Соучаствующее проектирование: как оно способствует улучшению психологического климата в школе?
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2025-7-2-147-160Ключевые слова:
безопасная школьная среда, психологическая безопасность, соучаствующее проектирование, соучастие, школьный климатАннотация
Благополучие детей, удовлетворенность школой, доброжелательные отношения со сверстниками и учителями, усиление субъектной позиции обучающихся — важные составляющие школьной жизни и благоприятного психологического климата.
Формирование психологически безопасной среды и школьного климата в статье рассматривается через призму соучаствующего проектирования пространственно-предметной среды школы, создание пространства активного взаимодействия участников образовательных отношений.
Ценность соучастия заключается в возникающем чувстве сопричастности, возможности принятия решений и ответственности за него, поддержке инициативы другого, неформальном взаимодействии и сотрудничестве детей с педагогами. Соучаствующее проектирование положительно влияет на школьный климат, что показано на кейсе совместного детско- взрослого преобразования рекреации и библиотечного пространства школы. С целью доказательства этого положения было проведено исследование изменений школьного климата с использованием методик «Психологическая безопасность образовательной среды» и «Школьный климат».
Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике по показателям безопасности образовательной среды: отношение к образовательной среде, защищенность от психологического насилия — и индикаторам, характеризующим благоприятный психологический климат: положительное отношение к школе и педагогам, снижение уровня агрессивности среды. Это демонстрирует, что само соучастие, совместные форматы работы и взаимодействия обучающихся и педагогов приводят к их сближению, позволяют сформировать иной тип отношений — сотрудничество, которое влияет на школьный климат.
Представленный опыт соучаствующего проектирования школьной рекреации и библиотечного пространства может быть успешно реализован в большинстве образовательных организаций, заинтересованных в налаживании взаимодействия между участниками образовательных отношений, в формировании положительного климата в школе.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Акасевич, О. А., Панченко, Н. В. (2022) Школьный климат как фактор повышения качества образования в современной общеобразовательной организации. Педагогическая перспектива, № 4 (8), с. 22–29. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_22
Александров, Д. А., Иванюшина, В. А., Ходоренко, Д. К., Тенишева, К. А. (2018) Школьный климат: концепция и инструмент измерения. М.: Изд-во Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 104 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1737-6
Баева, И. А. (2002) Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 270 с.
Баева, И. А. (2024) Психологическая безопасность образовательной среды: становление направления и перспективы развития. Экстремальная психология и безопасность личности, т. 1, № 3, с. 5–19. https://doi.org/10.17759/epps.2024010301
Баева, И. А., Тарасов, С. В. (ред.). (2017) Психолого-педагогическое сопровождение безопасной образовательной среды: экспертиза и диагностика. СПб.: Изд-во Ленинградского областного института развития образования, 236 с.
Виноградова, И. А., Евсеева, Я. А. (2024) Вовлечение детей младшего школьного возраста в проектирование школьных рекреаций. В кн.: С. В. Пазухина, И. Л. Федотенко (ред.). Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Среда, с. 94–96.
Гайфуллина, Н. Г. (2018) Влияние психологического климата в учебном коллективе на успешность обучения старшеклассников. Проблемы современного педагогического образования, № 59-3, с. 438–441.
Иванова, Е. В., Виноградова, И. А. (2020) Оцениваем учебное пространство школы: физические критерии образовательной среды. Методист, № 8, с. 4–8.
Иванова, Е. В., Виноградова, И. А., Барсукова, Е. М. (2022) Новая среда: как менять образовательное пространство школ и детских садов. М.: Альпина ПРО, 188 с.
Павленко, К. В., Дементьева, Ю. О. (2022) Роль семьи в образовании ребенка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой: информационный бюллетень. М.: Изд-во Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 52 с.
Панюкова, Ю. Г., Александрова, Е. С. (2024) Соучаствующее проектирование как практика взаимодействия с образовательной пространственной средой. Вестник практической психологии образования, т. 21, № 3, с. 70–76. https://doi.org/10.17759/bppe.2024210309
Хейдметс, М. Э. (1988) Феномен персонализации среды: теоретический анализ. В кн.: Х. Х. Миккин (ред.). Средовые условия групповой деятельности. Таллин: Изд-во Таллинского педагогического института им. Э. Вильде, с. 7–57.
Ясвин, В. А. (2001) Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е изд. М.: Смысл, 365 с.
