Связь компонентов креативности с параметрами тревожности и агрессивности у подростков
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2025-7-1-37-46Ключевые слова:
подростки, креативность, разработанность, оригинальность, гибкость, беглость, тревожность, агрессивность, копингАннотация
Проблема, поднимаемая в данной работе, состоит в изучении взаимосвязи креативности и характеристик, часто приписываемых творческим людям: тревожность, агрессивность и особый выбор копинг-стратегий. Однако существует значительная противоречивость результатов, полученных в разных исследованиях. Задача, поставленная в работе, состоит в попытке связать отдельные компоненты креативности с параметрами тревожности, агрессивности и копинг-стратегиями у подростков.
В исследовании приняли участие 158 детей (12,9 ± 0,7 лет), ученики 6–7-х классов. Для оценки креативности детей использовали тест Э. П. Торренса (адаптация Е. И. Щебланова). Для описания копинг-стратегий использовали методику «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана (адаптация Н. А. Сироты и В. М. Ялтонского). Для описания агрессивности и ее компонентов использован тест А. Басса и А. Дарки в адаптации А. А. Хвана; тревожность оценивалась с помощью теста Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина. В обработке использовался пакет программ SPSS. В целом по выборке при применении факторного анализа обнаружены связь компонента «беглость» с параметрами «чувство вины» и «личностная тревожность». Компоненты креативности «оригинальность» и «разработанность» не были связаны с изучаемыми параметрами. Компонент «гибкость» связан с копинг-стратегией «поиск социальной поддержки».
Далее отдельно были рассмотрены группы детей с разным уровнем креативности. С этой целью дети были разделены на группы выше среднего значения общего параметра креативности и ниже среднего значения. Дальнейший анализ результатов раздельно детей с разным уровнем креативности показал, что у более креативных детей компоненты креативности в большей мере связаны с тревожностью, тогда как у детей с менее выраженной креативностью они связаны с агрессивностью. Таким образом, различие в результатах в разных исследованиях могут быть обусловлены тем, что разные компоненты креативности не одинаковым образом связаны с агрессивностью и тревожностью. Компоненты «оригинальность» и «разработанность» не связаны ни с одним из изучаемых психологических параметров. Более того, у детей с разным уровнем креативности неодинаковые связи компонентов креативности с этими параметрами.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Беляева, Е. М. (2020) Взаимосвязь параметров сенсомоторной интеграции с параметрами тестов креативности (сравнительный анализ). Вестник психофизиологии, № 2, с. 75–80.
Богоявленская, Д. Б. (2002) Психология творческих способностей. М.: Академия, 320 c.
Выготский, Л. С. (1998) Психология искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 480 с.
Дерманова, И. Б. (ред.). (2002) Исследование тревожности (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханин). В кн.: Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Речь, с. 124–126.
Иванюшина, В. А., Титкова, В. В., Александров, Д. А. (2016) Подростковая агрессия: групповые нормы и социальный статус среди сверстников. Социологический журнал, т. 22, № 1, с. 54–71. https://doi.org/10.19181/socjour.2016.22.1.1294
Нартова-Бочавер, С. К. (2019) Жизненная среда как источник стресса и ресурс его преодоления: возвращаясь к психологии повседневности. Психологический журнал, т. 40, № 5, с. 15–26. https://doi.org/10.31857/S020595920006072-5
Нартова-Бочавер, С. К. (2023) Стресс и антистресс в современных исследованиях. Человек, т. 34, № 4, с. 7–10.
Николаева, Е. И. (2011) Эволюционные корни креативности. В кн.: В. М. Аллахвердов, С. С. Белова, Н. П. Бехтерева. Творчество: от биологических оснований к социально-культурным феноменам. М.: Изд-во Института психологии РАН, с. 33–66.
Николаева, Е. И. (2017) Психология детского творчества. СПб.: Питер, 240 с.
Николаева, Е. И., Беляева, Е. М. (2015) Креативность как механизм снижения агрессивности у подростков в 12–13 лет. Актуальные проблемы психологического знания, № 4 (37), с. 106–113.
Николаева, Е. И., Беляева, Е. М. (2021) Связь когнитивного контроля с параметрами креативности, оцененными с помощью теста У. Торренса и Дж. Гилфорда. Вестник психофизиологии, № 4, с. 43–49. https://doi.org/10.34985/z3445-7477-7107-b
Николаева, Е. И., Вергунов, Е. Г., Плотников, С. Г. (2014) Соотношение показателей общего и невербального интеллекта и креативности с оценками по предметам у учащихся четвертых классов. Вестник практической психологии образования, № 3 (40), с. 106–109.
Николаева, Е. И., Яворович, К. Н. (2013) Характеристики сенсомоторной реакции у юношей и девушек с разной выраженностью латеральных признаков. Вопросы психологии, № 5, с. 133–141.
Парфенова, Т. А. (2015) Взаимосвязь уровня проявления тревожности и успешности учебной деятельности младших подростков. Поволжский педагогический вестник, № 3 (8), с. 76–80.
