Зачем школе соучаствующее проектирование: представления административной команды образовательной организации

Авторы

  • Валерия Сергеевна Асафова АНО «Город для меня»

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2025-7-2-100-108

Ключевые слова:

атмосфера доверия, дружелюбная среда в школе, соучаствующее проектирование, соучастные практики, имидж школы

Аннотация

В последние годы соучаствующее проектирование с подростками приобретает все большую популярность, так как влияет на формирование субъектности, развитие творческого потенциала, коммуникабельности, критического мышления, навыков работы в команде. Тем не менее в образовательных учреждениях такие практики все еще применяются довольно редко. Это связано с тем, что решение о реализации подобных проектов чаще всего принимают руководители школ, которые не всегда знают о возможностях и результатах применения метода соучаствующего проектирования.

Для выявления факторов, побуждающих административную команду школ реализовывать практику соучаствующего проектирования в образовательных организациях, мы провели интервью с представителями администрации восьми школ. В образовательных организациях были реализованы проекты преобразования школьных пространств с участием подростков.

Анализ интервью позволил выявить эффекты от соучастных практик. Администрация школ видит значимые результаты как для детей, так и для развития школы — повышение имиджа школы, снижение количества конфликтов, формирование атмосферы доверия, повышение уровня вовлеченности родителей в жизнь школы. Соучаствующее проектирование позволяет создать пространство для диалога, где мнения всех участников важны и учитываются.

В статье описаны проблемы, с которыми сталкиваются руководители школ при реализации соучастных проектов, такие как недостаток финансирования, организационно-бытовые проблемы и сложности вовлечения педагогов в проекты. Предложены рекомендации по преодолению трудностей при реализации соучастных практик и их эффективному внедрению в школах.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Ассоциация исследователей и практиков соучаствующего проектирования с подростками. (2025) [Электронный ресурс]. URL: http://городдляменя.рф (дата обращения 20.04.2025).

ЛИТЕРАТУРА

Андреев, Д. В. (2021) Вовлечение детей и подростков в городские проекты. Опыт проекта «Другой Данилов». Городские исследования и практики, т. 6, № 3, с. 22–38. https://doi.org/10.17323/usp63202122-38

Арно, А. О. (2018) Проект образовательного пространства начальной школы. Нижегородское образование, № 1, с. 87–90.

Виноградова, И. А. (2022) Развитие личностного потенциала обучающихся в процессе соучаствующего проектирования школьного пространства. В кн.: О. А. Гончаров (ред.). Психология третьего тысячелетия: IX Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти научного руководителя кафедры психологии государственного университета «Дубна» Бориса Гурьевича Мещерякова. Дубна: Изд-во Университета «Дубна», с. 57–64.

Гурарий, Л. В. (2023) Мейкерство и соучастие в школе: с чего начать и как вовлечь детей и взрослых? В кн.: А. Н. Россинская, Е. С. Романичева (ред.). МАГИический чемодан: методические материалы для педагогов и не только. М.: Изд-во Московского городского педагогического университета, с. 210–221.

Иванова, Е. В., Барсукова, Е. М. (2023) 9 шагов соучаствующего проектирования. М.: А-Приор, 40 с.

Коэн, А. К. (1965) Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения. В кн.: Г. В. Осипов (ред.). Социология сегодня: проблемы и перспективы. М.: Прогресс, с. 520–521.

Ле-ван, Т. Н., Филатова, Б., Якшина, А. Н. (2021) Как спроектировать школьный двор: соучаствующее проектирование с детьми и школьным сообществом. Идеи для руководителей. М.: Экон-Информ, 58 с.

Маякова, Е. В., Виноградова, И. А. (2020) Проектирование школьной среды для развития soft skills обучающихся. В кн.: М. Г. Пугачева (ред.). Тенденции развития образования: как спланировать и реализовать эффективные образовательные реформы. Материалы XVII ежегодной Международной научно- практической конференции. М.: Дело, с. 138–145.

Островерх, О. С., Тихомирова, А. В. (2021) Соучастное проектирование образовательного пространства новой школы. Вопросы образования, № 3, с. 260–283. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-260-283

Шустова, И. Ю. (2019) Становление субъектности современного школьника. Отечественная и зарубежная педагогика, т. 2, № 1 (58), с. 76–86.

