Соучаствующее проектирование: как оно способствует улучшению психологического климата в школе?

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2025-7-2-147-160

Ключевые слова:

безопасная школьная среда, психологическая безопасность, соучаствующее проектирование, соучастие, школьный климат

Аннотация

Благополучие детей, удовлетворенность школой, доброжелательные отношения со сверстниками и учителями, усиление субъектной позиции обучающихся — важные составляющие школьной жизни и благоприятного психологического климата.

Формирование психологически безопасной среды и школьного климата в статье рассматривается через призму соучаствующего проектирования пространственно-предметной среды школы, создание пространства активного взаимодействия участников образовательных отношений.

Ценность соучастия заключается в возникающем чувстве сопричастности, возможности принятия решений и ответственности за него, поддержке инициативы другого, неформальном взаимодействии и сотрудничестве детей с педагогами. Соучаствующее проектирование положительно влияет на школьный климат, что показано на кейсе совместного детско- взрослого преобразования рекреации и библиотечного пространства школы. С целью доказательства этого положения было проведено исследование изменений школьного климата с использованием методик «Психологическая безопасность образовательной среды» и «Школьный климат».

Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике по показателям безопасности образовательной среды: отношение к образовательной среде, защищенность от психологического насилия — и индикаторам, характеризующим благоприятный психологический климат: положительное отношение к школе и педагогам, снижение уровня агрессивности среды. Это демонстрирует, что само соучастие, совместные форматы работы и взаимодействия обучающихся и педагогов приводят к их сближению, позволяют сформировать иной тип отношений — сотрудничество, которое влияет на школьный климат.

Представленный опыт соучаствующего проектирования школьной рекреации и библиотечного пространства может быть успешно реализован в большинстве образовательных организаций, заинтересованных в налаживании взаимодействия между участниками образовательных отношений, в формировании положительного климата в школе.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Акасевич, О. А., Панченко, Н. В. (2022) Школьный климат как фактор повышения качества образования в современной общеобразовательной организации. Педагогическая перспектива, № 4 (8), с. 22–29. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_22

Александров, Д. А., Иванюшина, В. А., Ходоренко, Д. К., Тенишева, К. А. (2018) Школьный климат: концепция и инструмент измерения. М.: Изд-во Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 104 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1737-6

Баева, И. А. (2002) Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 270 с.

Баева, И. А. (2024) Психологическая безопасность образовательной среды: становление направления и перспективы развития. Экстремальная психология и безопасность личности, т. 1, № 3, с. 5–19. https://doi.org/10.17759/epps.2024010301

Баева, И. А., Тарасов, С. В. (ред.). (2017) Психолого-педагогическое сопровождение безопасной образовательной среды: экспертиза и диагностика. СПб.: Изд-во Ленинградского областного института развития образования, 236 с.

Виноградова, И. А., Евсеева, Я. А. (2024) Вовлечение детей младшего школьного возраста в проектирование школьных рекреаций. В кн.: С. В. Пазухина, И. Л. Федотенко (ред.). Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Среда, с. 94–96.

Гайфуллина, Н. Г. (2018) Влияние психологического климата в учебном коллективе на успешность обучения старшеклассников. Проблемы современного педагогического образования, № 59-3, с. 438–441.

Иванова, Е. В., Виноградова, И. А. (2020) Оцениваем учебное пространство школы: физические критерии образовательной среды. Методист, № 8, с. 4–8.

Иванова, Е. В., Виноградова, И. А., Барсукова, Е. М. (2022) Новая среда: как менять образовательное пространство школ и детских садов. М.: Альпина ПРО, 188 с.

Павленко, К. В., Дементьева, Ю. О. (2022) Роль семьи в образовании ребенка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой: информационный бюллетень. М.: Изд-во Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 52 с.

Панюкова, Ю. Г., Александрова, Е. С. (2024) Соучаствующее проектирование как практика взаимодействия с образовательной пространственной средой. Вестник практической психологии образования, т. 21, № 3, с. 70–76. https://doi.org/10.17759/bppe.2024210309

Хейдметс, М. Э. (1988) Феномен персонализации среды: теоретический анализ. В кн.: Х. Х. Миккин (ред.). Средовые условия групповой деятельности. Таллин: Изд-во Таллинского педагогического института им. Э. Вильде, с. 7–57.

