Дети и город: на пути к соучаствующему проектированию

Авторы

  • Елена Викторовна Лебедева Белорусский государственный университет
  • Евгения Алексеевна Купряшкина АНПОО «Дальневосточный центр непрерывного образования» Академический колледж
  • Наталья Эдуардовна Ракитина Комсомольский-на-Амуре государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-3-189-199

Ключевые слова:

дети, город, соучаствующее проектирование, тактический урбанизм, соучаствующие исследования, метод проектов

Аннотация

В статье обосновано участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, через включение в исследование и преобразование городской среды. Принцип партиципации позволяет как детям, так и взрослым стать частью городского сообщества, ощутить социальную ответственность за состояние городской среды, включиться в процессы благоустройства своего двора и микрорайона. Идеи соучаствующего проектирования городской среды активно развиваются представителями нового урбанизма (Дж. Джекобс, Я. Гейл, О. Ньюман, Г. Санофф и др.). Практическим инструментом создания дружественной городской среды, обеспечивающим активное вовлечение детей и подростков, является тактический урбанизм. Тактический урбанизм позволяет сокращать дистанцию в социальных взаимодействиях детей и взрослых, конструировать городские пространства, исходя из детско-подростковых представлений о них, поддерживать локальные сообщества и пр. Примерами реализации принципов тактического урбанизма с участием детей и подростков являются: создание временных игровых площадок, создание небольших зеленых зон, атака «зебрами» и другие социальные арт-интервенции. Наиболее эффективно вовлечение детей и подростков в преобразования городской среды происходит посредством научно-исследовательских и образовательных мероприятий. В статье описаны кейсы городских исследований с участием детей, а также примеры реализации метода проектов относительно социальных проблем локальных сообществ и организации городской среды. Для того чтобы уловить детские потребности и правильно их интерпретировать, нужно развивать направление соучаствующих исследований городской среды с включением детей как информантов, исследователей и интерпретаторов. При этом важно понимать, что потребности детей изменяются по мере взросления, и важно услышать не только голоса подростков, но и мнение детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этом могут помочь «мягкие» методики с элементами проекции. Следующим шагом на пути включения детей в процесс преобразования городской среды может стать подготовка социальных проектов. Проектирование помогает вывести детей на уровень решения социальной проблемы, определив набор конкретных действий.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Буравой, М. (2008) За публичную социологию. В кн.: П. Романов, Е. Ярская-Смирнова (ред.). Общественная роль социологии. М.: ООО «Вариант», с. 8–51.

Веселкова, Н. В. (2010) Ментальные карты города: вопросы методологии и практика использования. Социология: методология, методы, математическое моделирование, № 31, с. 5–29.

Купряшкина, Е. А. (2017) Подростки в соучаствующем проектировании. В кн.: А. Г. Филипова (ред.). Многомерные статистические модели и их применение в социологических исследованиях детства: материалы Всероссийской молодежной научной школы-конференции. СПб.: Астерион, с. 140–145.

Лайдон, М., Гарсия, Э. (2019) Тактический урбанизм: Краткосрочные действия — долгосрочные перемены. М.: Strelka Press, 304 с.

Лебедева, Е. В. (2017) Публичное пространство постсоветского города: возможности для развития социальности и «кризис публичности». Журнал социологии и социальной антропологии, т. 20, № 1, с. 74–92. DOI: 10.31119/jssa.2017.20.1.5

Майк Лайдон о тактическом урбанизме и городском перепланировании. (2012) Партизанинг, 11 ноября. [Электронный ресурс]. URL: http://partizaning.org/?p=5066 (дата обращения 18.08.2019).

Митрофанова, С. Ю. (2017) Участвующий подход в социологии детства. Многомерные статистические модели и их применение в социологических исследованиях детства: материалы Всероссийской молодежной научной школы-конференции. СПб.: Астерион, с. 145–151.

Поливанова, К. Н. (2011) Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 192 с.

