Музей Мирового океана как альтернативная образовательная площадка для популяризации естествознания для детей и молодежи
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-3-220-231Ключевые слова:
музейная педагогика, Музей Мирового океана, популяризация естествознания, социологические исследования, институты образования, ролевые игры, интерактивные технологии, молодежьАннотация
В современном обществе музей многофункционален, меняются его задачи как социального института. В статье описывается кейс Музея Мирового океана как одной из площадок для популяризации естественных наук, в том числе географии, для дошкольников и школьников. Музей постоянно обновляет свои экспозиции и расширяет территорию, превращаясь в крупнейший культурно-исторический и образовательный комплекс, входящий в популярный туристический маршрут для посещения. Его отличие в том, что различные зоны активностей и специальные выставки созданы на Набережной исторического флота и на территории возрожденных памятников архитектуры ХIX века: Королевских и Фридрихсбургских ворот. Музей Мирового океана многократно удостаивался различных наград и премий, что говорит о признании в обществе его важной роли как центра социокультурной жизни Калининградской области. Метод экспертных интервью позволяет проанализировать успехи и сложности работы музея с детьми и молодежью, определить основные образовательные технологии и форматы деятельности, в том числе и интерактивные, игровые принципы реализации музейной педагогики, составить социальный портрет посетителей, а также спрогнозировать главные векторы дальнейшего развития. В статье рассматриваются механизмы организации обратной связи с посетителями. В проведенном историческом экскурсе видно, что музей за последние 15 лет открыл новые корпуса, намечено строительство уникального центра в форме шара «Планета Океан». Замечается положительная динамика в расширении не только с точки зрения количества, но и инновационных технологий работы. Трансформация музея, как и любого социального института, отражает потребности общества, в частности, в таких площадках, где реализуется просветительская, образовательная и научная работа с детьми и молодежью, позволяющая им в дальнейшем определить свои личные и профессиональные траектории развития.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Кодекс профессиональной этики работников Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Музей Мирового океана». (2019) [Электронный ресурс]. URL: http://world-ocean.ru/images/ doc/codex_MMO.pdf (дата обращения 11.09.2019).
О нас. Музей Мирового океана. [Электронный ресурс]. URL: https://www.world-ocean.ru/ru/muzej/o-nas (дата обращения 11.09.2019).
Постановление № 116 от 12 апреля 1990 г. «О создании Музея Мирового океана Министерства культуры РСФСР в г. Калининграде Калининградской области». (1990) [Электронный ресурс]. URL: http://www. world-ocean.ru/images/doc/postanovlenie_%E2%84%96_116_ot_12_aprelya_1990_g._o_sozdanii_muzeya. PDF (дата обращения 11.09.2019).
Преподавателям. Музей Мирового океана. [Электронный ресурс]. URL: https://www.world-ocean.ru/ru/ prepodavatelyam (дата обращения 11.09.2019).
ЛИТЕРАТУРА
Акулич, Е. М. (2004) Музей как социокультурное явление. Социологические исследования, № 10 (246), с. 89–91.
Гимбицкая, Л. А., Молоканова, Т. В. (2008) Реализация идей музейной педагогики в процессе изучения географии. География в школе, № 6, с. 41–45.
Грачева, Е. С. (2010) Культурно-образовательная деятельность музея: социологический аспект. Молодой ученый, № 10, с. 240–245.
Грачева, Е. С., Муханова, С. А. (2009) Музей как социокультурное явление современного общества. Вестник Саратовского государственного технического университета, т. 3, № 1 (40), с. 262–268.
Иванова, О. В. (2018) Формы взаимодействия музеев и общеобразовательных организаций в условиях информационного общества. Ценности и смыслы, № 6 (58), с. 130–142.
Каткова, К. Ф. (2012) Музей как социокультурный институт в эпоху глобализации. Приволжский научный вестник, № 9, с. 79–84.
Кетова, Л. М. (2012) Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология. Человек в мире культуры, № 4, с. 76–81
Киосе, Н. Д., Маркова, Н. А (2012) Использование информационных технологий в музейной педагогике. Виртуальный музей. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, № 24-2, с. 14–16.
Столяров, Б. А. (2004) Музейная педагогика: история, теория, практика. М.: Высшая школа, 216 с.
Тимофеева, Л. С. (2012) Музейная педагогика или педагогика музея: формирование понятийно-категориального аппарата. Филология и культура, № 2 (28), с. 287–291.
Янутш, О. А. (2015) Тенденции развития культурных индустрий в сфере образования. Интеграция образования, т. 19, № 2 (79), с. 126–131.
