Зачем школе соучаствующее проектирование: представления административной команды образовательной организации
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2025-7-2-100-108Ключевые слова:
атмосфера доверия, дружелюбная среда в школе, соучаствующее проектирование, соучастные практики, имидж школыАннотация
В последние годы соучаствующее проектирование с подростками приобретает все большую популярность, так как влияет на формирование субъектности, развитие творческого потенциала, коммуникабельности, критического мышления, навыков работы в команде. Тем не менее в образовательных учреждениях такие практики все еще применяются довольно редко. Это связано с тем, что решение о реализации подобных проектов чаще всего принимают руководители школ, которые не всегда знают о возможностях и результатах применения метода соучаствующего проектирования.
Для выявления факторов, побуждающих административную команду школ реализовывать практику соучаствующего проектирования в образовательных организациях, мы провели интервью с представителями администрации восьми школ. В образовательных организациях были реализованы проекты преобразования школьных пространств с участием подростков.
Анализ интервью позволил выявить эффекты от соучастных практик. Администрация школ видит значимые результаты как для детей, так и для развития школы — повышение имиджа школы, снижение количества конфликтов, формирование атмосферы доверия, повышение уровня вовлеченности родителей в жизнь школы. Соучаствующее проектирование позволяет создать пространство для диалога, где мнения всех участников важны и учитываются.
В статье описаны проблемы, с которыми сталкиваются руководители школ при реализации соучастных проектов, такие как недостаток финансирования, организационно-бытовые проблемы и сложности вовлечения педагогов в проекты. Предложены рекомендации по преодолению трудностей при реализации соучастных практик и их эффективному внедрению в школах.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Ассоциация исследователей и практиков соучаствующего проектирования с подростками. (2025) [Электронный ресурс]. URL: http://городдляменя.рф (дата обращения 20.04.2025).
ЛИТЕРАТУРА
Андреев, Д. В. (2021) Вовлечение детей и подростков в городские проекты. Опыт проекта «Другой Данилов». Городские исследования и практики, т. 6, № 3, с. 22–38. https://doi.org/10.17323/usp63202122-38
Арно, А. О. (2018) Проект образовательного пространства начальной школы. Нижегородское образование, № 1, с. 87–90.
Виноградова, И. А. (2022) Развитие личностного потенциала обучающихся в процессе соучаствующего проектирования школьного пространства. В кн.: О. А. Гончаров (ред.). Психология третьего тысячелетия: IX Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти научного руководителя кафедры психологии государственного университета «Дубна» Бориса Гурьевича Мещерякова. Дубна: Изд-во Университета «Дубна», с. 57–64.
Гурарий, Л. В. (2023) Мейкерство и соучастие в школе: с чего начать и как вовлечь детей и взрослых? В кн.: А. Н. Россинская, Е. С. Романичева (ред.). МАГИический чемодан: методические материалы для педагогов и не только. М.: Изд-во Московского городского педагогического университета, с. 210–221.
Иванова, Е. В., Барсукова, Е. М. (2023) 9 шагов соучаствующего проектирования. М.: А-Приор, 40 с.
Коэн, А. К. (1965) Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения. В кн.: Г. В. Осипов (ред.). Социология сегодня: проблемы и перспективы. М.: Прогресс, с. 520–521.
Ле-ван, Т. Н., Филатова, Б., Якшина, А. Н. (2021) Как спроектировать школьный двор: соучаствующее проектирование с детьми и школьным сообществом. Идеи для руководителей. М.: Экон-Информ, 58 с.
Маякова, Е. В., Виноградова, И. А. (2020) Проектирование школьной среды для развития soft skills обучающихся. В кн.: М. Г. Пугачева (ред.). Тенденции развития образования: как спланировать и реализовать эффективные образовательные реформы. Материалы XVII ежегодной Международной научно- практической конференции. М.: Дело, с. 138–145.
Островерх, О. С., Тихомирова, А. В. (2021) Соучастное проектирование образовательного пространства новой школы. Вопросы образования, № 3, с. 260–283. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-260-283
Шустова, И. Ю. (2019) Становление субъектности современного школьника. Отечественная и зарубежная педагогика, т. 2, № 1 (58), с. 76–86.