Филипова, А. Г. (2016) Городская «доброжелательность» к детям: взрослый и детский взгляды (на материалах городов юга Дальнего Востока). Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований, № 5, с. 58–67.

Филипова, А. Г., Купряшкина, Е. А., Митрофанова, С. Ю. (2016) Принцип участвующего исследования и полевая социология для детей. Universum: Общественные науки, № 10 (28). [Электронный ресурс]. URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/3821 (дата обращения 18.03.2017).

Филипова, А. Г., Ракитина, Н. Э. (2017) Городская «доброжелательность» к детям: от неравенства к соучаствующему проектированию городской среды (на материалах городов юга Дальнего Востока). Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 188 с.

Хабермас, Ю. (1990) Познание и интерес. Философские науки, № 1, с. 90–97.

Штомпка, П. (1996) Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 416 с.

Ярлыкова, А. (2016) 5 идей тактического урбанизма. День, 22 сентября. [Электронный ресурс]. URL: https:// day.kyiv.ua/ru/article/obshchestvo/5-idey-takticheskogo-urbanizma (дата обращения 18.08.2019).

Ярская-Смирнова, Е. Р., Романов, П. В. (2004) Социальная антропология. Ростов-на-Дону: Феникс, 388 с.

Alarasi, H., Martinez, J., Amer, S. (2016) Children’s perception of their city centre: A qualitative GIS methodological investigation in a Dutch city. Children’s Geographies, vol. 14, no. 4, pp. 437–452. DOI: 10.1080/14733285.2015.1103836

Gallagher, C. B. (2004) “Our town”: Children as advocates for change in the city. Childhood, vol. 11, no. 2, pp. 251–262. DOI: 10.1177/0907568204043060

Johnson, P. (2016) How to engage kids and community in playground design. Playscapes, 1 February. [Online]. Available at: http://www.play-scapes.com/play-design/resources/engagekids/ (accessed 18.03.2017).

REFERENCES

Alarasi, H., Martinez, J., Amer, S. (2016) Children’s perception of their city centre: A qualitative GIS methodological investigation in a Dutch city. Children’s Geographies, vol. 14, no. 4, pp. 437–452. DOI: 10.1080/14733285.2015.1103836 (In English)

Burawoy, M. (2008) Za publichnuyu sotsiologiyu [For public sociology]. In: P. Romanov, E. Yarskaya-Smirnova (eds.). Obshchestvennaya rol’ sotsiologii [Public role of sociology]. Moscow: LLC “Variant” Publ, pp. 8–51. (In Russian)

Filipova, A. G. (2016) Gorodskaya “dobrozhelatel’nost’” k detyam: vzroslyj i detskij vzglyady (na materialakh gorodov yuga Dal’nego Vostoka) [“Child-friendliness” of cities: Children’s and adults’ views (based on the cases of Russia’s Far East cities)]. Labirint. Zhurnal sotsial’no-gumanitarnykh issledovanij — Labyrinth: Journal of Social & Humanities Research, no. 5, pp. 58–67. (In Russian)

Filipova, A. G., Kupryashkina, E. A., Mitrofanova, S. Yu. (2016) Printsip uchastvuyushchego issledovaniya i polevaya sotsiologiya dlya detej [The principle of participating research and field sociology for children]. Universum: Obshchestvennye nauki, no. 10 (28). [Online]. Available at: http://7universum.com/ru/social/archive/item/3821 (accessed 18.03.2017). (In Russian)

Filipova, A. G., Rakitina, N. E. (2017) Gorodskaya “dobrozhelatel’nost’” k detyam: ot neravenstva k souchastvuyushchemu proektirovaniyu gorodskoj sredy (Na materialakh gorodov yuga Dal’nego Vostoka) [“Child-friendliness” of cities: From inequality to co-design of the urban environment (On the materials of the cities of the South of the Far East)]. Vladivostok: Far Eastern Federal University Publ., 188 p. (In Russian)

Gallagher, C. B. (2004) “Our town”: Children as advocates for change in the city. Childhood, vol. 11, no. 2, pp. 251–262. DOI: 10.1177/0907568204043060 (In English)