SOURCES

Assotsiatsiya issledovatelej i praktikov souchastvuyushchego proektirovaniya s podrostkami [Association of researchers and practitioners of participatory design with adolescents]. (2025) [Online]. Available at: http://городдляменя.рф (accessed 20.04.2025). (In Russian)

REFERENCES

Andreev, D. V. (2021) Vovlechenie detej i podrostkov v gorodskie proekty. Opyt proekta “Drugoj Danilov” [The engagement of children and teens in urban projects. The case of “Drugoy Danilov” project]. Gorodskie issledovaniya i praktiki — Urban Studies and Practices, vol. 6, no. 3, pp. 22–38. https://doi.org/10.17323/usp63202122-38 (In Russian)

Arno, A. O. (2018) Proekt obrazovatel’nogo prostranstva nachal’noj shkoly [The project of the educational space of primary school]. Nizhegorodskoe obrazovanie, no. 1, pp. 87–90. (In Russian)

Cohen, A. K. (1965) Issledovanie problem sotsial’noj dezorganizatsii i otklonyayushchegosya povedeniya [Research on the problems of social disorganization and deviant behavior]. In: G. V. Osipov (ed.). Sotsiologiya segodnya: problemy i perspektivy [Sociology today: Problems and prospects]. Moscow: Progress Publ., pp. 520–521.

Gurarij, L. V. (2023) Mejkerstvo i souchastie v shkole: s chego nachat’ i kak vovlech’ detej i vzroslykh? [Making and participation in school: Where to start and how to involve children and adults?]. In: A. N. Rossinskaya, E. S. Romanicheva (eds.). MAGIicheskij chemodan: metodicheskie materialy dlya pedagogov i ne tol’ko [The magic suitcase: Methodological materials for educators and beyond]. Moscow: Moscow City University Publ., pp. 210–221. (In Russian)

Ivanova, E. V., Barsukova, E. M. (2023) 9 shagov souchastvuyushchego proektirovaniya [9 steps of participatory design]. Moscow: A-Prior Publ., 40 p. (In Russian)

Le-van, T. N., Filatova, B., Yakshina, A. N. (2021) Kak sproektirovat’ shkol’nyj dvor: souchastvuyushchee proektirovanie s det’mi i shkol’nym soobshchestvom. Idei dlya rukovoditelej [How to design a schoolyard: Participatory design with children and the school community. Ideas for leaders]. Moscow: Ekon-Inform Publ., 58 p. (In Russian)

Mayakova, E. V., Vinogradova, I. A. (2020) Proektirovanie shkol’noj sredy dlya razvitiya soft skills obuchayushchikhsya [Designing a school environment for the development of soft skills of students]. In: M. G. Pugacheva (ed.). Tendentsii razvitiya obrazovaniya: kak splanirovat’ i realizovat’ effektivnye obrazovatel’nye reformy. Materialy XVII ezhegodnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Trends in education development: How to plan and implement effective educational reforms. Materials of the XVII Annual International scientific and practical conference]. Moscow: Delo Publ., pp. 138–145. (In Russian)

Ostroverkh, O. S., Tikhomirova, A. V. (2021) Souchastnoe proektirovanie obrazovatel’nogo prostranstva novoj shkoly [Participatory design of new school learning environments]. Voprosy obrazovaniya — Educational Studies Moscow, no. 3, pp. 260–283. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-260-283 (In Russian)

Shustova, I. Yu. (2019) Stanovlenie sub’ektnosti sovremennogo shkol’nika [Communiti in the development of subjectivity of modern student]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, vol. 2, no. 1 (58), pp. 76–86. (In Russian)

Vinogradova, I. A. (2022) Razvitie lichnostnogo potentsiala obuchayushchikhsya v protsesse souchastvuyushchego proektirovaniya shkol’nogo prostranstva [Development of students’ personal potential in the process of participatory school space design]. In: O. A. Goncharov (ed.). Psikhologiya tret’ego tysyacheletiya: IX Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya, posvyashchennaya pamyati nauchnogo rukovoditelya kafedry psikhologii gosudarstvennogo universiteta “Dubna” Borisa Gur’evicha Meshcheryakova [Psychology of the Third Millennium: IX International scientific and practical conference in memory of the scientific director of the Department of Psychology of the Dubna State University Boris Guryevich Meshcheryakov]. Dubna: University of Dubna Publ., pp. 57–64. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

24.09.2025

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)