Ясвин, В. А. (2020) Школьное средоведение и педагогическое средотворение. Экспертно-проектный практикум. М.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 142 с.
Barrett, P. S., Zhang, Y., Davies, F., Barrett, L. C. (2015) Clever classrooms: Summary report of the HEAD project. Manchester: University of Salford Publ., 123 р.
Barrett, P. S., Treves, A., Shmis, T. et al. (2019) The impact of school infrastructure on learning: A synthesis of the evidence. Washington: World Bank Publ., 68 p. https://doi.org/10.1596/978-1-4648-1378-8
Blyth, A., Almeida, R., Forrester, D. et al. (2012a) Upgrading school buildings in Mexico with social participation: The better schools programme. Paris: OECD Publ., 115 p. https://doi.org/10.1787/9789264178823-en
Blyth, A., Almeida, R., Forrester, D. et al. (2012b) Modernising secondary school buildings in Portugal. Paris: OECD Publ., 69 p. https://doi.org/10.1787/9789264128774-en
Hargreaves, A., Fullan, M. (2012) Professional capital: Transforming teaching in every school. New York; London: Teachers College Press, 220 p.
Jenkins, H. (2012) Textual poachers: Television fans and participatory culture. 2nd ed. New York: Routledge Publ., 424 р. https://doi.org/10.4324/9780203114339
Jenkins, H., Purushotma, R., Weigel, M. et al. (2009) Confronting the challenges of participatory culture: Media education for the 21st century. Cambridge: The MIT Press, 145 p. https://doi.org/10.7551/mitpress/8435.001.0001
REFERENCES
Akasevich, O. A., Panchenko, N. V. (2022) Shkol’nyj klimat kak faktor povysheniya kachestva obrazovaniya v sovremennoj obshcheobrazovatel’noj organizatsii [School climate as a factor in improving the quality of education in a modern general education organization]. Pedagogicheskaya perspektiva — Pedagogical Perspective, no. 4 (8), рp. 22–29. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_22 (In Russian)
Aleksandrov, D. A., Ivanyushina, V. A., Khodorenko, D. K., Tenisheva, K. A. (2018) Shkol’nyj klimat: kontseptsiya i instrument izmereniya [School climate: Concept and measurement tool]. Moscow: National Research University Higher School of Economics Publ., 104 p. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1737-6 (In Russian)
Baeva, I. A. (2002) Psikhologicheskaya bezopasnost’ v obrazovanii [Psychological safety in education]. Saint Petersburg: Soyuz Publ., 270 p. (In Russian)
Baeva, I. A. (2024) Psikhologicheskaya bezopasnost’ obrazovatel’noj sredy: stanovlenie napravleniya i perspektivy razvitiya [Psychological safety of the educational environment: Formation of directions and development prospects]. Extremal’naya psikhologiya i bezopasnost’ lichnosti — Extreme Psychology and Personal Safety, vol. 1, no. 3, pp. 5–19. https://doi.org/10.17759/epps.2024010301
Baeva, I. A., Tarasov, S. V. (eds.). (2017) Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatel’noj sredy: ekspertiza i diagnostika [Psycho-pedagogical support of the educational environment: Expertise and diagnostics]. Saint Petersburg: Leningrad Regional Institute of Education Development Publ., 236 p. (In Russian)
Barrett, P. S., Zhang, Y., Davies, F., Barrett, L. C. (2015) Clever classrooms: Summary report of the HEAD project. Manchester: University of Salford Publ., 123 р. (In English)
Barrett, P. S., Treves, A., Shmis, T. et al. (2019) The impact of school infrastructure on learning: A synthesis of the evidence. Washington: World Bank Publ., 68 p. https://doi.org/10.1596/978-1-4648-1378-8 (In English)
Blyth, A., Almeida, R., Forrester, D. et al. (2012a) Upgrading school buildings in Mexico with social participation: The better schools programme. Paris: OECD Publ., 115 p. https://doi.org/10.1787/9789264178823-en (In English)
Blyth, A., Almeida, R., Forrester, D. et al. (2012b) Modernising secondary school buildings in Portugal. Paris: OECD Publ., 69 p. https://doi.org/10.1787/9789264128774-en (In English)
Gaifullina, N. G. (2018) Vliyanie psikhologicheskogo klimata v uchebnom kollektive na uspeshnost’ obucheniya starsheklassnikov [The influence of psychological climate in the educational group, on the success of training high school students]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 59-3, рр. 438–441. (In Russian)
