (1995) Формообразование: Число. Форма. Искусство. Жизнь. Кострома: ДиАр: Дизайн-центр, 166 с.

Di Bucchianico, G., Kercher, P. А. (eds.) (2017) Advances in Design for Inclusion. Springer International Publishing, vol. 587, XIII, 528 p.

Rothenberg, A. (1979) The emerging Goddes. The creative process in art, science, and other fields. Chicago: University of Chicago Press, 440 p.

Torrance, E. P. (1988) The nature of creativity as manifest in the testing. In: R. Stenberg, T. Tardif (eds.), The nature of creativity. Cambridge: Cambridge Press, pp. 43–75.

Vernon, P. E. (1964) Creativity and intelligence. Educational Research, vol. 6, iss. 3, pp. 163–169.

REFERENCES

Barysheva, T. A. (2002) Kreativnost’. Diagnostika i razvitie [Creativity. Diagnosis and development]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 205 p. (In Russian)

Barysheva, T. A. (2016) Psikhologiya razvitiya kreativnosti: teoriya, diagnostika, tekhnologii [Psychology of creativity: theory, diagnostics, technology]. Saint Petersburg: VVM Publ., 316 p. (In Russian)

Di Bucchianico, G., Kercher, P. А. (2017) Advances in Design for Inclusion. Springer International Publishing, vol. 587, XIII, 528 p. (In English)

Dilts, R. (2003) NLP: Upravlenie kreativnost’yu [NLP: Creativity management]. Saint Petersburg: Piter Publ., 416 p. (In Russian)

Glotova, G. A. (1992) Tvorcheskaya odarennost’ lichnosti. Problemy i metody issledovaniya [The talent of the individual. Problems and methods of research]. Ekaterinburg: Ural State University Publ., 127 p. (In Russian)

Hryashcheva, N. Yu. (ed.) (2002) Psikhogimnastika v treninge [Psychogymnastics in training]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 256 p. (In Russian)

Izard, K. E. (1980) Human emotions. Moscow: Lomonosov Moscow State University Publ., 440 p. (In Russian)

Kalandarova, I. V. (2017) Metod khudozhestvennogo konstruirovaniya v razvitii sposobnosti k formotvorchestvu u mladshikh shkol’nikov v dizajn-deyatel’nosti [The method of artistic design in the development of the ability to form-creativity in primary school children in design activities]. Bachelor’s thesis. Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University, 93 p. Available at: https://e.lanbook.com/vkr/10991 (accessed 22.03.2019). (In Russian)

Konysheva, N. M. (1999) Metodika trudovogo obucheniya mladshikh shkol’nikov: osnovy dizajnobrazovaniya [Methods of labor training of primary school children: basics of design education]. Moscow: Academiya Publ., 192 p. (In Russian)

May, R. (2001) Muzhestvo tvorit’: Ocherk psikhologii tvorchestva [Bravery to create: an Essay on the psychology of creativity]. Lviv: Initsiativa Publ.; Moscow: Institut obshchegumanitarnykh issledovanij Publ., 128 p. (In Russian)

Misyukevich, A. N. (2013) Razvitie formotvorchestva u mladshikh shkol’nikov v dizajn-deyatel’nosti [The development of formo-creativity in primary school children in the design activities]. Saarbrücken, LAP LAMBERT Academic Publishing, 256 p. (In Russian)

Misyukevich, A. N. (2017) Dizajn kak fenomen sovremennoj kul’tury i obrazovaniya [Design as a phenomenon of modern culture and education]. In: Gercenovskie chteniya. Hudozhestvennoe obrazovanie rebenka [Herzen readings. Art education of the child]. Saint Petersburg: VVM Publ., vol. 3, no. 1, pp. 188–194. (In Russian)

Ponomarev, Ya. A. (1976) Psikhologiya tvorchestva [Psychology of creativity]. Moscow: Science Publ., 302 p. (In Russian)

Rothenberg, A. (1979) The emerging Goddes. The creative process in art, science, and other fields. Chicago: University of Chicago Press, 440 p. (In English)

Runge, V. F., Sen’kovskij, V. V. (2003) Osnovy teorii i metodologii dizajna [Fundamentals of design theory and methodology]. Moscow: MZ-Press, 252 p. (In Russian)

Shevelev, I. Sh. (1995) Formoobrazovanie: Chislo. Forma. Iskusstvo. Zhizn’ [Shaping: Number. Form. Art. Life]. Kostroma: DiAr: Dizajn-tsentr Publ., 166 p. (In Russian)

Sobko, N. V. (2002) Pedagogicheskie usloviya razvitiya tvorcheskogo voobrazheniya mladshikh shkol’nikov [Pedagogical conditions for the development of creative imagination of primary school students]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, Institute of General secondary education of the Russian Academy of Education, 21 p. (In Russian)

Solso, R. (2002) Kognitivnaya psikhologiya [Cognitive psychology]. Saint-Petersburg: Piter Publ., 592 p. (In Russian)

Stepanov, S. S. (2002) Vek psikhologii: imena i sud’by [Age of psychology: names and destinies]. Moscow: Eksmo Publ., 592 p. (In Russian)

Subetto, A. I. (1992) Tvorchestvo, zhizn’, zdorov’e i garmoniya. Etyudy kreativnoj ontologii [Creativity, life, health and harmony. Sketches of creative ontology]. Moscow: Firma “Logos” Publ., 202 p. (In Russian)

Torrance, E. P. (1988) The nature of creativity as manifest in the testing. In: R. Stenberg, T. Tardif (eds.), The nature of creativity. Cambridge: Cambridge Press, pp. 43–75. (In English)

Torshilova, E. M., Morozova, T. V. (2001) Razvitie esteticheskikh sposobnostej detej 3–7 let (teoriya i diagnostika) [Development of esthetic abilities of children of 3–7 years (theory and diagnostics)]. Ekaterinburg: Delovaya kniga Publ., 141 p. (In Russian)

Tunik, E. E. (2002) Psikhodiagnostika tvorcheskogo myshleniya. Kreativnye testy [Psychodiagnostics of creative thinking. Creative tests]. Saint Petersburg: Didaktika PLYuS Publ., 48 p. (In Russian)

Vernon, P. E. (1964) Creativity and intelligence. Educational Research, vol. 6, iss. 3, pp. 163–169. (In English)

Опубликован
2019-08-08
Раздел
Статьи