Разумникова, О. М., Николаева, Е. И. (2019) Возрастные особенности тормозного контроля и проактивная интерференция при запоминании зрительной информации. Вопросы психологии, № 2, с. 124–132.
Сирота, Н. А., Ялтонский, В. М. (1994) Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева, № 1, с. 63–74.
Ушаков, Д. В. (2020) Менталитет и социально-экономические достижения стран. Вестник Российской академии наук, т. 90, № 3, с. 224–231. https://doi.org/10.31857/S086958732003024X
Хван, А. А., Зайцев, Ю. А., Кузнецова, Ю. А. (2008) Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки. Психологическая диагностика, № 1, с. 35–58.
Шумакова, Н. Б. (2019) Представление о творческой и успешной личности у интеллектуально одаренных подростков. Вопросы психологии, № 4, с. 88–99.
Щебланова, Е. И. (1995) Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов. М.: ИНТОР, 48 с.
Daikoku, T., Fang, O., Hamada, T. et al. (2021) Importance of environmental settings for the temporal dynamics of creativity. Thinking Skills and Creativity, vol. 41, pp. 100–111. http://dx.doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100911
Kashapov, M. M., Ogorodova, T. V., Pavlova, S. A. (2016) Relationship between aggression and creativity in senior preschool children. Procedia — Social and Behavioral Sciences, vol. 233, pp. 264–268. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.121
Nikolaeva, E. I., Belousova, L. V. (2018) Personality as moderator of aging effects on inhibition functions and brain activity. International Journal of Psychophysiology, vol. 131, no. S, pp. S96.
Xiang, S., Qi, S., Li, Y. et al. (2021) Trait anxiety moderates the effects of tDCS over the dorsolateral prefrontal cortex (DLPFC) on creativity. Personality and Individual Differences, vol. 177, article 110804. https://doi. org/10.1016/j.paid.2021.110804
REFERENCES
Belyaeva, E. M. (2020) Vzaimosvyaz’ parametrov sensomotornoj integratsii s parametrami testov kreativnosti (sravnitel’nyj analiz) [Correlation of sensorimotor integration parameters with parameters of creativity tests (comparative analysis)]. Vestnik psihofiziologii — Psychophysiology News, no. 2, pp. 75–80. (In Russian)
Bogoyavlenskaya, D. B. (2002) Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostej [Psychology of creative abilities]. Moscow: Akademiya Publ., 320 p. (in Russian)
Daikoku, T., Fang, O., Hamada, T. et al. (2021) Importance of environmental settings for the temporal dynamics of creativity. Thinking Skills and Creativity, vol. 41, pp. 100–111. http://dx.doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100911 (In English)
Dermanova, I. B. (ed.). (2002) Issledovanie trevozhnosti (Ch. D. Spilberger, adaptatsiya Yu. L. Khanin) [Study of anxiety (Ch. D. Spielberger, adaptaed by Yu. L. Khanin)]. In.: Diagnostika emotsional’no-nravstvennogo razvitiya [Diagnostics of emotional and moral development]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., pp. 124–126. (In Russian)
Ivanyushina, V. A., Titkova, V. V., Aleksandrov, D. A. (2016) Podrostkovaya agressiya: gruppovye normy i sotsial’nyj status sredi sverstnikov [Adolescent aggression: group norms and social status among peers]. Sotsiologicheskij zhurnal — Sociological Journal, vol. 22, no. 1, pp. 54–71. https://doi.org/10.19181/socjour.2016.22.1.1294 (In Russian)
Kashapov, M. M., Ogorodova, T. V., Pavlova, S. A. (2016) Relationship between aggression and creativity in senior preschool children. Procedia — Social and Behavioral Sciences, vol. 233, pp. 264–268. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.121 (In Russian)
Khvan, A. A., Zajtsev, Yu. A., Kuznetsova, Yu. A. (2008) Standartizatsiya oprosnika A. Bassa i A. Darki [Standardization of the questionnaire of A. Bass and A. Darki]. Psikhologicheskaya diagnostika, no. 1, pp. 35–58. (In Russian)
Nartova-Bochaver, S. K. (2019) Zhiznennaya sreda kak istochnik stressa i resurs ego preodoleniya: vozvrashchayas’ k psikhologii povsednevnosti [Human environment as a source of stress and a resource to overcome it: returning to the psychology of everyday life]. Psikhologicheskij zhurnal, vol. 40, no. 5, pp. 15–26. https://doi.org/10.31857/S020595920006072-5 (In Russian)
Nartova-Bochaver, S. K. (2023) Stress i antistress v sovremennykh issledovaniyakh [Stress and anti-stress in modern research]. Chelovek, vol. 34, no. 4, pp. 7–10. (In Russian)