Ясвин, В. А. (2001) Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е изд. М.: Смысл, 365 с.

Ясвин, В. А. (2020) Школьное средоведение и педагогическое средотворение. Экспертно-проектный практикум. М.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 142 с.

Barrett, P. S., Zhang, Y., Davies, F., Barrett, L. C. (2015) Clever classrooms: Summary report of the HEAD project. Manchester: University of Salford Publ., 123 р.

Barrett, P. S., Treves, A., Shmis, T. et al. (2019) The impact of school infrastructure on learning: A synthesis of the evidence. Washington: World Bank Publ., 68 p. https://doi.org/10.1596/978-1-4648-1378-8

Blyth, A., Almeida, R., Forrester, D. et al. (2012a) Upgrading school buildings in Mexico with social participation: The better schools programme. Paris: OECD Publ., 115 p. https://doi.org/10.1787/9789264178823-en

Blyth, A., Almeida, R., Forrester, D. et al. (2012b) Modernising secondary school buildings in Portugal. Paris: OECD Publ., 69 p. https://doi.org/10.1787/9789264128774-en

Hargreaves, A., Fullan, M. (2012) Professional capital: Transforming teaching in every school. New York; London: Teachers College Press, 220 p.

Jenkins, H. (2012) Textual poachers: Television fans and participatory culture. 2nd ed. New York: Routledge Publ., 424 р. https://doi.org/10.4324/9780203114339

Jenkins, H., Purushotma, R., Weigel, M. et al. (2009) Confronting the challenges of participatory culture: Media education for the 21st century. Cambridge: The MIT Press, 145 p. https://doi.org/10.7551/mitpress/8435.001.0001

REFERENCES

Akasevich, O. A., Panchenko, N. V. (2022) Shkol’nyj klimat kak faktor povysheniya kachestva obrazovaniya v sovremennoj obshcheobrazovatel’noj organizatsii [School climate as a factor in improving the quality of education in a modern general education organization]. Pedagogicheskaya perspektiva — Pedagogical Perspective, no. 4 (8), рp. 22–29. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_22 (In Russian)

Aleksandrov, D. A., Ivanyushina, V. A., Khodorenko, D. K., Tenisheva, K. A. (2018) Shkol’nyj klimat: kontseptsiya i instrument izmereniya [School climate: Concept and measurement tool]. Moscow: National Research University Higher School of Economics Publ., 104 p. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1737-6 (In Russian)

Baeva, I. A. (2002) Psikhologicheskaya bezopasnost’ v obrazovanii [Psychological safety in education]. Saint Petersburg: Soyuz Publ., 270 p. (In Russian)

Baeva, I. A. (2024) Psikhologicheskaya bezopasnost’ obrazovatel’noj sredy: stanovlenie napravleniya i perspektivy razvitiya [Psychological safety of the educational environment: Formation of directions and development prospects]. Extremal’naya psikhologiya i bezopasnost’ lichnosti — Extreme Psychology and Personal Safety, vol. 1, no. 3, pp. 5–19. https://doi.org/10.17759/epps.2024010301

Baeva, I. A., Tarasov, S. V. (eds.). (2017) Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatel’noj sredy: ekspertiza i diagnostika [Psycho-pedagogical support of the educational environment: Expertise and diagnostics]. Saint Petersburg: Leningrad Regional Institute of Education Development Publ., 236 p. (In Russian)

Barrett, P. S., Zhang, Y., Davies, F., Barrett, L. C. (2015) Clever classrooms: Summary report of the HEAD project. Manchester: University of Salford Publ., 123 р. (In English)

Barrett, P. S., Treves, A., Shmis, T. et al. (2019) The impact of school infrastructure on learning: A synthesis of the evidence. Washington: World Bank Publ., 68 p. https://doi.org/10.1596/978-1-4648-1378-8 (In English)

Blyth, A., Almeida, R., Forrester, D. et al. (2012a) Upgrading school buildings in Mexico with social participation: The better schools programme. Paris: OECD Publ., 115 p. https://doi.org/10.1787/9789264178823-en (In English)

