Соучаствующее проектирование: пространство возможностей для подростков

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2025-7-2-117-127

Ключевые слова:

личностно-развивающая образовательная среда, пространственно-предметный компонент среды, подростки, пространство возможностей, соучаствующее проектирование

Аннотация

В настоящее время назрела необходимость в выпускниках школ, обладающих высоким уровнем развития творческих способностей, способных оперативно и оригинально решать нестандартные жизненные задачи, умеющих применять получаемые в процессе базового образования знания на практике, инициативных и ответственных.

С целью изучения образовательной среды и выявления условий для развития активности ребенка, его личностной свободы было проведено исследование школьной среды с использованием методики педагогической экспертизы школьной среды В. А. Ясвина. На основе полученных данных выявлены недостаточные условия для развития самостоятельности и творчества детей.

Целью работы стало развитие образовательной среды и минимизация дефицитов в контексте активности, широты и эмоциональности среды с применением практики соучаствующего проектирования.

Ценность соучастия определялась не столько в изменении оформления помещения, зонировании пространств, в преображении не приспособленных для занятий и отдыха зон, сколько в создании возможностей для самовыражения детей. Применение метода соучаствующего проектирования позволило вовлечь всех участников образовательных отношений в создание нового образовательного пространства, обеспечивающего формирование согласованной, адекватной вызовам времени образовательной среды посредством преобразования предметно-пространственного компонента школы, помогло осуществить благоустройство школы совместно с обучающимися и запустило процесс присвоения детьми образовательного пространства.

Эффективность применения соучаствующего проектирования в преобразованиях школьного пространства доказана положительной динамикой развития образовательной среды в показателях интенсивности, эмоциональности, активности, безопасности и др.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Дирюгина, Е. Г., Катеева, М. И., Рычка, Н. Е. и др. (2023) Концептуальные основы программы по развитию личностного потенциала. М.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 228 с.

Иванова, Е. В., Барсукова, Е. М. (2023) 9 шагов соучаствующего проектирования. М.: А-Приор, 40 с.

Иванова, Е. В., Виноградова, И. А., Барсукова, Е. М. (2022) Новая среда: как менять образовательное пространство школ и детских садов. М.: Альпина ПРО, 188 с.

Ле-ван, Т. Н., Филатова, Б., Якшина, А. Н. (2021) Как спроектировать школьный двор: соучаствующее проектирование с детьми и школьным сообществом. Идеи для руководителей. М.: Экон-Информ, 58 с.

Островерх, О. С., Тихомирова, А. В. (2021) Соучастное проектирование образовательного пространства новой школы. Вопросы образования, № 3, с. 260–283. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-260-283

Поливанова, К. Н., Бочавер, А. А. (2022) Возможна ли детская самостоятельность в современной школе? Психологическая наука и образование, т. 27, № 3, с. 6–15. https://doi.org/10.17759/pse.2022270301

Филипова, А. Г. (ред.). (2022) Лестница участия: право детей и подростков на город, в котором они живут. СПб.: Астерион, 176 с.

Ясвин, В. А. (2019) Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование, 448 с.

REFERENCES

Diryugina, E. G., Kateeva, M. I., Rychka, N. E. et al. (2023) Kontseptual’nye osnovy programmy po razvitiyu lichnostnogo potentsiala [Conceptual foundations of the program for personal potential development]. Moscow: Charitable Foundation “Investment to the Future” Publ., 228 p. (In Russian)

Filipova, A. G. (ed.). (2022) Lestnitsa uchastiya: pravo detej i podrostkov na gorod, v kotorom oni zhivut [Ladder of participation: The right of children and adolescents to the city in which they live]. Saint Petersburg: Asterion Publ., 176 p. (In Russian)

Ivanova, E. V., Barsukova, E. M. (2023) 9 shagov souchastvuyushchego proektirovaniya [9 steps of participatory design]. Moscow: A-Prior Publ., 40 p. (In Russian)

Ivanova, E. V., Vinogradova, I. A., Barsukova, E. M. (2022) Novaya sreda: kak menyat’ obrazovatel’noe prostranstvo shkol i detskikh sadov [New environment: How to change the educational space in schools and kindergartens]. Moscow: Alpina PRO Publ., 188 p. (In Russian)

Le-van, T. N., Filatova, B., Yakshina, A. N. (2021) Kak sproektirovat’ shkol’nyj dvor: souchastvuyushchee proektirovanie s det’mi i shkol’nym soobshchestvom. Idei dlya rukovoditelej [How to design a schoolyard: Participatory design with children and the school community. Ideas for leaders]. Moscow: Ekon-Inform Publ., 58 p. (In Russian)

Ostroverkh, O. S., Tikhomirova, A. V. (2021) Souchastnoe proektirovanie obrazovatel’nogo prostranstva novoj shkoly [Participatory design of new school learning environments]. Voprosy obrazovaniya — Educational Studies Moscow, no. 3, pp. 260–283. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-260-283 (In Russian)

Polivanova, K. N., Bochaver, A. A. (2022) Vozmozhna li detskaya samostoyatel’nost’ v sovremennoj shkole? [Is students’ autonomy possible at contemporary school?]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 27, no. 3, pp. 6–15. https://doi.org/10.17759/pse.2022270301 (In Russian)

Yasvin, V. A. (2019) Shkol’naya sreda kak predmet izmereniya: ekspertiza, proektirovanie, upravlenie [The school environment as a subject of measurement: Expertise, design, management]. Moscow: Narodnoe obrazovanie Publ., 448 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

24.09.2025

Выпуск

Раздел

Статьи