Роль чтения в формировании географических представлений школьников

Авторы

  • Ирина Валерьевна Машкина МОУ СОШ № 37
  • Юлия Валерьевна Никитина МБОУ СОШ № 1
  • Евгения Владимировна Осадчая МОУ лицей № 33

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-3-232-245

Ключевые слова:

географические представления, география, литература, художественные произведения, чтение, школьники

Аннотация

В данной статье рассматривается роль чтения в формировании географических представлений школьников, обобщается практический опыт учителей географии, литературы и начальной школы. Основное внимание в работе акцентируется на возможности использования отрывков художественных произведений на уроках окружающего мира и географии в школе.

Авторами была проанализирована программа по литературному чтению и литературе начальной, основной и старшей школы, проведен анализ наличия географического содержания в произведениях российских и зарубежных авторов и возможности использования данных произведений в формировании географических представлений школьников.

В качестве исследовательской задачи была определена попытка использовать художественные произведения как приемы и методы формирования географических представлений учащихся в урочной и внеурочной деятельности, а также определить, каким требованиям для этого должны соответствовать такие произведения.

В статье обосновывается идея о том, что преподавание географии как учебного предмета, формирующего целостное представление о мире, невозможно без использования художественных произведений. Через описания географических объектов, явлений и процессов, содержащихся в художественных произведениях, авторы прослеживают у школьников формирование географического образа территории, понимание географических процессов и явлений, соотнесение географического пространства, описанного в книге, с реально существующими объектами, познание географического прошлого территории посредством исторической географии и наоборот.

В статье отмечается, что использование отрывков художественных произведений в рамках уроков географии или окружающего мира может стать началом реализации межпредметного проекта.

Обосновывается мысль о том, что использование художественных произведений на уроках географии и окружающего мира в системе приводит к тому, что учащиеся начинают интересоваться чтением приключенческой литературы, у них повышается познавательная активность, расширяется кругозор.

Авторы приходят к выводу, что роль чтения художественных произведений при изучении географии довольно велика. Это и расширение кругозора школьников, и формирование ярких образов географических явлений и объектов, и формирование стремления к познанию мира, путешествиям, и знакомство с самыми разными профессиями.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Алексеев, А. И., Ким, Э. В., Низовцев, В. А. (2019) География. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. М.: Дрофа, 336 с.

Заходер, Б. Листки (поэма в стихотворениях). [Электронный ресурс]. URL: http://ruthenia.ru/60s/zahoder/ listki.htm (дата обращения 18.09.2019).

Ильин, М. И. (2018) Воспоминания юнги Захара Загадкина. СПб.; М.: Речь, 128 с.

Климанова, О. А., Климанов, В. В., Ким, Э. В. (2012) География. Землеведение. 5–6 кл. М.: Дрофа, 272 с.

Кузнецов, А. П., Савельева, Л. Е., Дронов, В. П. (2011) География. Земля и люди. 7 класс. М.: Просвещение, 175 с.

Лобжанидзе, А. А. (2014) География. Планета Земля. 5–6 классы. М.: Просвещение, 159 с.

Санин, М. В. (1977) Вокруг света — за погодой. М.: Молодая гвардия, 480 с.

Сладков, Н. Рассказы для детей о животных и природе. [Электронный ресурс]. URL: https://skazkii.ru/ nikolaj-sladkov (дата обращения 12.09.2019).

Твен, М. (1993) Приключения Тома Сойера. Приключения Гекельберри Финна. Том Сойер — сыщик. Том Сойер за границей. М.: Полиграфресурсы; Харьков: СП «Фолио», 574 с.

Усова, Г. Австралия — страна наоборот. [Электронный ресурс]. URL: http://www.litkarta.ru/world/australia/ library/usova-avstralija-strana-naoborot/ (дата обращения 18.09.2019).

ЛИТЕРАТУРА

Анализ сказки Лесная газета Бианки. [Электронный ресурс]. URL: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-skazki-lesnaya-gazeta-bianki (дата обращения 12.09.2019).

Богатырева, Н. (2016) Кораблик совести: воспоминания Виталия Коржикова. Фома, 12 апреля. [Электронный ресурс]. URL: https://foma.ru/korablik-sovesti-vspominaya-vitaliya-korzhikova.html (дата обращения 12.09.2019).

Гайсумова, Л. Д., Эльмурзаев, Р. С., Иразова, М. А. (2015) Формирование географических представлений на уроках географии в условиях современной школы. Молодой ученый, № 5 (85), c. 446–448.