Blyth, A., Almeida, R., Forrester, D. et al. (2012b) Modernising secondary school buildings in Portugal. Paris: OECD Publ., 69 p. https://doi.org/10.1787/9789264128774-en (In English)

Gaifullina, N. G. (2018) Vliyanie psikhologicheskogo klimata v uchebnom kollektive na uspeshnost’ obucheniya starsheklassnikov [The influence of psychological climate in the educational group, on the success of training high school students]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 59-3, рр. 438–441. (In Russian)

Hargreaves, A., Fullan, M. (2012) Professional capital: Transforming teaching in every school. New York; London: Teachers College Press, 220 p. (In English)

Heidmets, M. E. (1988) Fenomen personalizatsii sredy: teoreticheskij analiz [The phenomenon of personalization of the environments: A theoretical analysis]. In: H. H. Mikkin (ed.). Sredovye usloviya gruppovoj deyatel’nosti [Environmental conditions for group activities]. Tallinn: Tallinn Pedagogical Institute named after E. Vilde Publ., pp. 7–57. (In Russian)

Ivanova, E. V., Vinogradova, I. A. (2020) Otsenivaem uchebnoe prostranstvo shkoly: fizicheskie kriterii obrazovatel’noj sredy [Assessing the classroom space of the school: Physical criteria of the educational environment]. Metodist, no. 8, pp. 4–8. (In Russian)

Ivanova, E. V., Vinogradova, I. A., Barsukova, E. M. (2022) Novaya sreda: kak menyat’ obrazovatel’noe prostranstvo shkol i detskikh sadov [New environment: How to change the educational space in schools and kindergartens]. Moscow: Alpina PRO Publ., 188 p. (In Russian)

Jenkins, H. (2012) Textual poachers: Television fans and participatory culture. 2nd ed. New York: Routledge Publ., 424 р. https://doi.org/10.4324/9780203114339 (In English)

Jenkins, H., Purushotma, R., Weigel, M. et al. (2009) Confronting the challenges of participatory culture: Media education for the 21st century. Cambridge: The MIT Press, 145 p. https://doi.org/10.7551/mitpress/8435.001.0001 (In English)

Panyukova, J. G., Aleksandrova, E. S. (2024) Souchastvuyushchee proektirovanie kak praktika vzaimodejstviya s obrazovatel’noj prostranstvennoj sredoj [Participatory design as a practice of interaction with the educational spatial environment]. Vestnik prakticheskoj psikhologii obrazovaniya — Bulletin of Practical Psychology of Education, vol. 21, no. 3, pp. 70–76. https://doi.org/10.17759/bppe.2024210309 (In Russian)

Pavlenko, K. V., Dement’eva, Yu. O. (2022) Rol’ sem’i v obrazovanii rebenka: konstruirovanie obrazovatel’nogo prostranstva i kommunikatsiya so shkoloj [The role of the family in the education of the child: Designing educational space and communication with the school]. Moscow: National Research University Higher School of Economics Publ., 52 p. (In Russian)

Yasvin, V. A. (2001) Obrazovatel’naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: From modeling to design]. 2nd ed. Moscow: Smysl Publ., 365 p. (In Russian)

Yasvin, V. A. (2020) Shkol’noe sredovedenie i pedagogicheskoe sredotvorenie. Ekspertno-proektnyj praktikum [School environment studies and pedagogical environment creation: Expert design workshop]. Moscow: Charitable Foundation “Investment to the Future” Publ., 142 p. (In Russian)

Vinogradova, I. A., Evseeva, Ya. A. (2024) Vovlechenie detej mladshego shkol’nogo vozrasta v proektirovanie shkol’nykh rekreatsij [Involving primary school children in the design of school recreation areas]. In: S. V. Pazukhina, I. L. Fedotenko (eds.). Psikhologicheski bezopasnaya obrazovatel’naya sreda: problemy proektirovaniya i perspektivy razvitiya. Sbornik materialov VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Psychologically safe educational environment: Design problems and development prospects. Proceedings of the VI International scientific and practical conference]. Cheboksary: Sreda Publ., pp. 94–96. (In Russian)

Опубликован

24.09.2025

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)