Hargreaves, A., Fullan, M. (2012) Professional capital: Transforming teaching in every school. New York; London: Teachers College Press, 220 p. (In English)
Heidmets, M. E. (1988) Fenomen personalizatsii sredy: teoreticheskij analiz [The phenomenon of personalization of the environments: A theoretical analysis]. In: H. H. Mikkin (ed.). Sredovye usloviya gruppovoj deyatel’nosti [Environmental conditions for group activities]. Tallinn: Tallinn Pedagogical Institute named after E. Vilde Publ., pp. 7–57. (In Russian)
Ivanova, E. V., Vinogradova, I. A. (2020) Otsenivaem uchebnoe prostranstvo shkoly: fizicheskie kriterii obrazovatel’noj sredy [Assessing the classroom space of the school: Physical criteria of the educational environment]. Metodist, no. 8, pp. 4–8. (In Russian)
Ivanova, E. V., Vinogradova, I. A., Barsukova, E. M. (2022) Novaya sreda: kak menyat’ obrazovatel’noe prostranstvo shkol i detskikh sadov [New environment: How to change the educational space in schools and kindergartens]. Moscow: Alpina PRO Publ., 188 p. (In Russian)
Jenkins, H. (2012) Textual poachers: Television fans and participatory culture. 2nd ed. New York: Routledge Publ., 424 р. https://doi.org/10.4324/9780203114339 (In English)
Jenkins, H., Purushotma, R., Weigel, M. et al. (2009) Confronting the challenges of participatory culture: Media education for the 21st century. Cambridge: The MIT Press, 145 p. https://doi.org/10.7551/mitpress/8435.001.0001 (In English)
Panyukova, J. G., Aleksandrova, E. S. (2024) Souchastvuyushchee proektirovanie kak praktika vzaimodejstviya s obrazovatel’noj prostranstvennoj sredoj [Participatory design as a practice of interaction with the educational spatial environment]. Vestnik prakticheskoj psikhologii obrazovaniya — Bulletin of Practical Psychology of Education, vol. 21, no. 3, pp. 70–76. https://doi.org/10.17759/bppe.2024210309 (In Russian)
Pavlenko, K. V., Dement’eva, Yu. O. (2022) Rol’ sem’i v obrazovanii rebenka: konstruirovanie obrazovatel’nogo prostranstva i kommunikatsiya so shkoloj [The role of the family in the education of the child: Designing educational space and communication with the school]. Moscow: National Research University Higher School of Economics Publ., 52 p. (In Russian)
Yasvin, V. A. (2001) Obrazovatel’naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: From modeling to design]. 2nd ed. Moscow: Smysl Publ., 365 p. (In Russian)
Yasvin, V. A. (2020) Shkol’noe sredovedenie i pedagogicheskoe sredotvorenie. Ekspertno-proektnyj praktikum [School environment studies and pedagogical environment creation: Expert design workshop]. Moscow: Charitable Foundation “Investment to the Future” Publ., 142 p. (In Russian)
Vinogradova, I. A., Evseeva, Ya. A. (2024) Vovlechenie detej mladshego shkol’nogo vozrasta v proektirovanie shkol’nykh rekreatsij [Involving primary school children in the design of school recreation areas]. In: S. V. Pazukhina, I. L. Fedotenko (eds.). Psikhologicheski bezopasnaya obrazovatel’naya sreda: problemy proektirovaniya i perspektivy razvitiya. Sbornik materialov VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Psychologically safe educational environment: Design problems and development prospects. Proceedings of the VI International scientific and practical conference]. Cheboksary: Sreda Publ., pp. 94–96. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Анастасия Сергеевна Агапова, Ирина Анатольевна Виноградова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы предоставляют материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате в любых целях, делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал в любых целях, включая коммерческие.
Данная лицензия сохраняет за автором права на статью, но разрешает другим свободно распространять, использовать и адаптировать работу при обязательном условии указания авторства. Пользователи должны предоставить корректную ссылку на оригинальную публикацию в нашем журнале, указать имена авторов и отметить факт внесения изменений (если таковые были).
Авторские права сохраняются за авторами. Лицензия CC BY 4.0 не передает права третьим лицам, а лишь предоставляет пользователям заранее данное разрешение на использование при соблюдении условия атрибуции. Любое использование будет происходить на условиях этой лицензии. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.





