Различия в активном и пассивном лексиконе мальчиков и девочек младшего школьного возраста

Авторы

  • Дали Алиевна Арчакова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Галина Радмировна Доброва Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-8007-1973

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-1-14-27

Ключевые слова:

детская речь, онтолингвистика, индивидуальные различия в речевом развитии детей, активный лексикон, пассивный лексикон, объем словаря, слова различных лексико-семантических групп

Аннотация

Исследования различий в лексиконе мальчиков и девочек, равно как и другие исследования групповых различий в речевом развитии, позволяют осуществлять индивидуальный поход к обучению. При этом подобных исследований разницы в лексиконе мальчиков и девочек младшего школьного возраста, в отличие от исследований разницы в лексиконе мальчиков и девочек дошкольного возраста, до сих пор почти не существует. Данное исследование основано на эксперименте с 80 учащимися (по 40 мальчиков и девочек) 1–4 классов. Эксперимент состоял из четырех частей: устной групповой беседы (с группами мальчиков и с группами девочек), устной индивидуальной беседы, письменного творческого задания и проводившегося в устной форме эксперимента, проверявшего способность учащихся выбрать из предложенных четырех картинок ту, которая соответствует названному экспериментатором слову. Соответственно, проверялась и устная, и письменная речь учащихся, исследовался как активный, так и пассивный лексикон. Полученные результаты сопоставлялись в динамике — анализировались изменения, происходящие в речи учащихся от класса к классу. В ходе проведения эксперимента получены результаты, свидетельствующие о том, что некоторые различия в лексиконе мальчиков и девочек в младшем школьном возрасте постепенно исчезают, а некоторые, напротив, только возникают. В младшем школьном возрасте еще имеют место, но постепенно исчезают характерные для дошкольного возраста различия в общем количестве слов в речи мальчиков и девочек и в пропорции существительных в этих словах. В этот период присутствует, но постепенно исчезает характерная для детей дошкольного возраста склонность к словам тех или иных лексико-семантических групп. В младшем школьном возрасте возникает стремление к отступлениям от литературной нормы у мальчиков и, напротив, стремление к соблюдению литературной нормы у девочек. В этот период возникает склонность мальчиков к более точному и конкретному восприятию значений слов и склонность девочек к более «образному» и метафорическому отношению к значению слов.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Бондаренко, А. А. (2011) Индивидуальные особенности в освоении грамматики детьми 2–5 лет. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата филологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 24 с.

Бондаренко, А. А., Доброва, Г. Р. (2011) О вариативности онтогенеза морфологической системы. В кн.: С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеева (ред.). Путь в язык. Одноязычие и двуязычие. М.: Языки славянских культур, с. 85–99.

Гвоздев, А. Н. (1981) От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 322 с.

Доброва, Г. Р. (2018) Вариативность речевого развития детей. М.: Издательский дом ЯСК: Языки славянской культуры, 264 с.

Елисеева, М. Б. (2014) Становление индивидуальной языковой системы ребенка: ранние этапы. М.: Языки славянской культуры, 342 с.

Елисеева, М. Б., Вершинина, Е. А. (2017a) Гендерные особенности речевого и коммуникативного развития детей 8–18 месяцев (на материале русского языка). В кн.: Н. Н. Казанский (отв. ред.). Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований РАН. Т. XIII. Ч. 3. СПб.: Наука, с. 680–708.

Елисеева, М. Б., Вершинина, Е. А. (2017b) Макартуровский опросник как инструмент диагностики лексического развития детей от 8 до 36 месяцев. Специальное образование, № 3 (47), с. 66–81.

Лемяскина, Н. А., Стернин, И. А. (2000) Коммуникативное поведение младшего школьника. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 194 с.

Овчинникова, И. Г. (2003) Языковое сознание шестилетнего ребенка: гендерный и когнитивный параметры. В кн.: И. А. Стернин, К. Ф. Седов (ред.). Возрастное коммуникативное поведение. Вып. 1. Воронеж: Истоки, с. 132–143.

Сдобнова, А. П. (2015) Лексикон школьника как динамическая система. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 248 с.

Седов, К. Ф. (1993) Исследование становления форм выражения субъективно-модальных значений в речи школьников. Русский язык в школе, № 6, с. 36–41.

Цейтлин, С. Н. (2000) Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 240 c.