Михайлов, И. Е. (2017) Литература + география = точки соприкосновения. МИОО, ноябрь. [Электронный ресурс]. URL: https://old.mcrkpo.ru/setevoe-izdanie/metapredmetnost-v-shkole/16372-literatura-geografiya-tochki-soprikosnoveniya.html (дата обращения 12.09.2019).

Смирнова, З. Сто лет спустя. В кн.: Г. С. Альтшуллер. Судьба предвидений Жюля Верна. [Электронный ресурс]. URL: https://lit.wikireading.ru/29796 (дата обращения 12.09.2019).

SOURCES

Alekseev, A. I., Kim, E. V., Nizovtsev, V. A. (2019) Geografiya. Geografiya Rossii. Khozyajstvo i geograficheskie rajony. 9 klass [Geography. Geography of Russia. Household and geographical areas. Grade 9]. Moscow: Drofa Publ., 336 p. (In Russian)

Il’in, M. I. (2018) Vospominaniya yungi Zakhara Zagadkina [Memoirs of a cabin boy Zakhar Zagadkin]. Saint Petersburg; Moscow: Rech’ Publ., 128 p. (In Russian)

Klimanova, O. A., Klimanov, V. V., Kim, E. V. (2012) Geografiya. Zemlevedenie. 5–6 kl. [Geography. Geography. Grade 5–6]. Moscow: Drofa Publ., 272 p. (In Russian)

Kuznetsov, A. P., Savel’eva, L. E., Dronov, V. P. (2011) Geografiya. Zemlya i lyudi. 7 klass [Geography. Earth and people. Grade 7]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 175 p. (In Russian)

Lobzhanidze, A. A. (2014) Geografiya. Planeta Zemlya. 5–6 klassy [Geography. Planet Earth. Grade 5–6]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 159 p. (In Russian)

Sanin, M. V. (1977) Vokrug sveta — za pogodoj [Around the world — for the weather]. Moscow: Molodaya gvardiya Publ., 480 p. (In Russian)

Sladkov, N. Rasskazy dlya detej o zhivotnykh i prirode [Children stories about animals and nature]. [Online]. Available at: https://skazkii.ru/nikolaj-sladkov (accessed 12.09.2019). (In Russian)

Twain, M. (1993) Priklyucheniya Toma Sojera. Priklyucheniya Gekel’berri Finna. Tom Sojer — syshchik. Tom Sojer za granitsej [The adventures of Tom Sawyer. The adventures of Huckleberry Finn. Tom Sawyer is a detective. Tom Sawyer abroad]. Moscow: Poligrafresursy Publ.; Kharkiv: SP “Folio”, 574 p. (In Russian)

Usova, G. Avstraliya — strana naoborot [Australia — A country upside down]. [Online]. Available at: http://www. litkarta.ru/world/australia/library/usova-avstralija-strana-naoborot/ (accessed 12.09.2019). (In Russian)

Zakhoder, B. Listki (poema v stikhotvoreniyakh) [Leaflets (verse poem)]. [Online]. Available at: http://ruthenia. ru/60s/zahoder/listki.htm (accessed 12.09.2019). (In Russian)

REFERENCES

Analiz skazki Lesnaya gazeta Bianki [Analysis of the Bianki’s tale “Forest newspaper”]. [Online]. Available at: https:// sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-skazki-lesnaya-gazeta-bianki (accessed 12.09.2019). (In Russian)

Bogatyreva, N. (2016) Korablik sovesti: Vospominaniya Vitaliya Korzhikova [Ship of conscience: The memoirs of Vitaly Korzhikov]. Foma, 12 April. [Online]. Available at: https://foma.ru/korablik-sovesti-vspominaya-vitaliya-korzhikova.html (accessed 12.09.2019). (In Russian)

Gajsumova, L. D., El’murzaev, R. S., Irazova, M. A. (2015) Formirovanie geograficheskikh predstavlenij na urokakh geografii v usloviyakh sovremennoj shkoly [The formation of geographical representations in geography classes in a modern school]. Molodoj uchenyj, no. 5 (85), pp. 446–448. (In Russian)

Mikhajlov, I. E. (2017) Literatura + geografiya = tochki soprikosnoveniya [Literature + geography = contact points]. MIOO, November. [Online]. Available at: https://old.mcrkpo.ru/setevoe-izdanie/metapredmetnost-v-shkole/16372- literatura-geografiya-tochki-soprikosnoveniya.html (accessed 12.09.2019). (In Russian)

Smirnova, Z. Sto let spustya [One hundred years later]. [Online]. Available at: https://lit.wikireading.ru/29796 (accessed 12.09.2019). (In Russian)

Опубликован

21.11.2019

Выпуск

Раздел

Статьи