Habermas, Jü. (1990) Poznanie i interes [Knowledge and human interests]. Filosofskie nauki — Russian Journal of Philosophical Sciences, no. 1, pp. 90–97. (In Russian)

Johnson, P. (2016) How to engage kids and community in playground design. Playscapes, 1 February. [Online]. Available at: http://www.play-scapes.com/play-design/resources/engagekids/ (accessed 18.03.2017). (In English)

Kupryashkina, E. A. (2017) Podrostki v souchastvuyushchem proektirovanii [Teenagers in co-participating design.]. In: A. G. Filipova (ed.). Mnogomernye statisticheskie modeli i ikh primenenie v sotsiologicheskikh issledovaniyakh detstva: materialy Vserossijskoj molodezhnoj nauchnoj shkoly-konferentsii [Multidimensional statistical models and their application in sociological research of childhood: Materials of the All-Russian youth scientific school-conference]. Saint Petersburg: Asterion Publ., pp. 140–145. (In Russian)

Lebedeva, E. V. (2017) Publichnoe prostranstvo postsovetskogo goroda: vozmozhnosti dlya razvitiya sotsial’nosti i “krizis publichnosti” [Public space in post-Soviet cities: Sociability and “crisis of publicity”]. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noj antropologii — The Journal of Sociology and Social Anthropology, vol. 20, no. 1, pp. 74–92. DOI: 10.31119/jssa.2017.20.1.5 (In Russian)

Lydon, M. Garcia, A. (2019) Takticheskij urbanizm: Kratkosrochnye dejstviya — dolgosrochnye peremeny [Tactical urbanism: Short-term action for long-term change]. Moscow: Strelka Press Publ., 304 p. (In Russian)

Majk Lajdon o takticheskom urbanizme i gorodskom pereplanirovanii [Mike Lydon about tactical urbanism and urban redevelopment]. (2012) Partizaning, 11 November. [Online]. Available at: http://partizaning.org/?p=5066 (accessed 18.08.2019). (In Russian)

Mitrofanova, S. Yu. (2017) Uchastvuyushchij podkhod v sotsiologii detstva [Participating approach in the sociology of childhood]. In: A. G. Filipova (ed.). Mnogomernye statisticheskie modeli i ikh primenenie v sotsiologicheskikh issledovaniyakh detstva: materialy Vserossijskoj molodezhnoj nauchnoj shkoly konferentsii [Multidimensional statistical models and their application in sociological research of childhood: Materials of the All-Russian youth scientific school-conference]. Saint Petersburg: Asterion Publ., pp. 145–151. (In Russian)

Polivanova, K. N. (2011) Proektnaya deyatel’nost’ shkol’nikov: posobie dlya uchitelya [Project activity of schoolchildren: Teacher manual]. 2nd ed. Moscow: Prosveshchenie Publ., 192 p. (In Russian)

Sztompka, P. (1996) Sotsiologiya sotsial’nykh izmenenij [Sociology of social changes]. Moscow: Aspekt Press Publ., 416 p. (In Russian)

Veselkova, N. V. (2010) Mental’nye karty goroda: voprosy metodologii i praktika ispol’zovaniya [Mental maps of the city: Questions of methodology and practice of use]. Sotsiologiya: metodologiya, metody, matematicheskoe modelirovanie — Sociology: Methodology, Methods, Mathematical Modeling, no. 31, pp. 5–29. (In Russian)

Yarlykova, A. (2016) 5 idej takticheskogo urbanizma [5 ideas of tactical urbanism]. Den’, 22 September. [Online]. Available at: https://day.kyiv.ua/ru/article/obshchestvo/5-idey-takticheskogo-urbanizma (accessed 18.08.2019). (In Russian)

Yarskaya-Smirnova, E. R., Romanov, P. V. (2004) Sotsial’naya antropologiya [Social anthropology]. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 388 p. (In Russian)

Опубликован

2019-11-21

Выпуск

Раздел

Статьи