Инжиниринг или соучаствующее проектирование?
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2025-7-2-85-91Ключевые слова:
соучаствующее проектирование, инжиниринг атмосферы соучастия, стейкхолдеры, брендинг, образовательная средаАннотация
Соучаствующее проектирование как способ организации общественного взаимодействия быстро приобретает известность в России и становится значимым инструментом преобразования школьного пространства, а также форматом создания и развития сплоченного школьного коллектива на базе единых принципов и устремлений. При этом далеко не все заинтересованные стороны образовательной организации готовы объединиться и совместно принять участие в воплощении важных инициатив. Это ведет к взаимному недоверию среди участников учебного процесса. Даже когда детская инициатива начинается с совместного участия, это нередко заканчивается неудачей.
В статье исследуется опыт разработки брендирования школы c использованием практики соучаствующего проектирования со старшеклассниками.
Участникам проекта удалось провести среди всех заинтересованных сторон эмоциональную оценку предметно-пространственной среды школы с использованием методики «Незаконченные предложения», составить свой первый бриф, выявить общее понимание школьного пространства учениками, учителями и родителями, а также сформулировать набор основных ценностей школы.
В статье представлен ряд особенностей проектирования пространственно- семантического и коммуникационно-организационного компонентов образовательной среды. Соучаствующее проектирование подразумевает переход от поступательного восхождения по ступеням вовлеченного проектирования как самоцели к палитре выбора, где дети знают о разноуровневой градации точек роста и выбирают их самостоятельно. В зависимости от обстоятельств / желания соучастие детей, детей и взрослых в преобразовании пространства несет в себе позитивный эффект пробуждает «голос школьника», развивает социальную активность, формирует коммуникативную компетенцию, обеспечивает творческое вдохновение и первые профессиональные пробы.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Виноградова, И. А., Иванова, Е. В., Нестерова, О. В. (2018) Исследование предметно-пространственной среды школы методом семантического дифференциала. Образование и наука, т. 20, № 6, с. 118–138. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-118-138
Санофф, Г. (2015) Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов. Вологда: Проектная группа 8, 170 с.
Ясвин, В. А. (2019) Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование, 448 с.
Hart, R. A. (2008) Stepping back from ‘The ladder’: Reflections on a model of participatory work with children. In: A. Reid, B. B. Jensen, J. Nikel, V. Simovska (eds.). Participation and learning. Perspectives on education and the environment, health and sustainability. Dordrecht: Springer Publ., pp. 19–31. https://doi.org/10.1007/978-1-4020-6416-6_2
REFERENCES
Hart, R. A. (2008) Stepping back from ‘The ladder’: Reflections on a model of participatory work with children. In: A. Reid, B. B. Jensen, J. Nikel, V. Simovska (eds.). Participation and learning. Perspectives on education and the environment, health and sustainability. Dordrecht: Springer Publ., pp. 19–31. https://doi.org/10.1007/978-1-4020-6416-6_2 (In English)
Sanoff, H. (2015) Souchastvuyushchee proektirovanie. Praktiki obshchestvennogo uchastiya v formirovanii sredy bol’shikh i malykh gorodov [Democratic design. Participation case studies in urban and small town environments]. Vologda: Proektnaya gruppa 8 Publ., 170 p. (In Russian)
Vinogradova, I. A., Ivanova, E. V., Nesterova, O. V. (2018) Issledovanie predmetno-prostranstvennoj sredy shkoly metodom semanticheskogo differentsiala [Investigation of the subject-spatial environment of the school by the method of semantic differential]. Obrazovanie i nauka — The Education and Science Journal, vol. 20, no. 6, pp. 118–138. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-118-138 (In Russian)
Yasvin, V. A. (2019) Shkol’naya sreda kak predmet izmereniya: ekspertiza, proektirovanie, upravlenie [School environment as an object of measurement: Examination, design, management]. Moscow: Narodnoe obrazovanie Publ., 448 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Александр Александрович Быстров

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы предоставляют материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате в любых целях, делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал в любых целях, включая коммерческие.
Данная лицензия сохраняет за автором права на статью, но разрешает другим свободно распространять, использовать и адаптировать работу при обязательном условии указания авторства. Пользователи должны предоставить корректную ссылку на оригинальную публикацию в нашем журнале, указать имена авторов и отметить факт внесения изменений (если таковые были).
Авторские права сохраняются за авторами. Лицензия CC BY 4.0 не передает права третьим лицам, а лишь предоставляет пользователям заранее данное разрешение на использование при соблюдении условия атрибуции. Любое использование будет происходить на условиях этой лицензии. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.