Nikolaeva, E. I. (2011) Evolyutsionnye korni kreativnosti [The evolutionary roots of creativity]. In: V. M. Allakhverdov, S. S. Belova, N. P. Bekhtereva. Tvorchestvo: ot biologicheskikh osnovanij k sotsial’no-kul’turnym fenomenam [Creativity: from biological foundations to socio-cultural phenomena]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., pp. 33–66. (In Russian)
Nikolaeva, E. I (2017) Psikhologiya detskogo tvorchestva [Psychology of children’s creativity]. Saint Petersburg: Piter Publ., 240 p. (In Russian)
Nikolaeva, E. I., Belousova, L. V. (2018) Personality as moderator of aging effects on inhibition functions and brain activity. International Journal of Psychophysiology, vol. 131, no. S, pp. S96. (In English)
Nikolaeva, E. I., Belyaeva, E. M. (2015) Kreativnost’ kak mekhanizm snizheniya agressivnosti u podrostkov v 12–13 let [Creativity as a mechanism for 12-13 years old teenager’s aggression decrase]. Aktual’nye problemy psikhologicheskogo znaniya — Actual problems of psychological knowledge, no. 4 (37), pp. 106–113. (In Russian)
Nikolaeva, E. I., Belyaeva, E. M. (2021) Svyaz’ kognitivnogo kontrolya s parametrami kreativnosti, otsenennymi s pomoshch’yu testa U. Torrensa i Dzh. Gilforda [Relationship of cognitive control with creativity parameters estimated with the test by W. Torrance and J. Guilford]. Vestnik psikhofiziologii — Psychophysiology News, no 4, pp. 43–49. https://doi.org/10.34985/z3445-7477-7107-b (in Russian)
Nikolaeva, E. I., Vergunov, E. G., Plotnikov, S. G. (2014) Sootnoshenie pokazatelej obshchego i neverbal’nogo intellekta i kreativnosti s otsenkami po predmetam u uchashchihsya chetvertykh klassov [The correlation of indicators of general and non-verbal intelligence and creativity with grades in subjects of fourth-grade students]. Vestnik prakticheskoj psikhologii obrazovaniya — Bulletin of Practical Psychology of Education, no. 3 (40), pp. 106–109. (In Russian)
Nikolaeva, E. I., Yavorovich, K. N. (2013) Kharakteristiki sensomotornoj reaktsii u yunoshej i devushek s raznoj vyrazhennost’yu lateral’nyh priznakov [Characteristics of the sensorimotor reaction in boys and girls with different expression of lateral characteristics]. Voprosy psikhologii, no. 5, pp. 133–141. (In Russian)
Parfenova, T. A. (2015) Vzaimosvyaz’ urovnya proyavleniya trevozhnosti i uspeshnosti uchebnoj deyatel’nosti mladshikh podrostkov [The relationship between symptoms of anxiety and success in educational activity of younger adolescents]. Povolzhskij pedagogicheskij vestnik — Volga Region Pedagogical Bulletin, no. 3 (8), pp. 76–80. (In Russian)
Razumnikova, O. M., Nikolaeva, E. I. (2019) Vozrastnye osobennosti tormoznogo kontrolya i proaktivnaya interferentsiya pri zapominanii zritel’noj informatsii [Age characteristics of inhibition control in the model of proactive interference]. Voprosy psikhologii, no. 2, с. 124–132. (In Russian)
Shcheblanova, E. I. (1995) Kratkij test tvorcheskogo myshleniya. Figurnaya forma: posobie dlya shkol’nykh psikhologov [A brief test of creative thinking. Figurative form: Manual for school psychologists]. Moscow: INTOR Publ., 48 p. (In Russian)
Shumakova, N. B. (2019) Predstavlenie o tvorcheskoj i uspeshnoj lichnosti u intellektual’no odarennykh podrostkov [The notion of a creative and successful person in intellectually gifted adolescents]. Voprosy psikhologii, no. 4, pp. 88–99. (In Russian)
Sirota, N. A., Yaltonskij, V. M. (1994) Koping-povedenie i psikhoprofilaktika psikhosotsial’nykh rasstrojstv u podrostkov [Coping behavior and psychoprophylaxis of psychosocial disorders in adolescents]. Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoj psikhologii imeni V. M. Bekhtereva — V. M. Bekhterev Review of Psychiatry and Medical Psychology, no. 1, pp. 63–74.
Ushakov, D. V. (2020) Mentalitet i sotsial’no-ekonomicheskie dostizheniya stran [Mentality and socioeconomic achievements of countries]. Vestnik Rossijskoj akademii nauk, vol. 90, no. 3, pp. 224–231. https://doi.org/10.31857/S086958732003024X (In Russian)
Vygotsky, L. S. (1998) Pskihologiya iskusstva [Psychology of Art]. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 480 p. (In Russian)
Xiang, S., Qi, S., Li, Y. et al. (2021) Trait anxiety moderates the effects of tDCS over the dorsolateral prefrontal cortex (DLPFC) on creativity. Personality and Individual Differences, vol. 177, article 110804. https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.110804 (In English)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Евгения Михайловна Беляева

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.