SOURCES
Kodeks professional’noj etiki rabotnikov Federal’nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya kul’tury “Muzej Mirovogo okeana” [Code of professional ethics of employees of the Federal state budgetary cultural institution “Museum of the World ocean”]. (2019) [Online]. Available at http://world-ocean.ru/images/doc/codex_MMO. pdf (accessed 11.09.2019). (In Russian)
O nas [Who we are]. Muzej Mirovogo okeana [The Museum of the World ocean]. [Online]. Available at: https:// www.world-ocean.ru/ru/muzej/o-nas (accessed 11.09.2019). (In Russian)
Postanovlenie № 116 ot 12 aprelya 1990 g. “O sozdanii Muzeya Mirovogo okeana Mnisterstva kul’tury RSFSR v g. Kaliningrade Kalingradskoj oblasti” [Decree no. 116 of April 12, 1990 “On the creation of the Museum of the World ocean of the Ministry of culture of the RSFSR in Kaliningrad, Kaliningrad Region”]. (1990) [Online]. Available at: http://www.world-cean.ru/images/doc/postanovlenie_%E2%84%96_116_ot_12_aprelya_1990_g._o_ sozdanii_muzeya.PDF (accessed 11.09.2019). (In Russian)
Prepodavatelyam [For teachers]. Muzej Mirovogo okeana [Museum of the World ocean]. [Online]. Available at: https://www.world-ocean.ru/ru/prepodavatelyam (accessed 11.09.2019). (In Russian)
REFERENCES
Akoulich, E. M. (2004) Muzej kak sotsiokul’turnoe yavlenie [Museum as a social and cultural phenomenon]. Sociologicheskie issledovaniya — Sociological Studies, no. 10 (246), pp. 89–91. (In Russian)
Gimbitskaya, L. A., Molokanova, T. V. (2008) Realizatsiya idej muzejnoj pedagogiki v protsesse izucheniya geografii [Implementation of the ideas of Museum pedagogy in the process of studying geography]. Geografiya v shkole, no. 6, pp. 41–45. (In Russian)
Gracheva, E. S. (2010) Kul’turno-obrazovatel’naya deyatel’nost’ muzeya: sotsiologicheskij aspekt [Cultural and educational activities of the museum: Sociological aspect]. Molodoj ucheny’j, no. 10, pp. 240–245. (In Russian)
Gracheva, E. S., Mukhanova, S. A. (2009) Muzej kak sotsiokul’turnoe yavlenie sovremennogo obshchestva [Museum as a sociocultural phenomenon of a modern society]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta — Vestnik Saratov State Technical University, vol. 3, no. 1 (40), pp. 262–268. (In Russian)
Ivanova, O. V. (2018) Formy vzaimodejstviya muzeev i obshcheobrazovatel’ny’kh organizatsij v usloviyakh informatsionnogo obshchestva [The museums and general educational institutions’ forms of interaction in the context of the information society]. Tsennosti i smysly — Values and Meanings, no. 6 (58), pp. 130–142. (In Russian)
Katkova, K. F. (2012) Muzej kak sotsiokul’turny’j institut v epokhu globalizatsii [The museum as a social and cultural institute in the era of globalization]. Privolzhskij nauchnyj vestnik, no. 9, pp. 79–84. (In Russian)
Ketova, L. M. (2012) Muzejnaya pedagogika kak innovatsionnaya pedagogicheskaya tekhnologiya [Museum pedagogics as innovative pedagogical technology]. Chelovek v mire kul’tury, no. 4, pp. 76–81. (In Russian)
Kiose, N. D., Markova, N. A. (2012) Ispol’zovanie informatsionnykh tekhnologij v muzejnoj pedagogike. Virtual’ny’j muzej [Use of information technologies in Museum pedagogy. Virtual museum]. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya, no. 24-2, pp. 14–16. (In Russian)
Stolyarov, B. A. (2004) Muzejnaya pedagogika: Istoriya, teoriya, praktika [Museum pedagogy: History, theory, and practice.] Moscow: Vy’sshaya shkola Publ., 216 p. (In Russian)
Timofeeva, L. S. (2012) Muzejnaya pedagogika ili pedagogika muzeya: formirovanie ponyatijno-kategorial’nogo apparata [Museum pedagogy or pedagogy of museum: Creation of conceptual terminology]. Filologiya i kul’tura — Philology and Culture, no. 2 (28), pp. 287–291. (In Russian)
Yanutsh, O. A. (2015) Tendentsii razvitiya kul’turnykh industrij v sfere obrazovaniya [Trends in cultural industries evolution in education]. Integratsiya obrazovaniya — Integration of Education, vol. 19, no. 2 (79), pp. 126–131. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.