SOURCES
Assotsiatsiya issledovatelej i praktikov souchastvuyushchego proektirovaniya s podrostkami [Association of researchers and practitioners of participatory design with adolescents]. (2025) [Online]. Available at: http://городдляменя.рф (accessed 20.04.2025). (In Russian)
REFERENCES
Andreev, D. V. (2021) Vovlechenie detej i podrostkov v gorodskie proekty. Opyt proekta “Drugoj Danilov” [The engagement of children and teens in urban projects. The case of “Drugoy Danilov” project]. Gorodskie issledovaniya i praktiki — Urban Studies and Practices, vol. 6, no. 3, pp. 22–38. https://doi.org/10.17323/usp63202122-38 (In Russian)
Arno, A. O. (2018) Proekt obrazovatel’nogo prostranstva nachal’noj shkoly [The project of the educational space of primary school]. Nizhegorodskoe obrazovanie, no. 1, pp. 87–90. (In Russian)
Cohen, A. K. (1965) Issledovanie problem sotsial’noj dezorganizatsii i otklonyayushchegosya povedeniya [Research on the problems of social disorganization and deviant behavior]. In: G. V. Osipov (ed.). Sotsiologiya segodnya: problemy i perspektivy [Sociology today: Problems and prospects]. Moscow: Progress Publ., pp. 520–521.
Gurarij, L. V. (2023) Mejkerstvo i souchastie v shkole: s chego nachat’ i kak vovlech’ detej i vzroslykh? [Making and participation in school: Where to start and how to involve children and adults?]. In: A. N. Rossinskaya, E. S. Romanicheva (eds.). MAGIicheskij chemodan: metodicheskie materialy dlya pedagogov i ne tol’ko [The magic suitcase: Methodological materials for educators and beyond]. Moscow: Moscow City University Publ., pp. 210–221. (In Russian)
Ivanova, E. V., Barsukova, E. M. (2023) 9 shagov souchastvuyushchego proektirovaniya [9 steps of participatory design]. Moscow: A-Prior Publ., 40 p. (In Russian)
Le-van, T. N., Filatova, B., Yakshina, A. N. (2021) Kak sproektirovat’ shkol’nyj dvor: souchastvuyushchee proektirovanie s det’mi i shkol’nym soobshchestvom. Idei dlya rukovoditelej [How to design a schoolyard: Participatory design with children and the school community. Ideas for leaders]. Moscow: Ekon-Inform Publ., 58 p. (In Russian)
Mayakova, E. V., Vinogradova, I. A. (2020) Proektirovanie shkol’noj sredy dlya razvitiya soft skills obuchayushchikhsya [Designing a school environment for the development of soft skills of students]. In: M. G. Pugacheva (ed.). Tendentsii razvitiya obrazovaniya: kak splanirovat’ i realizovat’ effektivnye obrazovatel’nye reformy. Materialy XVII ezhegodnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Trends in education development: How to plan and implement effective educational reforms. Materials of the XVII Annual International scientific and practical conference]. Moscow: Delo Publ., pp. 138–145. (In Russian)
Ostroverkh, O. S., Tikhomirova, A. V. (2021) Souchastnoe proektirovanie obrazovatel’nogo prostranstva novoj shkoly [Participatory design of new school learning environments]. Voprosy obrazovaniya — Educational Studies Moscow, no. 3, pp. 260–283. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-260-283 (In Russian)
Shustova, I. Yu. (2019) Stanovlenie sub’ektnosti sovremennogo shkol’nika [Communiti in the development of subjectivity of modern student]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, vol. 2, no. 1 (58), pp. 76–86. (In Russian)
Vinogradova, I. A. (2022) Razvitie lichnostnogo potentsiala obuchayushchikhsya v protsesse souchastvuyushchego proektirovaniya shkol’nogo prostranstva [Development of students’ personal potential in the process of participatory school space design]. In: O. A. Goncharov (ed.). Psikhologiya tret’ego tysyacheletiya: IX Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya, posvyashchennaya pamyati nauchnogo rukovoditelya kafedry psikhologii gosudarstvennogo universiteta “Dubna” Borisa Gur’evicha Meshcheryakova [Psychology of the Third Millennium: IX International scientific and practical conference in memory of the scientific director of the Department of Psychology of the Dubna State University Boris Guryevich Meshcheryakov]. Dubna: University of Dubna Publ., pp. 57–64. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Валерия Сергеевна Асафова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы предоставляют материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате в любых целях, делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал в любых целях, включая коммерческие.
Данная лицензия сохраняет за автором права на статью, но разрешает другим свободно распространять, использовать и адаптировать работу при обязательном условии указания авторства. Пользователи должны предоставить корректную ссылку на оригинальную публикацию в нашем журнале, указать имена авторов и отметить факт внесения изменений (если таковые были).
Авторские права сохраняются за авторами. Лицензия CC BY 4.0 не передает права третьим лицам, а лишь предоставляет пользователям заранее данное разрешение на использование при соблюдении условия атрибуции. Любое использование будет происходить на условиях этой лицензии. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.