Fenson, L., Marchman, V. A., Thal, D. et al. (2007) MacArthur–Bates communicative development inventories: User’s guide and technical manual. 2nd ed. Baltimore, MD: Brookes Publishing, 208 p.

REFERENCES

Bondarenko, A. A. (2011) Individual’nye osobennosti v osvoenii grammatiki det’mi 2–5 let [Individual features of grammar development by children from 2 to 5 years old]. Extended abstract of PhD dissertation (Philology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 24 p. (In Russian)

Bondarenko, A. A., Dobrova, G. R. (2011) O variativnosti ontogeneza morfologicheskoj sistemy [On the variability of ontogenesis of the morphological system]. In: S. N. Tseitlin, M. B. Eliseeva (eds.). Put’ v yazyk. Odnoyazychie i dvuyazychie [The path to the language. Monolingualism and bilingualism]. Moscow: LRC Publishing House, pp. 85–99. (In Russian)

Gvozdev, A. N. (1981) Ot pervykh slov do pervogo klassa. Dnevnik nauchnykh nablyudenij [From the first words to the first class. Journal of scientific observations]. Saratov: Izdatel’stvo Saratovskogo universiteta Publ., 322 p. (In Russian)

Dobrova, G. R. (2018) Variativnost’ rechevogo razvitiya detej [Variability of children’s speech development]. Moscow: LRC Publishing House, 264 p. (In Russian)

Eliseeva, M. B. (2014) Stanovlenie individual’noj yazykovoj sistemy rebenka: rannie etapy [Language development of a child: Early stages]. Moscow: LRC Publishing House, 342 p. (In Russian)

Eliseeva, M. B., Vershinina, E. A. (2017a) Gendernye osobennosti rechevogo i kommunikativnogo razvitiya detej 8–18 mesyatsev (na materiale russkogo yazyka) [Gender-related characteristics of speech and communicative development of children (8–18 months)]. In: N. N. Kazansky (ed.). Acta Linguistica Petropolitana. Trudy Instituta lingvisticheskikh issledovanij [Acta Linguistica Petropolitana. Transactions of the Institute for linguistic studies]. Vol. 13. Pt 3. Moscow: Nauka Publ., pp. 680–708. (In Russian)

Eliseeva, M. B., Vershinina, E. A. (2017b) Makarturovskij oprosnik kak instrument diagnostiki leksicheskogo razvitiya detej ot 8 do 36 mesyatsev [The MacArthur communicative development inventory as a tool for diagnosing lexical development of children aged 8–36 months]. Spetsial’noe obrazovanie — Special education, № 3 (47), pp. 66–81. (In Russian)

Lemyaskina, N. A., Sternin, I. A. (2000) Kommunikativnoe povedenie mladshego shkol’nika [Communicative behavior of a junior schoolchild]. Voronezh: Tsentral’no-Chernozemnoe knizhnoe izdatel’stvo Publ., 194 p. (In Russian)

Ovchinnikova, I. G. (2003) Yazykovoe soznanie shestiletnego rebenka: gendernyj i kognitivnyj parametry [Language consciousness of a six-year-old child: Gender and cognitive parameters]. In: I. A. Sternin, K. F. Sedov (eds.). Vozrastnoe kommunikativnoe povedenie [Age-related communication behavior]. Iss. 1. Voronezh: Istoki Publ., pp. 132–143. (In Russian)

Sdobnova, A. P. (2015) Leksikon shkol’nika kak dinamicheskaya sistema [The lexicon of a schoolchild as a dynamic system]. Saratov: Izdatel’stvo Saratovskogo universiteta Publ., 248 p. (In Russian)

Sedov, K. F. (1993) Issledovanie stanovleniya form vyrazheniya sub’ektivno-modal’nykh znachenij v rechi shkol’nikov [Research of the expression forms formation of subjective-modal meanings in the speech of schoolchildren]. Russkij yazyk v shkole — Russian Language at School, no. 6, pp. 36–41. (In Russian)

Tseitlin, S. N. (2000) Yazyk i rebenok: Lingvistika detskoi rechi [Language and child: Children’s linguistics]. Moscow: Gumanitarnyj izdatel’skij tsentr VLADOS Publ., 240 p. (In Russian)

Fenson, L., Marchman, V. A., Thal, D. et al. (2007) MacArthur–Bates communicative development inventories: User’s guide and technical manual. 2nd ed. Baltimore, MD: Brookes Publishing, 208 p. (In English)

Опубликован

20.09.2020

Выпуск

Раздел

Статьи